Статья посвящена анализу международного влияния и роли Международного валютного фонда (МВФ) на различных этапах его существования, а также на взаимодействии с его членами. Основная мысль текста заключается в том, что МВФ, являясь ключевым игроком на мировой финансовой арене, выполняет многофункциональные задачи, которые включают не только предоставление кредитов, но и обеспечение экономической стабильности через мониторинг и рекомендации, адаптированные к конкретным странам-участникам.
Таким образом, статья углубленно исследует не только историческую и организационную структуру МВФ, но и его практическое значение для современного мировой экономики, показывая, что фонд выступает как неотъемлемая часть механизма международного финансового сотрудничества.
Ключевые слова: МВФ, Международный валютный фонд, национальная валюта, участники, государства
К началу XXI века сложилась ситуация, при которой не все государства, входящие в Международный валютный фонд (МВФ), обладают полноценным суверенитетом и не являются членами Организации Объединённых Наций (ООН). В числе участников МВФ имеются территории, которые не признаны многими странами и обладают специфическим статусом. Эти территории находятся под управлением государств — полноправных членов ООН, к таким относятся Кюрасао, Аруба, Макао, Гонконг и Косово. Члены МВФ назначаются корпоративными организациями и обладают правом голоса. Государства — участники МВФ также взаимодействуют с Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Сотрудничество МВФ с участниками основывается на квотах и предоставлении финансовой поддержки. Характер этого сотрудничества зависит от статуса страны в МВФ: является ли она донором средств или же получателем помощи. Таким образом, взаимодействие между МВФ и его членами строится на принципе, согласно которому «сильные поддерживают слабых».
Ранее Куба и Тайвань были частью Международного валютного фонда, но Куба вышла из его состава в 1964 году, а Тайвань был исключён в 1980 году после утраты поддержки со стороны президента США Джимми Картера, в результате чего на его место вступила Китайская Народная Республика. Несмотря на это, Тайвань всё ещё значится в официальных реестрах МВФ как самостоятельная территория. Кроме Кубы, три других страны также не являются членами фонда: это Монако, Лихтенштейн и Северная Корея. 16 октября 2020 года Андорра стала 190-м членом данной международной организации [1]. В отношении стран постсоветского пространства стоит отметить, что Польша покинула МВФ в 1950 году, предположительно под давлением Советского Союза, но вернулась в 1986 году. Чехословакия, которая впоследствии распалась, была исключена в 1954 году за непредоставление необходимых данных, но в 1990 году, после Бархатной революции, вновь была принята в МВФ.
С момента создания Международного валютного фонда (МВФ) роль стран-участниц изменялась. Некоторые государства неизменно выступают в роли доноров, в то время как другие стабильно находятся в числе тех, кто пользуется помощью. Третьи же страны за этот период плавно изменили свою позицию, перейдя от статуса получателей к статусу доноров.
Соединенные Штаты Америки являются основным донором среди стран-участниц МВФ. На протяжении всей истории фонда эта страна ни разу не получала помощь. Поэтому США занимают доминирующее положение в МВФ, обладая большинством голосов и правом вето.
В настоящее время основными получателями помощи от МВФ являются Аргентина (41,7 миллиарда долларов), Украина (13,8 миллиарда долларов) и Египет (13,6 миллиарда долларов).
Российская Федерация, как часть Советского Союза, участвовала в Бреттон-Вудской конференции. Тем не менее, из-за холодной войны и несогласий с западной политикой, она не подписала устав Международного валютного фонда (МВФ). Подобные обстоятельства в 1950–1960-х годах привели к выходу из МВФ таких стран, как Чехословакия, Польша и Куба. В начале 1990-х годов государства постсоветского пространства и бывшие республики СССР начали проводить значительные экономические и политические реформы. Их задачей стало преобразование централизованной плановой экономики в рыночную и интеграция с мировой экономикой. В результате, в 1990-х годах, страны этого региона стали членами МВФ, за исключением КНДР и Кубы. Россия присоединилась к МВФ 1 июня 1992 года, и остальные государства СНГ и Балтии сделали это в период с апреля по сентябрь того же года. В ходе своего членства Россия получила около 15,6 миллиарда специальных прав заимствования для поддержки своей финансовой системы. В январе 2005 года Россия полностью расплатилась с МВФ, что дало ей возможность стать кредитором Фонда. Это решение Совета директоров МВФ включило Россию в План финансовых операций Фонда, установив её как активного участника в финансовых операциях МВФ [2].
Деятельность Международного валютного фонда в отношении стран-участниц часто становится объектом критики. Оппоненты утверждают, что кредиты, которые предоставляет фонд, а также его рекомендации, могут негативно сказаться на странах-заёмщиках. Кроме того, звучат обвинения в том, что МВФ не только не смог предотвратить ряд значительных экономических кризисов, но и своими действиями способствовал их возникновению, вмешиваясь в экономическую политику многих государств-членов организации.
Эксперты из «Информационного портала РФ» в публикации от 25 марта 2018 года высказывают мнение, что вступление России в Международный валютный фонд после распада Советского Союза стало причиной экономического кризиса и привело к её статусу как государства третьего мира. Однако это утверждение можно оспорить. Кризис, охвативший Россию в 1990-х, был вызван не только массовой приватизацией, как считают некоторые специалисты, но во многом значительным отставанием страны от рыночной экономики, к которой Советский Союз долгое время не допускал. Это отставание оценивалось в 50–60 лет. Кроме того, сложности, с которыми столкнулась новая Российская Федерация, были связаны с её неспособностью адаптироваться к современным экономическим реалиям и наладить эффективные экономические связи с другими странами [5]. Деятельность Фонда координируется из Вашингтона, в дополнение к этому существуют представительства в Париже, Женеве, Токио и в Нью-Йорке при ООН.
Каждое государство имеет право подать заявку на вступление в Международный валютный фонд. На начальных этапах работы МВФ требования к новым членам были менее строгими. Члены организации должны регулярно перечислять взносы в соответствии со своей квотой, не вводить ограничения на валютные транзакции без согласия МВФ, соблюдать Кодекс поведения, который изложен в Статьях Устава фонда, и предоставлять сведения о состоянии своей экономики. Однако к правительствам, которые искали финансовую помощь у МВФ, предъявлялись более жесткие условия.
Государства, которые стали членами Международного валютного фонда в период с 1945 по 1971 год, взяли на себя обязательство поддерживать фиксированные курсы своих валют относительно доллара США. Для Соединенных Штатов это означало сохранение стоимости доллара в золотом эквиваленте. Эти курсы могли быть изменены, но только для устранения «основного дисбаланса» в платёжном балансе и с согласия МВФ. Данная система обменных курсов, известная как Бреттон-Вудская, функционировала до 1971 года, когда правительство США временно прекратило возможность обмена долларов на золото.
С тех пор участники Международного валютного фонда получили возможность самостоятельно определять поведение своей национальной валюты на рынке. Они могут выбрать свободное плавание, установить привязку к другой валюте или группе валют, а некоторые даже используют валюту другой страны в качестве своей. Кроме того, участники могут формировать валютные блоки. Совместно с МВФ был основан Международный банк реконструкции и развития, который более известен как Всемирный банк. Его основная задача — поддержка долгосрочного экономического роста, в том числе через финансирование инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог и улучшение систем водоснабжения [3].
Государства, которые осуществили реструктуризацию своих долгов, обычно обращались за финансированием к Международному валютному фонду и следовали рекомендациям по макроэкономической стабилизации, предложенным его специалистами. Даже если сумма, полученная от МВФ, была незначительной, его участие служило для кредиторов сигналом о том, что страна предпринимает серьезные меры для решения вопросов внешнего долга. Следует отметить, что страны, входящие в состав МВФ, имеют доступ к информации о экономической политике всех своих членов, могут оказывать влияние на экономические стратегии других государств-участников, предоставлять техническую помощь в банковской сфере, налоговых вопросах и валютных операциях, а также финансовую поддержку в случае возникновения проблем с платежами, что открывает дополнительные возможности для торговли и инвестиций.
Квоты определяются с учётом доли стран в глобальной экономике и торговле. При вычислении квот принимаются во внимание такие параметры, как валовой внутренний продукт, объем операций по текущим статьям платёжного баланса, колебания текущих внешних поступлений и официальные золотовалютные резервы. В результате этого квоты распределяются неравномерно [4]. До 1978 года до 25 % квот оплачивались золотом, в то время как в настоящее время — резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами, которые устанавливаются Международным валютным фондом с согласия стран-эмитентов этих валют). Остальные 75 % суммы подписки оплачиваются в национальной валюте. Квоты пересматриваются как минимум раз в пять лет.
В связи с изменениями в положении и значимости отдельных стран-членов Международного валютного фонда на мировой арене, наблюдается рост квот для Германии, Японии и ряда других государств, включая нефтяные экспортёры, такие как Саудовская Аравия, который опережает увеличение квот для других стран. Это обстоятельство привело к росту доли квот этих государств в капитале Фонда. Тем не менее, общее увеличение ресурсов МВФ значительно отстает от темпов роста мирового ВВП и еще более заметно от динамики международных платежей по текущим операциям. Следует подчеркнуть, что для предоставления кредитов странам-участникам используется не весь капитал Международного валютного фонда, а лишь ограниченный набор валют, которые руководство Фонда включает в свой квартальный операционный бюджет. Эти валюты принадлежат государствам-членам, чьи платёжные балансы и международные резервы Фонд считает достаточно устойчивыми. Список валют, применяемых для кредитных операций, регулярно обновляется в зависимости от ситуации в странах, выпускающих эти валюты. Тем не менее, основную часть операционного бюджета составляют средства в валютах, которые МВФ классифицирует как «свободно используемые» (в настоящее время это доллар США, японская иена, немецкая марка, английский фунт стерлингов и французский франк).
Кроме своих собственных ресурсов, Международный валютный фонд (МВФ) имеет возможность привлекать заемные средства. В этой связи страны, входящие в «группу десяти», а также их центральные банки, такие как Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Немецкий Федеральный Банк, Нидерланды, США, Франция, Шведский Государственный Банк и Япония, подписали с фондом Генеральные соглашения о займах (ГСЗ). Эти соглашения начали действовать 24 октября 1962 года. В 1964 году Швейцарский Национальный Банк стал ассоциированным членом МВФ. С апреля 1984 года он полностью участвует в деятельности фонда.
В соответствии с соглашениями о кредитах, странам-участницам или их центральным банкам предоставлялись кредитные линии от Фонда на постоянной основе. Общая сумма составила 6,5 миллиарда специальных прав заимствования (8,8 миллиарда долларов). Финансирование выделялось в тех случаях, когда возникала необходимость предотвратить или решить проблемы в международной валютной системе. Международный валютный фонд, в свою очередь, имел возможность предоставлять займы на срок от трех до пяти лет любым странам-участницам данных соглашений. Эти средства также могли быть использованы для финансовой поддержки стран, не входящих в соглашения, но при этом требовалось соблюдение более строгих условий. МВФ выплачивал проценты по займам, полученным в рамках соглашений, в соответствии с рыночными ставками и должен был вернуть кредиты в течение пяти лет.
В 1980-х годах Международный валютный фонд столкнулся с необходимостью увеличения объёма своих кредитных операций. Для укрепления своей финансовой базы Фонд начал привлекать заёмные средства, используя как многосторонние механизмы, так и двусторонние соглашения. Фонд получал кредиты от казначейств и центральных банков таких стран, как Бельгия, Саудовская Аравия, Швейцария, Япония и других. Кроме того, он также занимал средства у Банка международных расчётов, расположенного в Базеле. На протяжении всей своей истории Фонд ни разу не обращался за займами к частным банкам, хотя его устав допускает такую возможность.
В настоящее время Международный валютный фонд (МВФ) выдает кредиты в иностранной валюте странам-участникам с целью достижения двух ключевых задач [6].
Первая задача заключается в покрытии дефицита платёжных балансов, что подразумевает увеличение валютных резервов государственных финансовых учреждений и центральных банков. Вторая задача связана с поддержкой макроэкономической стабильности и структурной трансформации экономики, включая финансирование государственных бюджетных расходов.
В уставе МВФ для обозначения его кредитной деятельности используются два термина: «сделка» (предоставление валютных средств из ресурсов Фонда) и «операция» (оказание финансовых и технических услуг с использованием заёмных средств). Управление собственными («общими») и привлечёнными ресурсами осуществляется отдельно. МВФ предоставляет кредиты исключительно официальным учреждениям — казначействам, министерствам финансов, стабилизационным фондам и центральным банкам.
Государство, нуждающееся в иностранной валюте, может либо приобрести её (покупка), либо занять (привлечение) в обмен на эквивалентную сумму в своей национальной валюте. Полученные средства затем зачисляются на счёт Международного валютного фонда (МВФ) в центральном банке данной страны. При разработке механизма функционирования фонда предполагалось, что страны-участницы будут демонстрировать более или менее равномерный интерес к различным валютам. В связи с этим, их национальные валюты, поступающие в МВФ, будут перемещаться от одной страны к другой.
Международный валютный фонд (МВФ) играет ключевую роль в обеспечении финансовой стабильности и экономического роста стран, столкнувшихся с кризисами [7]. Его функция как помощника государства в трудные времена заключается не только в предоставлении финансовых ресурсов, но и в экспертизе и мониторинге экономических процессов. МВФ предлагает странам руководство, основанное на лучших международных практиках, что помогает не только преодолевать текущие трудности, но и закладывать основу для устойчивого развития в будущем.
Однако важно отметить, что взаимодействие с МВФ также несет определенные обязательства. Страны должны быть готовы к проведению структурных реформ, которые могут быть непопулярны, но необходимы для восстановления экономической стабильности. Тем не менее, такие меры могут привести к долгосрочным позитивным изменениям, повышая конкурентоспособность и вовлекая страны в глобальную экономику.
Таким образом я делаю вывод о том, что МВФ выступает не просто как кредитор, а как партнер, способствующий развитию. Его гибкость и адаптивность позволяют реагировать на уникальные вызовы, стоящие перед каждой отдельной страной, что делает фонд важным инструментом в мировой экономической архитектуре.
Литература:
- Официальный сайт Международного валютного фонда. — Режим доступа: https://www.imf.org (Дата обращения: 23.10.2024)
- Официальный сайт НИУ «Высшая школа экономики». — Режим доступа: httр://www.hsе.ru/оrg (Дата обращения: 23.10.2023)
- Доклад о торговле и развитии, 2015 год. Обзор.//Конференция Организации Объединённых Наций по торговле и развитию, ЮНКТАД. — Женева. — 39 с
- Аттокурова Н.С Международный валютный фонд: теория и практика, проблемы и перспективы. Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 28–1. С. 37–42.
- Информационный портал. — Режим доступа: https://infoportalru.ru/kak-mvf-v-90-gody-unichtozhal-rossiju.html (Дата обращения: 23.10.2023)
- Хадарцева Л. С., Саркисян А. А. Основные аспекты деятельности МВФ. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 3. С. 108–111.
- Папава, В. Г. Международный валютный фонд: достижения и ошибки / В. Г. Папава. — Тбилиси: Компания Империал, 2015. — 86 с.