Использование методических идей А. Н. Колмогорова в современной педагогической практике учреждений среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.10.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, О. Б. Использование методических идей А. Н. Колмогорова в современной педагогической практике учреждений среднего профессионального образования / О. Б. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 317-319. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118535/ (дата обращения: 03.12.2024).



Методические идеи Андрея Николаевича Колмогорова — выдающегося российского ученого XX века, описывались и публиковались самим автором, его учениками и последователями в материалах журналов «Квант» [1], «Математика в школе» [2] и других изданиях. Систематизировав методические идеи А. Н. Колмогорова, можно выделить несколько основных концепций и адаптировать их для применения в работе системы среднего профессионального образования. Продемонстрируем, что изучение ретроинновационных аспектов изменений в образовании оправдано и применимо в современной педагогической практике [3].

Результаты систематизации и адаптации методических идей представлены в Таблице 1.

Таблица 1

п/п

Методические идеи А. Н. Колмогорова

Адаптация идей для применения в современной системе среднего профессионального образования

1

Индивидуализация учебного плана / рабочей программы дисциплины [2]

Выполнение корректировки рабочих программ профильных дисциплин относительно требований меняющегося рынка труда и запросов потенциальных работодателей

2

Привлечение к преподаванию активно работающих ученых

Привлечение к преподаванию представителей с производства, практиков / потенциальных работодателей

3

Включение обучающихся в реальную научную работу

Использование в качестве учебных заданий реальные производственные задачи

4

Доступное, образное объяснение материала

Выполнение задания преподавателем с демонстрацией процесса

5

Творческий подход к поиску решения задачи / имитация научного исследования

Инициирование самостоятельного поиска метода решения задачи каждым студентом

6

Проведении летней физико-математической школы как одной из форм выявления математически одаренных детей [1, 3]

Проведение среди студентов летних заочных (дистанционных) турниров

7

Всестороннее развитие личности, следование принципу «Математика всюду»

Формирование профессионального подхода к любым задачам в различных сферах деятельности

Аргументируем и подробнее опишем каждую из сформулированных идей:

  1. Выполнение корректировки рабочих программ профильных дисциплин.

Описывая этот позицию, следует обратить внимание на активно развивающийся сегодня Федеральный проект «Профессионалитет», который стал одной из инициатив в области социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Он является движущей силой модернизации системы среднего профессионального образования в России. Его главные задачи определены так: внедрение отраслевых моделей подготовки кадров и массовое обучение специалистов среднего звена и рабочих по востребованным направлениям.

Среди ключевых задач проекта выделяют создание образовательно-производственных центров (кластеров) и образовательных кластеров среднего профессионального образования, которые представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики, действующих в отраслях, характерных для субъектов малого и среднего предпринимательства и социальной сферы. В рамках проекта «Профессионалитет» создаются так называемые Центры компетенций образовательной деятельности, в функционал которых входит разработка рабочих программ профильных дисциплин с учетом требований современной экономики.

Таким образом, эта адаптированная методическая идея на текущий момент времени находит свое реальное воплощение на федеральном уровне.

  1. Привлечение к преподаванию представителей с производства.

Аргументируя этот тезис, вновь сошлемся на проект «Профессионалитет», участвуя в котором образовательная организация среднего профессионального образования тесно контактирует с производственными предприятиями, что позволяет в педагогической деятельности использовать опыт мастеров-практиков, привлекая их в учебные аудитории, лаборатории и мастерские для трансляции своего профессионального опыта. Это подтверждает реализуемость и актуальность рассматриваемой методической идеи.

  1. Использование в качестве учебных заданий реальные производственные задачи.

Обязательной частью получения среднего профессионального образования является производственная практика. Для обучающихся это не только возможность посетить предприятия отрасли, но и применить полученные навыки и знания в реальном производственном процессе.

Хорошей демонстрацией реализации этой идеи служит создание индустриальных парков — современных многофункциональных комплексов с возможностью размещения любых видов производств, на которые работодатели приглашают студентов колледжей — своих будущих молодых специалистов. Так, студенты колледжей Москвы активно вовлекаются в производственную среду на инновационной площадке подготовки в индустриальном парке «Руднево», открытой в сентябре 2024 года президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.

Анализируя осовремененную идею А. Н. Колмогорова, можно сказать, что она осуществляется.

  1. Выполнение задания преподавателем с демонстрацией процесса.

В подготовке обучающихся по разным специальностям от преподавателя или мастера производственного обучения требуется владение профессиональными навыками на высоком уровне. Осуществляя демонстрацию своего опыта напрямую студентам, в мастерской или лаборатории, оборудованной в соответствии с поставленными задачами, сопровождая демонстрационный процесс комментариями, преподаватель передает свой опыт практическим путем. Это позволяет обеспечить глубокое понимание не только теоретических аспектов учебного материала, но и практических навыков, необходимых для будущей профессии. Кроме того, использование современного оборудования и технологий в учебном процессе делает занятия более наглядными и увлекательными. Студенты получают возможность работать с реальными инструментами и материалами на профессиональном оборудовании, что значительно увеличивает их мотивацию и интерес к учебе. Подобный опыт формирует уверенность в своих силах и способствует развитию профессиональной идентичности, что особенно важно для молодого специалиста.

  1. Инициирование самостоятельного поиска метода решения задачи каждым студентом.

Эта методическая находка А. Н. Колмогорова очень хорошо работает на практике и действительно оказывает положительное влияние на результаты обучения. Призыв преподавателя к самостоятельному поиску решения способствует развитию ключевых навыков современного обучающегося: анализа и сопоставления различных методов и подходов, критического мышления, способности к самоорганизации, развивает уверенность в своих способностях. Когда студенты самостоятельно исследуют различные методы решения поставленной задачи, они не только углубляют свои знания, но и учатся применять их на практике. Найденные правильные ответы укрепляют внутреннюю мотивацию и интерес к предмету. Это ведет к большему вовлечению в учебный процесс, студенты начинают чувствовать себя активными участниками своего обучения, а не пассивными получателями информации. Они учатся оценивать эффективность различных стратегий, что важно в будущей профессиональной деятельности. Внедрение в учебный процесс такого методического приема подчеркивает важность личной ответственности за обучение. Студенты осознают, что их успех зависит от их собственных усилий и стремления к знаниям. Это создает более осознанное отношение к обучению.

Таким образом, инициирование самостоятельного поиска решения задач является мощным инструментом, который способствует улучшению учебных результатов. Он формирует всесторонне развитых и независимых членов общества, готовых к вызовам как в академической среде, так и в профессиональной деятельности.

  1. Проведение среди студентов летних заочных (дистанционных) турниров.

Эта идея сегодня достаточно популярна и реализуется через организацию и проведение различными компаниями и образовательными организациями профессиональных летних турниров. В частности, для студентов IT-специальностей популярны хакатоны (англ. hackathon — hacker «хакер» + marathon «марафон») — это формат командных соревнований, в которых требуется за ограниченное время найти решение определенной профессиональной задачи. Например, активно ведется работа в рамках Некоммерческого открытого проекта Ассоциации Акселераторов и Бизнес-инкубаторов при поддержке Университета Инноваций и НОЦ, ЦМИТ «Кузница Технологий», используя официальный открытый электронный ресурс, на котором регулярно публикуются актуальные данных о предстоящих хакатонах: www.хакатоны.рф.

Таким образом, можем утверждать, что идея А. Н. Колмогорова о проведении летних математических школ для выявления, поддержания и развития одаренных детей, актуализированная в современной образовательной среде и осуществляемая с использованием информационных технологий, работает и популярна среди студентов средних профессиональных учебных заведений.

  1. Формирование профессионального подхода к любым задачам в различных сферах деятельности.

Эту сформулированную идею проиллюстрируем действующим сегодня проектом «Фиджитал», который поддерживается Всероссийской Федерацией Фиджитал Спорта (ВФФС) — общественной организацией, которая отвечает за развитие, продвижение и организацию массового спорта в формате функционально-цифрового многоборья.

Соревнования в фиджитал спорте проводятся в два этапа. В первой части участники соревнуются в виртуальном аналоге компьютерной игры, а во второй — в классическом виде спорта. Очки, набранные онлайн, суммируются с очками офлайн игры. Фиджитал можно устроить практически для любого вида спорта, у которого есть виртуальная версия.

Цель такого проекта — побеждать не только в компьютерной игре, но и в реальности, демонстрировать свои навыки в гибридном формате: и в игре, и в жизни, и в профессии.

Таким образом, сформулированная выше идея находит свои примеры в современной образовательной среде.

Делая выводы, можно утверждать, что адаптированные методические идеи А. Н. Колмогорова не только применимы в современной системе профессионального образования, но и действительно реализованы.

Литература:

  1. Колмогоров А. Н., Гусев В. А., Егоров А. А., Сурков Е. Л. Физико-математические школы-интернаты // Квант. 1970. № 1. С. 58––59.
  2. Новые программы и некоторые основные вопросы усовершенствования курса математики в средней школе // Математика в школе. 1967. № 2. С. 4––13.
  3. Богуславский М. В. Инновационные и ретроинновационные волны в современной российской образовательной политике: потенциал и риски // Ученые записки Орловского государственного университета. — № 3 (80). — 2018. — С. 215–218.
  4. Богуславский, М. В. Профессиональное самоопределение учащихся в физико-математической школе-интернате при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (вторая половина ХХ века) / М. В. Богуславский. — Текст: непосредственный // Национальное единство и региональное многообразие историко-педагогических интерпретаций прошлого и настоящего в развитии педагогической науки, системы образования и семьи. — Калуга: Редакционно-издательский центр ГАУ ДПО ВГАПО, 2024. — С. 372–376.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, идея, студент, учебный процесс, вид спорта, компьютерная игра, профессиональный подход, различная сфера деятельности, самостоятельный поиск метода решения задачи, современная образовательная среда.


Похожие статьи

Актуализация идей коллективного воспитания А. С. Макаренко в современной системе среднего профессионального образования

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

Математические задачи как средство формирования исследовательской компетенции у учащихся в классах физико-математического профиля

Возможности применения метода эвристических вопросов в преподавании правовых дисциплин

Методика преподавания дисциплины «Прикладная механика» в рамках формирующейся формы тотального дистанционного образования

Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Методические аспекты использования дидактических игр в подготовительном к школе возрасте в процессе формирования элементарных математических представлений

Применение метода наглядного моделирования в коррекционной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста

Похожие статьи

Актуализация идей коллективного воспитания А. С. Макаренко в современной системе среднего профессионального образования

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

Математические задачи как средство формирования исследовательской компетенции у учащихся в классах физико-математического профиля

Возможности применения метода эвристических вопросов в преподавании правовых дисциплин

Методика преподавания дисциплины «Прикладная механика» в рамках формирующейся формы тотального дистанционного образования

Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Методические аспекты использования дидактических игр в подготовительном к школе возрасте в процессе формирования элементарных математических представлений

Применение метода наглядного моделирования в коррекционной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста

Задать вопрос