Гендерные особенности эмоционально-личностной сферы первоклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 27.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Евстюничев, Д. А. Гендерные особенности эмоционально-личностной сферы первоклассников / Д. А. Евстюничев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — URL: https://moluch.ru/archive/542/118676/ (дата обращения: 30.10.2024).



В данной статье рассматриваются гендерные особенности готовности к обучению среди учащихся средней школы. Выводы показывают разницу в мотивации девочек и мальчиков к обучению, т. е. девочки более заинтересованы в обучении и имеют более высокие требования к школе, чем мальчики.

Ключевые слова: мотивация к обучению, положительная оценка, гендерные особенности, познавательный интерес, мотивация.

Сегодня трудно переоценить роль школьного периода в жизни ребенка. Его успешность во многом зависит от развития личности ученика средней школы, его личностных качеств, сформированных под влиянием тех или иных особенностей школьного периода.

Основной целью школьного обучения является развитие психологических механизмов, способных к самореализации и саморазвитию, поэтому движущей силой развития ребенка младшего школьного возраста выступают познавательные потребности. Это определяет жажду знаний. Младший школьный возраст характеризуется огромными ресурсами для развития у детей мотивации к обучению [4].

Необходимо развивать у детей определенные личностные качества, такие как инициативность, ответственность и самостоятельность, которые необходимы для адаптации к новым условиям современного общества. Этого можно добиться с помощью высокого уровня мотивации к обучению.

Исследования мотивации к обучению у учащихся средней школы представлены в работах Дж. Брунера, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Е. П. Ильина, А. К. Марковой, А. Маслоу, А. Н. Леонтьева, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и других.

Однако вопрос о гендерных различиях в мотивации к обучению остается недостаточно изученным.

Цель работы — выявить различия в желании учиться между мальчиками и девочками в начальной школе. Мы предположили, что девочки более мотивированы к обучению и имеют более высокое отношение к школе, чем мальчики, а также у девочек преобладает мотивация к обучению, а у мальчиков — позиционная.

В исследовании использовался опросник Н. Г. Рускановой для изучения отношения к школе и методика М. Р. Гинзбурга «Изучение мотивации к обучению у учащихся средней школы». Всего в исследовании приняли участие 53 четвероклассника. Из них 30 девочек и 23 мальчика. Результаты определения отношения к школе на рисунке 1.

Распределение обучающихся 4 классов по уровню учебной мотивации

Рис. 1. Распределение обучающихся 4 классов по уровню учебной мотивации

В соответствии с данным графиком, можно сделать вывод о том, что уровень учебной мотивации девочек в 4-х классах выше, чем у мальчиков. Также стоит отметить тот факт, что девочек в целом меньше среди тех, кто имеет низкий уровень мотивации и школьной дезадаптации, чем мальчиков. В результате этого можно сделать вывод о том, что в силу гендерной особенности девочек (у них более развиты вербальные навыки, благодаря этому многие конфликтные ситуации решаются посредством беседы) они лучше подходят друг другу в общении, чем мальчики. Создается благоприятный фон для развития учебной деятельности, при этом уровень мотивации к обучению становится выше. Далее нами была рассмотрена выраженность учебных мотивов у мальчиков и девочек, а также выявлены доминирующие мотивы (Рис.2.).

Выраженность учебных мотивов мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Рис. 2 Выраженность учебных мотивов мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Из рисунка можно сделать вывод о том, что у большинства мальчиков младшего школьного возраста уровень учебной мотивации находится на уровне ниже среднего. В качестве доминирующего мотива используется позиционный. Такие дети довольно хорошо адаптированы в учебной среде, хотя посещают занятия преимущественно ради социализации с товарищами и преподавателями. Также преобладание мотива статуса может свидетельствовать о стремлении к самореализации — занятии руководящих мест в учебной группе, оказании воздействия на взгляды сверстников. Образовательный стимул занимает второе место по важности, тогда как общественный — третье. Это значит, что юноши стремятся применять свои познания во благо общества, завоевать похвалу и уважение среди ровесников. Процент мальчиков, движимых игрой или стремлением получить оценку, является самым маленьким, следовательно, это не главные стимулы для них. Познание стимулов развито в меньшей мере. У девочек младшего школьного возраста преобладает учебный мотив. Данные показатели имеют большинство девочек начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Однако вторым по значимости идет позиционный мотив, это значит, что девочки через хорошее обучение, получает одобрение и признание со стороны сверстников и родителей, а это в свою очередь влияет на их самооценку (успешная учеба = одобрение и принятие родителей = хорошая самооценка).

Для проверки гипотезы был применен метод математической статистики Манна — Уитни (табл. 1).

Таблица 1

Выраженность показателя учебной мотивации у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Показатель

Девочки

Мальчики

Uэмп

Уровень отношения к школе

20,06

15,30

0,001**

Выраженность учебных мотивов

Внешний мотив

0,6

0,39

275,5

Учебный мотив

2,7

1,6

246,5*

Игровой мотив

1

0,7

314,5

Получение отметки

1,3

0,6

284,5

Позиционный мотив

2,4

3

329,5

Социальный мотив

3

2,6

330,5

Примечание:**p ≤ 0,01; *p ≤ 0,05

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что уровень учебной мотивации у девочек младшего школьного возраста выше, чем уровень учебной мотивации мальчиков. Внешний и игровой мотивы имеют самые низкие показатели и среди мальчиков, и среди девочек. Это говорит о том, что эти мотивы не являются значимыми. Учебный и социальный мотивы являются доминирующими у девочек. Позиционный же мотив доминирует у мальчиков.

В результате нашего исследования наша гипотеза была подтверждены. Мы выявили, что существуют различия в учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста, а именно: у мальчиков — уровень учебной мотивации ниже, так как они больше боятся последствий неудачи, которая сказывается на самооценке и принятии окружающими, а у девочек — уровень учебной мотивации выше, так как в этом возрасте ими управляет желание достичь результатов и получить социальное одобрение.



Задать вопрос