Когнитивно-поведенческие особенности пожилых людей с различными возможностями самостоятельного проживания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Фомякова, А. С. Когнитивно-поведенческие особенности пожилых людей с различными возможностями самостоятельного проживания / А. С. Фомякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 121-130. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118517/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье исследуются когнитивно-поведенческие особенности людей пожилого возраста, которые проживают самостоятельно и в специальных учреждениях. Наше исследование направлено на изучение различий в когнитивно-поведенческих особенностях людей пожилого возраста для выявления и анализа проблематики динамичных негативных изменений в психологии людей пожилого возраста в зависимости от того, проживают ли они самостоятельно, или в специализированных учреждениях, где за ними осуществляется уход. Исследование проводилось на базе отделения временного проживания (ОВП) г. Копейска Челябинской области в октябре — ноябре 2023 г. В исследовании приняли участие 14 пожилых людей с различными возможностями (7 человек — живут самостоятельно, 7 человек — живут не самостоятельно). Возраст исследуемых 75–90 лет.

Ключевые слова : пожилой возраст, когнитивно-поведенческие особенности, отделение временного проживания.

The article investigates cognitive-behavioral features of elderly people who live independently and in institutions. Our research is aimed at studying the differences in cognitive-behavioral characteristics of the elderly to identify and analyze the problems of dynamic negative changes in the psychology of the elderly depending on whether they live independently or in specialized institutions where they are cared for. The study was conducted on the basis of the temporary residence department (TRD) of Kopeysk, Chelyabinsk region, in October — November 2023. 14 elderly people with different abilities (7 people — living independently, 7 people — not living independently) took part in the study. The age of those studied was 75–90 years old.

Keywords: older age, cognitive-behavioral features, temporary residence department

Термин «пожилой возраст» нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения, однако он, несомненно, связан с темпами биологического, психологического и социального старения. В пожилом возрасте неизбежны изменения, происходящие во внешности, фигуре и здоровье. Кроме этого, человек вынужден уходить из профессии, которая долгие годы являлась частью жизни, рушатся привычки, изменяется образ жизни, происходит переоценка «Я», финансовых возможностей. Пожилые женщины труднее воспринимают изменения, связанные с телом, здоровьем, красотой, а мужчины с профессией, материальным статусом и достатком [3, с. 234].

Российский ученый К. А. Боженкова, писала, что пожилые люди постепенно отделяются от социума и полностью эмоционально изолируются. Такое осознанное поведение приводит к раннему старению, т. е. человек стареет психологически быстрее, чем биологически и физически. Долгожители отмечают, что всю свою жизнь были нужны и востребованы в своей семье, обществе, не ощущали чувства одиночества, у них не было экзистенциального вакуума, была цель в жизни [1, с. 19].

Исследователь О. Б. Дарвиш описывает этот период как тяжёлый, потому что ожидания общества к людям этого периода обычно ниже, чем к более молодым — это деморализует пожилых, особенно тех, кто полон сил. Многие 60-летние люди принимают навязываемые им правила игры, замедляют ритм собственной жизни и, таким образом, косвенно подтверждают социальные ожидания [1, с. 63].

Ухудшение когнитивных и физиологических способностей пожилых людей приводит к тому, что уход и забота о них ложатся на плечи близких и родственников. Если таковых нет, или у близких отсутствует возможность оказать достаточный уход за пожилыми людьми в месте проживания, появляется необходимость для определения последних в специализированные учреждения. Такие учреждения становятся все более популярными в наше время, поскольку в них устанавливаются комфортные условия для проживания пожилых людей, осуществляется контроль за психическим, физическим состоянием человека, а также организуется уходом за таким человеком. В связи с этим возникает необходимость исследования когнитивно-поведенческих особенностей людей пожилого возраста, проживающих самостоятельно, и тех, кто проживает в специализированных учреждениях.

Мы предполагаем, что существуют различия в когнитивно-поведенческих особенностях пожилых людей, которые живут самостоятельно и у пожилых людей, которые живут не самостоятельно. Для доказательства данного предположения было разработано данное эмпирическое исследование.

Исследование когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей с различными возможностями по самостоятельному проживанию проводилось на базе отделения временного проживания г. Копейска в октябре — ноябре 2023 г. В исследовании приняли участие 14 пожилых людей с различными возможностями (7 человек — живут самостоятельно, из них 6 женщин, 1 мужчина, 7 человек — живут не самостоятельно, в отделении временного проживания, из них 3 женщины, 4 мужчины). Возраст исследуемых 75–90 лет.

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. Выбор диагностического инструментария и изучение когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей с различными возможностями по самостоятельному проживанию.
  2. Сбор данных.
  3. Исследование когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей с различными возможностями по самостоятельному проживанию.

На первом этапе работы были выбраны следующие методики:

  1. Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман).

Опросник копинг стратегий Р. Лазаруса включает 50 утверждений, каждое из которых отражает определенный способ поведения в трудной или проблемной ситуации.

В опроснике выделяется 8 субшкал: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка.

Для обработки результатов:

1) подсчитываются баллы, суммируя по каждой субшкале: никогда — 0 баллов, редко — 1 балл, иногда — 2 балла, часто — 3 балла;

2) вычисляются по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, например, испытуемый набрал 12 баллов: 12/18*100=66,7 — это и есть уровень напряженности конфронтационного копинга.

3) более простой вариант, по суммарному баллу: 0–6 — низкий уровень напряженности; 7–12 — средний; 13–18 — высокая напряженность копинга.

2. «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева).

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Шкалы теста: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Ключи шкал «Теста жизнестойкости»: для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3: «нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла.

Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0: «нет» — 3балла, «да» — 0 баллов.

Затем баллы по отдельной субшкале (вовлеченности, контроля и принятия риска) по прямым и обратным пунктам суммируются. Суммы получаем по каждой субшкале.

Далее вычисляется общий балл жизнестойкости — путем суммирования данных по трем субшкалам.

Таблица 1

Средние и стандартные отклонения общего показателя

Шкалы

Низкие значения

(М–СКО)

Высокие значения

(М+СКО)

Жизнестойкость

менее 62

98 и более

Вовлеченность

менее 30

46 и более

Контроль

менее 20,5

37,5 и более

Принятие риска

менее 9,6

18,4 и более

На третьем этапе при помощи критерия U-критерий Манна-Уитни, были получены расчеты различия когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей, которые живут самостоятельно и у пожилых людей, которые живут не самостоятельно.

Опишем результаты исследования по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) представлены на рисунке 1.

Результаты исследования по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) (средний балл по двум группам)

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) (средний балл по двум группам)

Согласно рисунку 1 мы видим, что по шкале «вовлеченность» средний балл составляет 20 (низкий). Шкала определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Результаты исследования (средние значения по шкалам) по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман) представлены на рисунке 2.

Результаты исследования по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (средний балл по двум группам)

Рис. 2. Результаты исследования по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (средний балл по двум группам)

Затем нами был произведен расчет по критерию Манна-Уитни по двум методикам, по всем показателям.

Произведем расчет для шкалы «вовлеченность» по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева):

Гипотезы:

H 0 : Уровень признака в группе у пациентов ОВП не ниже уровня признака в группе обслуживающих себя на дому пожилых людей.

H 1 : Уровень признака в группе у пациентов ОВП ниже уровня признака в группе обслуживающих себя на дому пожилых людей.

U эмп =

Найдем критическую точку U kp : U kp (0,05) = 8, U kp (0,01) = 4

Ось значимости по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) шкалы «вовлечённость»

Рис. 3. Ось значимости по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) шкалы «вовлечённость»

Расчет говорит о значимых различиях между выборками, принимается H 1 , так как U кр0,01 < U эмп . < U кр0,05 . H 0 отвергается и различие определяется как существенное.

Произведем расчет для шкалы «контроль» по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева):

Ось значимости по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) шкалы «контроль»

Рис. 4. Ось значимости по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) шкалы «контроль»

Расчет говорит о значительности различий между выборками принимается H 0 , так как U кр0,05 = U эмп . H 0 отвергается и различие определяется как существенное.

Произведем расчет для шкалы «принятие риска» по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева):

Ось значимости по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) шкалы «принятие риска»

Рис. 5. Ось значимости по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) шкалы «принятие риска»

Расчет говорит о незначительности различий между выборками принимается H 0 , так как U кр0,05 < U эмп . H 1 отвергается и различие определяется как несущественное.

Произведем расчет для шкалы «жизнестойкость» по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева):

Ось значимости по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) шкалы «жизнестойкость»

Рис. 6. Ось значимости по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) шкалы «жизнестойкость»

Расчет говорит о значительности различий между выборками U kp > U эмп — отвергаем нулевую гипотезу в пользу H 1 с вероятностью 99 %; различия в уровнях выборок существенны.

Произведем расчет U-критерия Манна-Уитни по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман).

Произведем расчет для шкалы «конфронтация».

Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкалы «конфронтация»)

Рис. 7. Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкалы «конфронтация»)

U kp > U эмп , следовательно отвергаем нулевую гипотезу в пользу H 1 с вероятностью 99 %; различия в уровнях выборок существенны.

Произведем расчет для шкалы «дистанцирование».

Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «дистанцирование»)

Рис. 8. Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «дистанцирование»)

Расчет говорит о статистической значимости различий между выборками принимается H 1 , так как U кр0,01 < U эмп . < U кр0,05 . H 0 отвергается.

Произведем расчет для шкалы «самоконтроль».

Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «самоконтроль»)

Рис. 9. Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «самоконтроль»)

Расчет говорит о незначительности различий между выборками принимается H 0 , так как U кр0,01 < U эмп . < U кр0,05 . H 1 отвергается и различие определяется как существенное.

Произведем расчет для шкалы «поиск социальной поддержки».

Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «поиск социальной поддержки»)

Рис. 10. Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «поиск социальной поддержки»)

Расчет говорит U kp > U эмп , следовательно, отвергаем нулевую гипотезу в пользу H 1 с вероятностью 99 %; различия в уровнях выборок существенны.

Произведем расчет для шкалы «принятие ответственности».

Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «принятие ответственности»)

Рис. 11. Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «принятие ответственности»)

Расчет говорит о значительности различий между выборками U kp > U эмп — отвергаем нулевую гипотезу в пользу H 1 с вероятностью 99 %; различия в уровнях выборок существенны.

Произведем расчет для шкалы «бегство-избегание».

Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «бегство-избегание»)

Рис. 12. Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «бегство-избегание»)

U кр < U эмп . В противном случае H 0 отвергается и различие определяется как несущественное. Эмпирическое значение критерия попадает в область между U 0,05 и U 0,01 — это «зона неопределенности»: мы уже можем отклонить гипотезу Н 0 , но еще можем принять гипотезу Н 1 . H 0 отвергается и различие определяется как существенное.

Произведем расчет по шкале «планирование решения».

Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «планирование решения»)

Рис. 13. Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкала «планирование решения»)

Расчет говорит о значительности различий между выборками U kp > U эмп — отвергаем нулевую гипотезу в пользу H 1 с вероятностью 99 %; различия в уровнях выборок существенны.

Произведем расчет для шкалы «положительная переоценка».

Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкалы «положительная переоценка»)

Рис. 14. Ось значимости по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (шкалы «положительная переоценка»)

Эмпирическое значение критерия попадает в область между U 0,05 и U 0,01 . Это «зона неопределенности»: мы уже можем отклонить гипотезу Н 0 , но еще можем принять гипотезу Н 1 . Результаты говорят о значительности различий между выборками.

По результатам произведенного расчета U-критерия Манна-Уитни по двум методикам показал:

— по шкалам «вовлеченность», «контроль», «жизнестойкость», «конфронтация», «дистанцирование», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «бегство-избегание», «планирование решения», положительная оценка» расчет говорит о значимых различиях между выборками в группе у пациентов ОВП и в группе обслуживающих себя на дому пожилых людей, и только по шкале «принятие риска» результаты говорят о незначительности различий между выборками.

Таким образом, расчет U-критерия Манна-Уитни в исследуемой выборке позволяет утверждать, что уровень когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей в группе пациентов ОВП и в группе обслуживающих себя на дому пожилых людей имеют различия.

Результаты исследования по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) представлены на рисунке 14.

Результаты исследования по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) (пациенты ОВП и пациенты, обслуживающие себя на дому)

Рис. 15. Результаты исследования по методике «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) (пациенты ОВП и пациенты, обслуживающие себя на дому)

Результаты исследования по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман) представлены на рисунке 15.

Результаты исследования по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (пациенты ОВП и пациенты, обслуживающие себя на дому)

Рис. 16. Результаты исследования по опроснику «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С.Фолкман) (пациенты ОВП и пациенты, обслуживающие себя на дому)

Данные результаты подтверждают нашу гипотезу исследования: существуют различия когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей, которые живут самостоятельно и у пожилых людей, которые живут не самостоятельно.

Таким образом, исследование проходило на базе отделения временного проживания г. Копейска. В исследовании приняли участие 14 пожилых людей с различными возможностями (7 человек — живут самостоятельно, из них 6 женщин, 1 мужчина, 7 человек — живут не самостоятельно, в отделении временного проживания, из них 3 женщины, 4 мужчины). Возраст исследуемых 75–90 лет. В ходе исследования было проведено две методики: опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман), «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева). С целью проверки гипотезы исследования о том, что существуют различия когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей, которые живут самостоятельно и у пожилых людей, которые живут не самостоятельно, был использован U-критерий Манна-Уитни. Расчеты U-критерия Манна-Уитни были проведены по результатам исследования по методикам и подтвердили нашу гипотезу.

Литература:

  1. Боженкова, К. А. Психологические особенности людей пожилого возраста с опытом переживания геронтологического насилия [Текст]/диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01 / Боженкова Ксения Алексеевна; Место защиты: Национальный исследовательский Томский государственный университет. — Томск, 2020. — 213 с., с. 23
  2. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко. — Москва: Владос-Пресс, 2016. — 263 с.
  3. Корниенко А. П. Одиночество в старости [Текст] / А. П. Корниенко //Via scientiarum-Дорога знаний. — 2017. — №. 4. — С. 58–61.с. 267.
Основные термины (генерируются автоматически): ось значимости, методика, шкала, когнитивно-поведенческая особенность пожилых людей, расчет, балл, временное проживание, пожилой возраст, различие, нулевая гипотеза.


Ключевые слова

пожилой возраст, когнитивно-поведенческие особенности, отделение временного проживания

Похожие статьи

Задать вопрос