В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательной школе, были разработаны рекомендации по созданию организационно-методических условий профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы.
Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, личностные факторы риска выгорания, статусно-ролевые факторы риска выгорания, профессионально-организационные факторы риска выгорания, саморегуляция, эффекты саморегуляции.
Мы живем в современном динамичном мире, мире полном стрессов и негативных эмоций. Всевозможные проблемы окружают нас буквально на каждом шагу. Каждый день люди испытывают стресс: на работе, в дороге, в магазине и даже дома в кругу семьи. Оградить себя от переживаний удаётся лишь немногим. В основном, люди много нервничают, тревожатся, что неизбежно ведет к духовному и физическому истощению. Особенно подвержены стрессу те, у кого работа связанна с коммуникацией, т. е. профессии типа «человек-человек». Проявление чувства заботы к чужому человеку каждый день ведет к стрессу. Работа перестает приносить радость, чувство удовлетворения. Почему это происходит? Ответ простой — это явление носит название профессионального выгорания, т. е. состояние физического, эмоционального и умственного истощения [2].
Исследования показывают, что педагоги в большей степени подвержены синдрому профессионального выгорания. Так как специфика их деятельности насыщена многочисленными факторами, вызывающими выгорание. Это и высокая ответственность, и огромное количество социальных контактов, эмоциональная вовлеченность, необходимость всегда быть в форме и держать всё под контролем.
Далее возникает хроническое переутомление, и педагог становиться уже не готовым к тому, чтобы позитивно принимать какие-либо нововведения; не старается повышать свою профессиональную компетентность. Снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах». Синдром профессионального выгорания начинается настолько незаметно, что не каждый сможет его определить. Тем более педагоги привыкли всегда «быть сильными». И зачастую первые симптомы выгорания учителя расценивают как признак собственной «силы» и не обращаются за помощью к психологам. Этот тонкий момент следует знать психологам, работающим в школе с учителями, и своевременно проводить работу по профилактике профессионального выгорания членов педагогического коллектива.
Профессиональное выгорание — это своего рода выработанный личностью механизм психической защиты, который исключает в полной мере или частично эмоции в ответ на психотравмирующие воздействия [1, с.16]. Выгорание возникает в результате накапливания отрицательных, негативных эмоций без соответствующей «разрядки».
Рассмотрим несколько групп факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома профессионального выгорания:
Личностные факторы риска «выгорания» — это склонность человека к интроверсии; низкая или наоборот чрезмерно высокая эмпатия; авторитарность по отношению к другим.
Во вторую группу включены статусно-ролевые факторы риска выгорания — это ролевой конфликт; неудовлетворенность своим профессиональным ростом; стереотипы поведения, которые ограничивают творческую активность преподавателя; отверженность в значимой группе.
Одним из важнейших факторов риска в плане появления эмоционального выгорания можно назвать заниженное чувство собственного достоинства. Ситуации социального сравнения для таких людей являются большим стрессом. Такие учителя часто не удовлетворены своим статусом. Отсюда вытекают трудоголизм, полностью поглощение работой, без отдыха, с полной самоотдачей, в ущерб другим личным интересам и потребностям; стремление всё и всегда делать лучше всех. Любое снижение результатов труда может вызвать у работника совершенно неадекватную реакцию.
В третью группу включены профессионально-организационные факторы риска выгорания — сюда относятся неэффективный стиль руководства, нечеткая организация и планирование труда, строгая регламентация времени работы; отсутствие сплочённого социального окружения, которое могло бы оказывать поддержку, негативные или «холодные» отношения с коллегами. Отрицательно влияет на педагогов работа без административной, социальной и профессиональной поддержки.
Таким образом, профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию эмоционального выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.
Стоит отметить, что возникновение синдрома профессионального выгорания — это результат воздействия совокупности всех факторов, как на личностном, так и на профессиональном уровнях.
С целью изучения особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов мной было проведено исследование в общеобразовательной школе № 10 г.о. Коломна Московской области. В эксперименте принимали участие 30 педагогических работников. С помощью различных методов научного исследования была проведена диагностика синдрома профессионального выгорания испытуемых-педагогов. На основе результатов нескольких диагностик (диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, диагностика психического выгорания А. А. Рукавишникова; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Ранге) мной были сделаны следующие выводы.
В ходе эксперимента мной было выяснено, какие потребности не удовлетворены у педагогов, которые столкнулись с профессиональным выгоранием. На выгорание учителей больше всего влияют следующие факторы: недовольство условиями своей работы, недостаток возможностей для карьерного роста.
Помимо этого, результаты проведенных диагностик показали, что более невосприимчивыми к профессиональному выгоранию оказались учителя, имеющие большой стаж работы (22–27 лет). Это педагоги, которые в 1990-е годы были молодыми, но сформировавшимися специалистами. Такие опытные педагоги, закаленные тяжелым временем, продолжают работать и самостоятельно справляться с выгоранием. В свою очередь, молодые учителя, недавно окончившие педагогические вузы, по результатам исследования, оказались более восприимчивыми к профессиональному выгоранию. С другой стороны, молодые педагоги, привыкшие работать с электронными ресурсами, легко принимают нововведения, связанные с переходом образовательных учреждений на электронный документооборот.
Многие образовательные учреждения редко работают с профессиональным выгоранием педагогов централизованно и системно, в том числе и школа, где было проведено экспериментальное исследование. Как следствие, педагогические работники часто ищут собственные способы справиться с выгоранием, подходящие лично им.
Таким образом, мной были разработаны рекомендации по созданию организационно-методических условий профилактики синдрома профессионального выгорания у педагогических работников школы, которые администрация приняла к сведению. Совместно с психологом школы были предприняты меры по улучшению психологического климата в коллективе и проведена индивидуальная работа с учителями.
Далее рассмотрим, какие шаги должна включать в себя работа по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Первый этап профилактической работы — это информирование педагогов о существовании самой проблемы выгорания в сфере профессий типа «человек — человек». Информирование включает в себя перечисление причин, факторов и симптомов, которые способствуют выгоранию.
Второй этап подразумевает осознание и принятие педагогами собственного перфекционизма, страха несовершенства, возможности допустить ошибку, не добиться успеха. Этому предшествует мотивирующая подготовка, которая может включать рассказ о взаимосвязи психосоматики и эмоционального благополучия.
На третьем этапе профилактической работы стоит накопить ресурсы для улучшения условий работы педагогов. Этот этап довольно долгий и возможен только при том условии, что администрация образовательного учреждения осознает важность этой работы и принимает активное участие в процессе. Основная роль отводится организации системы публичных поощрений учителей. Кроме этого, должна проводиться работа по сплочению педагогического коллектива.
После того, как внутри коллектива установлена комфортная атмосфера, можно переходить к этапу проведения тренингов, направленных на развитие и использование личностных ресурсов стрессоустойчивости. Данная работа подразумевает упражнения на сплочение коллектива, формирование доверия, взаимопонимания, обратной связи, осознание и принятие собственных чувств, концентрацию внимания, осознание личностных ресурсов [7, с. 36–37].
Необходимо научить учителей владению приёмами саморегуляции. Они должны уметь управлять своим эмоциональным состоянием, воздействовать на себя при помощи слов, мыслей. Очень полезны знание дыхательных техник и умение применять их, что помогает снимать эмоциональную напряжённость, активировать деятельность и восстанавливать силы.
Педагогам нужно объяснить правила поведения при признаках проявления синдрома профессионального выгорания.
— Не надо скрывать свои чувства, нужно культурно научиться их выражать, обсуждать их вместе с коллегами, которым Вы доверяете. Важно не жаловаться, а именно обсуждать, чтобы найти выход. Не нужно избегать разговора о неприятных для Вас ситуациях, но при этом надо не забывать про успехи и достижения, пересматривать личный опыт, делать выводы.
— Не стоит стесняться просить о помощи и принимать её. Нужно помнить, что состояния, характерные для выгорания, сами не пройдут, если не предпринимать мер.
— Важно выделять время для отдыха и сна. Нужно стараться вести здоровый образ жизни, насколько возможно [4, с.16].
Эффекты саморегуляции включают в себя эффект успокоения (для устранения эмоциональной напряжённости), восстановления (для ослабления симптомов утомления) и эффект активизации (повышение психофизиологической активности) [4, с.33].
Своевременная профилактика профессионального выгорания может включать в себя следующие направления работы. Первое — «помоги себе сам». Учитель, используя методы саморегуляции, может самостоятельно ликвидировать первые симптомы синдрома выгорания. Здесь можно использовать такие способы саморегуляции: активизация чувства юмора — постараться увидеть смешное даже в сложной ситуации; самоубеждения, ведущие к спокойному состоянию. Можно сконцентрировать внимание на чем-либо: рассматривать предметы вокруг себя, прислушаться к звукам на улице; глубоко дышать, снять мышечное напряжения путем физических упражнений или расслабления мышц [5].
Второе направление работы по профилактике — эмоциональная поддержка. Здесь необходима работа по развитию у учителей умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, пересматривать систему ценностей, которые препятствуют личностному и профессиональному совершенствованию. В этом случае хорошо подойдут психологические практикумы.
Третье направление работы — создать систему таких дел, которые могут повысить значимость профессии учителя. Огромная ответственность здесь ложится на администрацию, которая может смягчить развитие «выгорания», если обеспечит педагогам возможность профессионального роста, наладит поддержку социума и другие моменты, повышающие мотивацию.
Необходимо создать педагогическим работникам благоприятные условия во время рабочего дня: они должны быть обеспечены справочными материалами и пособиями, стоит уделить внимание технической оснащенности. Помещения должны соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (температура воздуха, освещенность, удобная, современная мебель). Еще очень важна возможность технического перерыва для принятия пищи, восстановления сил.
Надо заметить, что профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Если предпринять шаги по его профилактике, то можно ослабить или совсем предотвратить возникновение выгорания. Нужно развивать личностные ресурсы, которые помогут преодолевать рабочие стрессы. Если степень риска появления синдрома выгорания велика, то вместе с приёмами самопомощи необходимо обратиться за поддержкой к психологам.
Таким образом, протекание процесса профессионального выгорания, способы выхода из него зависят от психологических особенностей личности педагога. Потому важно знать себя, свою «природу», и понимать, что вызывает у Вас определённые эмоциональные состояния, и как Вы можете ими управлять.
Профилактика профессионального выгорания включает в себя предоставление возможностей карьерного и личностного роста, простора для творчества, комфортных условий работы, материального поощрения. Но важно понимать, что выгорание — разностороннее явление, а не просто стресс или усталость из-за работы. Поэтому меры по профилактике выгорания должны быть системными и вдумчивыми. Просто повысить зарплату или скорректировать режим работы педагогам недостаточно. Кроме того, понижают риск профессионального выгорания поддержка со стороны общества, коллег, друзей и семьи.
Литература:
- Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. — Волгоград: Учитель, 2009.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2008.
- Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. — СПб.: Речь, 2008.
- Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
- Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. — М.: Психотерапия, 2008.
- Федоренко Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. — СПб., КАРО, 2010.
- Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. — М.: Генезис, 2008.
- Эффективный учитель / Авт.-сост. О. М. Ольшевская. — Минск: Красико-Принт, 2010.