В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов.
В исследовании приняли участие социальные педагоги центров содействия семейному воспитанию Москвы (N=69). В результате проведения эмпирического исследования были получены результаты, подтверждающие существование специфики субъективного благополучия педагогов разных возрастов, а также, что психологические условия субъективного благополучия педагогов различны и зависит от их возраста.
Анализ показал, что педагоги различных возрастных категорий по-разному переживают связанные с работой стрессовые состояния и имеют различный уровень подверженности выгоранию и усталости от сострадания. Для более молодых педагогов характерен очень высокий риск «усталости от сострадания» и более низкий уровень по сравнению с «нормой» «потенциала сострадания». В старшей группе еще в большей степени снижен «потенциал сострадания». При этом не выявлены риски «усталости от сострадания» и «выгорания».
Ключевые слова: субъективное благополучие, педагоги, усталость от сострадания, выгорание.
The paper describes theoretical approaches to the study of the problem of subjective well-being, age dynamics of subjective well-being, as well as approaches to understanding the specifics of subjective well-being of teachers of domestic and foreign authors.
The study involved social teachers of the centers for the promotion of family education in Moscow (N=69). As a result of an empirical study, the results were obtained confirming that there is a specificity of subjective well-being of teachers of different ages. Also, a private that the psychological conditions of subjective well-being of teachers are different and depend on their age.
The analysis showed that teachers of different age categories experience work-related stressful states in different ways and have different levels of exposure to burnout and fatigue from compassion. Younger teachers tend to have a deep analysis and immersion in experiences, unlike older colleagues. At the same time, they have a very high risk of compassion fatigue and a lower level of «compassion potential» compared to the «norm». In the older group, the «potential of compassion» is even more reduced. At the same time, the risks of «compassion fatigue» and «burnout» were not identified.
Keywords: well-being, teachers, acmeology, compassion fatigue, burnout.
Субъективное благополучие — это сложный конструкт определяющий и зависящий от множества жизненных аспектов [7]. В позитивной психологии существует два подхода к пониманию субъективного благополучия: гедонистический и эвдемонистический [19]. С точки зрения эвдемонии человек определяет степень своей благополучности по собственным критериям. Гедонистический аспект предлагает ряд своих критериев в оценке благополучности личности. В концепции Диннера существует равноценное понятие «субъективного благополучия», понимаемое как соотношение позитивного и негативного аффектов [16]. Повышенная значимость позитивных эмоций и аспектов жизни говорит о благополучности личности и наоборот [4].
Субъективное благополучие детерминируют культура, ценностные ориентации, духовно нравственные нормы, моральные ценности и опыт [1]. Уровень субъективного благополучия значительно влияет на самооценку, убеждения, оценку окружающей среды и избранного жизненного пути. Субъективное благополучие формируется частными состояниями и имеет значимую корреляцию с материальным положением, здоровьем, профессиональной деятельностью, отношением к будущему, самооценкой [10].
Также на субъективное благополучие в значимой степени влияет возраст личности и его специфика. Изучение влияния возраста на субъективное благополучие позволило выявить закономерности в динамике субъективного благополучия [11]. К «середине жизни» человек достигает максимального уровня счастья. В этом возрасте человек имеет стабильную работу, семью, максимальный доход и хорошее здоровье.
В работе социального педагога присутствует множество рисков, оказывающих влиянием на субъективное, профессиональное и личностное благополучие [3]. К ним относятся: разобщенность коллектива, недовольство начальства, недостаточное вознаграждение, а также личностные характеристики человека, усугубляющие риски: неуверенность в себе и в собственном профессионализме, авторитарный подход, отсутствие эмпатии [12] [14].
В социальной работе от специалистов требуется сочувствие, принятие эмоций клиента. Зачастую приходится взаимодействовать с психотравмированными клиентами, пережившими насилие, жестокое обращение [5], [21]. Эмоциональный интеллект и способность к рефлексии позволяют не только более чутко относиться к чувствам клиента, пережитым в тяжелые периоды, но и безопасно с ними взаимодействовать, без угрозы психике специалиста [6].
Педагоги организаций для детей-сирот выступают в роли поддерживающих специалистов, которые «удерживают» травмирующий опыт и могут оказаться рядом в его повторном проживании [2], [17]. Сама ситуация переживания стресса воспитанником вместе с педагогом может стать реабилитирующей и послужить надежной опорой в будущем [15].
Для исследования условий субъективного благополучия педагогов мы использовали анкету «Субъективное благополучие педагогов ЦССВ» Ослон В. Н., шкалу «Сочувствие себе» Чистопольской К. А. [18], Осина Е. Н., адаптация опросника К. Нефф и методику «Усталость от сострадания у специалистов помогающих профессий» адаптация теста Ч. Фигли Д. А. Орловой, А. П. Лобанова [9]. Уровень субъективного благополучия позволила определить методика «Шкала субъективного благополучия» (Варвик-Эдинбург в адаптации Осина Е. Н., Леонтьева Д. А.) [8]. В исследовании приняли участие 69 педагогов (социальные педагоги и воспитатели) центров содействия семейному воспитанию. Выборка была выровнена по полу: в исследовании приняли участие 100 % женщин и разделена на 2 возрастные группы: 1 группа — до 35 лет (N — 31), 2-я- старше 36 лет (N — 38).
В результате эмпирического исследования мы выявили, что значимые различия между возрастными группами достигнуты по удовлетворенности своей работой и взаимоотношениями в профессиональной среде. Уровень субъективного благополучия у педагогов «старшей» и «младшей» группы не достиг значимых различий, хотя, в целом, педагоги старшей группы чувствуют себя более благополучными по сравнению с коллегами младшей группы.
Сравнительный анализ показателей субъективного благополучия показал, что педагоги старшей группы в большей степени удовлетворены своей работой и выше оценивают удовлетворенность взаимопониманием с руководством, чем респонденты в младшей группе. При этом более молодые воспитатели в большей степени удовлетворены взаимоотношениями с воспитанниками.
Оценка перспектив своего будущего имеет значимые различия в в возрастных группах. Педагоги «младшей группы» оценивают перспективы своей работы как менее привлекательные, чем группа старше 36 лет. Такое явление может быть обусловлено большим стажем старших специалистов, среди которых есть люди, которые видят в педагогической работе свое призвание. В то же время педагоги младшей группы имеют более неопределенное отношение к педагогической деятельности.
В результате проведенного сравнительного анализа по методике «Усталость от сострадания» было установлено, что существуют значимые различия между группами педагогов. У педагогов «младшей» группы очень высок риск «усталости от сострадания», что способствует ослаблению чувств сопереживания по отношению к пережившим травмирующий опыт воспитанникам [13]. При этом у них снижен по сравнению с нормой «потенциал сострадания». У педагогов «старшей» не выявлен «риск усталости от сострадания», а «потенциал сострадания» ниже, чем у «младшей» группы.
Сравнительный анализ средних значений по шкалам методики “Сочувствие себе” показал, что педагоги «старшей» группы более лояльно и поддерживающе относятся к себе в ситуациях неудач, чем коллеги младше 35 лет. При этом педагоги младшей группы более критичны по отношению к себе, более склонны к самоизоляции в неблагополучные моменты жизни.
Таким образом, мы выявили и описали специфику и условия субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения данной проблемы для расширения теоретических знаний в этой области. Также полученные результаты в будущем могут помочь для проведения новых исследований и улучшения сферы психологической помощи педагогам.
Литература:
- Аргайл, М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003.
- Егорова, Ю. А. Психологическое содержание деятельности воспитателя детского дома / Ю. А. Егорова // Современные гуманитарные исследования. — 2007. — № 4 (17). — С. 255–258.
- Заусенко, И. В. Психологическое благополучие педагога / И. В. Заусенко// Педагогическое образование в России. − 2012. − No 2. − С. 28–31.
- Зотова, О. Ю. Психологические механизмы формирования субъективного неблагополучия / О. Ю. Зотова // Человеческий капитал. –2015. — No 9 (81). — С. 107–109.
- Ларин, Н. А. Феномен эмоционального выгорания в поликультурной среде образовательных учреждений // Живая психология. — 2018. — Т. 5, вып. 2. — ISSN 2413–6522.
- Матюшина, М. Г. Взаимосвязь самоотношения с личностными ресурсами субъективного благополучия взрослых с различными формами занятости / М. Г. Матюшина // Социальная психология личности и акмеология: Сборник материалов Международной научно-практической конференции/ Под редакцией Р. М. Шамионова, М.А. Кленовой. — Саратов: Издательство «Перо», 2017. — С. 209–216.
- 7.Минюрова, С. А. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога / С. А. Минюрова, И. В. Заусенко // Педагогическое образование в России. — 2013. — No 1. — С. 94–101.
- 8.Осин, Е. Н. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс- оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс] / Е. Н. Осин 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110.
- Лобанов А. П. Усталость от сострадания специалистов помогающих профессий / А. П. Лобанов, Д. А. Орлова // Адукацыя i выхаванне. 2019. — No 6. — С. 30–35.
- Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни /М. Селигман/ Перев. с англ. —М.: Издательство «София», 2006. –368 с.
- Соломатина, В. А. Структура психологического благополучия личности: обзор зарубежных подходов / В. А. Соломатина // Прикладная психология на службе развивающейся личности: Сборник научных статей и материалов XVI научно-практической конференции с международным участием, Коломна, 14–15 февраля 2019 года. — 2019. — С. 160–164. — EDN FJEHQY.
- Судакова, Е. М. Особенности личности школьных педагогов в зависимости от педагогического стажа / Е. М. Судакова, В. В. Болучевская // Мир педагогики и психологии. — 2021. — № 11(64). — С. 169–176.
- Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса/ Н. В. Тарабрина. — СПб: Питер, 2001. — 272 с: ил.
- Троицкая, Е. А. Психологическая устойчивость и субъективное благополучие личности как ресурсы для проявления эмпатии / Е. А. Троицкая // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2014. — № 7(683). — С. 46–59
- Феофанов В. Н. Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии: автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.10. Нижний Новгород, 2009.
- Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. — 1984. — Vol. 95 (3). — рр. 542–575.
- Климов Е. А., Педагогический труд: психологические составляющие: Уч. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. центр «Академия», 2004.
- Маслач А. В. Лотарева Т. Ю. Семейные и социальные ресурсы жизнеспособности профессионалов сферы защиты прав детей-сирот // Человек. Общество. Управление. 2017. Том. 18. № 2. С. 120–137
- Шипова, Н. С. Субъективное благополучие, ощущение счастья и отношение к себе: возрастной аспект / Н. С. Шипова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2021. — Т. 27. — № 3. — С. 58–64.
- Журавлева, Т. Л. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / Т. Л. Журавлева. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. — 252 с. — ISBN 978–5–91837–083–4.
- Ferguson Harry (2018) How social workers reflect in action and when and why they don’t: the possibilities and limits to reflective practice in social work, Social Work Education, 37:4, 415–427, DOI: 10.1080/02615479.2017.1413083