Методы и технологии работы с людьми пожилого и старческого возрастов в условиях нестационарных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 30.06.2021

Статья просмотрена: 2849 раз

Библиографическое описание:

Горбатенко, В. Е. Методы и технологии работы с людьми пожилого и старческого возрастов в условиях нестационарных учреждений / В. Е. Горбатенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82997/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор рассматривает актуальные методы работы с пожилыми людьми в нестационарных учреждениях, а также современные технологии, которые применяются в данных условиях.

Ключевые слова: пожилой человек, возрастно-психологическое консультирование, работа.

Преклонный возраст — наиболее тяжелая ступень в жизни человека, как с физической, так и с психологической точки зрения. Пожилые люди не в силах создавать условия для удовлетворения собственных потребностей — они нацелены на поддержку и опору молодых, трудоспособных членов общества, семьи. Демографическое постарение призывает общество на всё большие финансовые затраты для обслуживания таких возрастных категорий населения. Общество вынужденно взять в свои руки решение таких проблем, которые связаны с досуговой деятельностью и социальным обеспечением людей преклонного возраста.

Понятие люди пожилого возраста — это группа людей старческого возраста, которая соответствует классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН. Выделяются четыре подсистемы: это пожилые (55–64 года); старые (60–74 года); очень старые (75–84 года); престарелые (старше 85 лет). «В отдельных случаях выделяется подгруппа долгожителей –это категория пожилых, возраст которых не должен превышает 90 или 100-летний рубеж» [5, с. 157].

Проблема старения носит как физические и физиологические, так и психологические оттенки. Постарение — это процедура систематического поражения живых клеток, приводящая к полному прекращению функционирования всего или большей части организма. Данный процесс касается любых живых существ, включая и человека, может ускоряться или замедляться в зависимости от влияния набора внешних и внутренних факторов, которые влияют на организм. Если рассматривать человека с его физиологическими изменениями на этапе старения, то происходят и изменения психоэмоциональной структуры, которые выражаются в изменении характера, интересов, стиля поведения [2].

«Старость как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинские, так и социально-бытовые. В этот период большинство пожилых людей можно отнести к категории «маломобильного» населения, которые становятся наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним» [5, с. 157].

Следует отметить, что наиболее серьезной социальной проблемой пожилых представляется плавное разрушение традиционных семейных норм, которые привели к тому, что поколение старшего возраста не занимает достойного положения в семье. Наиболее часто престарелые живут отдельно от своих семей и поэтому они не могут справиться со своими недомоганиями и одиночеством, если прежде главная ответственность за пожилых людей лежала на семье, то в данное время ответственность ложится на плечи государственных и местных органов, учреждения социальной защиты.

«Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии» [6, с. 74].

Спад здоровья, возрастающее с годами физическое одряхление заставляет пожилых людей зависеть от членов семьи, они начинают нуждаться в опеке и помощи со стороны. Такая потребность проявляется во время обострения болезней. При нахождении в семье, пожилые и старые надеются на защищенность и неподверженность трудностям, которые их настигают. Большая часть пожилых людей чувствуют себя одинокими и бесполезными. Данное состояние может возникать в любые возрастные периоды, но только в старости оно приобретает специфичную актуальность и значимость для личности.

«Одиночество — это социально-психологическое состояние, характеризующиеся сужением или отсутствием социальных, профессиональных, эмоциональных и других контактов. Пожилых людей часто гнетут мысли об упущенном в прошлом, угрызения совести. Они переживают тягостное чувство пустоты и ненужности. Попытки поддержать, успокоить кажутся такому человеку неискренними, глупыми, пустыми и часто дают обратный эффект. Более остро переживается приобретённое, временное одиночество, которое наступает в результате потери близкого человека, родственников, друзей в связи с их уходом из жизни, переменой места жительства или острой конфликтной ситуацией» [3, с. 65].

Все методы и технологии, которые используются в работе с пожилыми, разрабатываются на базе принципов ООН, которые были приняты в отношении данной категории людей. Эти принципы универсальны и должны учитываться и в работе стационарных учреждений, и в отделениях дневного пребывания, и других сферах, где пожилым людям оказываются услуги.

ООН выделяет такие принципы, как:

1) Независимость — пожилые люди должны проживать дома до тех пор, пока это возможно [1].

2) Принимать участие в жизни общества, активно разрабатывать и осуществлять политику, направленную на их благосостояние. Пожилые люди должны иметь возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста [1].

3) Уход и защита со стороны семьи и общины в соответствии с системой культурных ценностей данного общества.

4) Реализация внутреннего потенциала, доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

5) Достойный и безопасный образ жизни гарантирующий защиту от эксплуатации и физического или психологического насилия.

Это главные принципы, на которых строится вся медицинская, социальная, психологическая работа с пожилыми людьми и благодаря которым можно улучшить жизнь пожилых людей и обеспечить им достойную старость.

Работа с людьми, которые обращаются за предоставлением социальных услуг, всегда предполагает учет индивидуальных особенностей клиента. Поскольку социальные ситуации клиентов всегда уникальны, необходимо учитывать характер индивидуальной траектории, динамику жизненного пути человека в процессе его совместной жизнедеятельности с другими людьми. Понимание источников проблемы клиента, его биографии имеет большое значение при решении вопроса о том, какую помощь необходимо оказать, какие технологии необходимо применить в каждой конкретной ситуации. Поэтому одним из важных методов работы с пожилыми людьми в условиях нестационарных учреждений является биографический метод. Предметом биографического метода является жизненный путь — история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек, его социальное окружение, события окружающей его среды. Любой устный или письменный рассказ клиента о событиях его жизни может рассматриваться в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники — мемуары других лиц, письма, официальные документы и т. п. [7, с. 76].

Биографический метод включает в себя совокупность процедур сбора информации: интервьюирование, наблюдение, анализ документов. Выбор одной или нескольких из них зависит от объекта исследования. В общем виде сбор информации осуществляется исследователем в соответствии с логической схемой, которая отражает основные моменты изучаемых биографий. Составляется примерный перечень вопросов, в соответствии с которыми проводится сбор информации. Исследователь может расширить или дополнить данный перечень, изменить формулировки некоторых вопросов в соответствии с целью и задачами проводимого им биографического исследования [7, с. 76].

Для пожилых людей, которые нуждаются в нестационарном обслуживании, более эффективным методом работы является «терапия среды», которая включает создание благоприятного психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых людей, предупреждение болезненных реакций. Эти цели достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Важность терапии средой становится понятной, если иметь в виду обстановку дома-интерната, характеризующуюся ограничением социальных связей [7, с. 78].

Также в работе с пожилыми может применяться метод возрастно-психологического консультирования. Данный метод используется, если у пожилого человека есть близкие родственники, и он предполагает обращение к психологу не только пожилого человека, но и его семьи. Общение с членами семьи помогает консультанту воссоздать жизненный путь пожилого человека, что является необходимой процедурой возрастно-психологического консультирования. При этом требуется уточнить: анкетные данные и основные сведения о семье; сведения об особенностях прохождения основных этапов жизни: успешность обучения в школе, в среднем учебном заведении или вузе (если это имело место быть), этапы профессионального роста, случаи перемены мест работы; информацию об особенностях личности, эмоциональных переживаний, типичных психических состояниях; сведения о характере межличностных отношений с членами семьи, с друзьями и коллегами по работе (эти данные потом сличаются со сведениями, предоставленными самим клиентом; консультант при этом не должен показать пожилому человеку, что он располагает информацией о нем, полученной от других людей); сведения о состоянии здоровья и перенесенных заболеваниях: наличие травм, операций, хронические, частые, тяжкие переживания, случаи госпитализации, психических и психосоматических заболеваний, постановка на учет у психиатра и психоневролога (эти данные необходимо дополнить сведениями, полученными у лечащего врача пожилого пациента.

К сведениям о состоянии здоровья, полученным у врача, следует относиться как к сугубо конфиденциальным, их не следует обсуждать с пожилым человеком [4, с. 328]. Процедура возрастно-психологического консультирования должна быть построена с учетом особенностей личности клиента и индивидуальных стратегий адаптации к возрастному фактору.

Конкретная задача консультанта — помочь пожилому человеку обозреть и оценить свои интересы и жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить его жизненный и социальный смысл. Эта работа требует не одной встречи пожилого человека с психологом. Дело в том, что иногда этот выбор пожилой человек осуществляет методом проб и ошибок; тогда результаты каждой пробы требуют психологически квалифицированного обсуждения и оценки, и общение с психологом может исполнять роль «обратной связи» для самоутверждения человека, обретения уверенности в правильности выбранного им пути.

Для организации работы с пожилыми людьми, возможно использование различных технологий, позволяющее разнообразить социокультурную жизнь в стенах учреждения. Также они помогают преодолевать психологические барьеры, освоиться пожилому человеку в новой для него обстановке и скрасить свою жизнь.

Одной из технологий, которая поможет в работе с пожилым человеком, может быть технология арт-терапии. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, который используется для того, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире.

Одними из самых современных технологий взаимодействия с пожилыми людьми являются информационно-коммуникативные технологии. К ним можно отнести методику ведения онлайн-приема посредством программы Skype, реализацию программы «Информационно-коммуникативное общение в режиме реального времени», что особенно важно для граждан, находящимся на надомном социальном обслуживании. Это позволяет проводить индивидуальные консультации, информировать клиентов, проводить веб-конференции [6, с. 184]. Также он может связываться в онлайн-режиме с родственниками, которые не могут его посетить.

Еще к одной технологии в работе с пожилыми относится трудовая деятельность пожилых людей, являющаяся показателем активного образа жизни. Несмотря на ограниченные возможности, обусловленные состоянием здоровья либо возрастными недугами, сложившийся в течение жизни трудовой стереотип сохраняется на долгое время.

Изучив систему социального обслуживания в нестационарных учреждениях, ее правовую основу и рассмотрев методы и технологии, которые могут применяться в нестационарных учреждениях для работы с пожилыми, можно прийти к выводу, что данная сфера находится в постоянном развитии. Совершенствуются организационно-структурные формы, государство разрабатывает рекомендации по улучшению условий проживания на дому, большое внимание уделяется медицинскому обслуживанию и организации досуга в учреждениях. Пожилым оказываются услуги и бытового, психологического, социального, правового характера, то есть подтверждается гипотеза о работе стационаров с точки зрения комплексного подхода.

Таким образом, разнообразие методов и технологий в работе с пожилыми поможет в адаптации и реабилитации данной категории людей, а также в восстановлении и активизации телесных, психических и социальных функций, навыков, возможностей, на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пожилой человек не может справиться самостоятельно, а, следовательно, это повлияет на увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества.

Литература:

  1. Декларация прав человека / [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods. Дата обращения: 29.09.2018 г.
  2. Батий, В. М. Социальная политика и социальный статус пожилого человека в современном обществе / В. М. Батий // Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы. — Екатеринбург, 2006. — 69 с.
  3. Батий, В. М. Старшее поколение: взгляд через призму гендера / В. М. Батий, В. М. Черных // Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы. — Барнаул, 2001. — С. 24–26.
  4. Милькаманович, В. К. Социальная геронтология: учеб.-метод. комплекс / В. К. Милькаманович. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. — 328 с.
  5. Нестерова, Г. Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. — М.: Издательский центр, «Академия», 2009. — 288 с.
  6. Павленок, П. Д. Основы социальной работы / П. Д. Павленок. — Москва: ИНФРА, 1999. — 368 c. — Текст: непосредственный.
  7. Социальная адаптация и социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов: комплексный подход: сб. науч. ст. / под общ. ред. М. М. Гладковой. — Балашов: Николаев, 2009. — 76 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пожилой человек, пожилое, возрастно-психологическое консультирование, биографический метод, работа, жизненный путь, категория людей, преклонный возраст, сбор информации, состояние здоровья.


Ключевые слова

работа, пожилой человек, возрастно-психологическое консультирование

Похожие статьи

Современный взгляд на организацию социальной работы с пожилыми людьми

В данной статье проанализированы материалы исследований по поводу организации социальной работы с пожилыми людьми. В результате анализа было выявлено, что большинство пожилых людей не адаптированы к быстро меняющимся условиям жизни. Авторы данной ста...

Когнитивно-поведенческие особенности пожилых людей с различными возможностями самостоятельного проживания

В статье исследуются когнитивно-поведенческие особенности людей пожилого возраста, которые проживают самостоятельно и в специальных учреждениях. Наше исследование направлено на изучение различий в когнитивно-поведенческих особенностях людей пожилого ...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

В статье автор рассматривает подходы для организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления подходов в организации трудовой деятельности в соответствии с современными социокуль...

Проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных

В статье исследуется проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных в рамках деятельности психологической службы ВК. Результаты проведенных исследований позволили создать обобщенный портрет для ка...

Технология библиотерапии в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации

В статье рассмотрено понятие технологии библиотерапии, её применение в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации, представлены результаты эмпирического исследования, которые подтверждают эффективность данной технологии.

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Похожие статьи

Современный взгляд на организацию социальной работы с пожилыми людьми

В данной статье проанализированы материалы исследований по поводу организации социальной работы с пожилыми людьми. В результате анализа было выявлено, что большинство пожилых людей не адаптированы к быстро меняющимся условиям жизни. Авторы данной ста...

Когнитивно-поведенческие особенности пожилых людей с различными возможностями самостоятельного проживания

В статье исследуются когнитивно-поведенческие особенности людей пожилого возраста, которые проживают самостоятельно и в специальных учреждениях. Наше исследование направлено на изучение различий в когнитивно-поведенческих особенностях людей пожилого ...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

В статье автор рассматривает подходы для организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления подходов в организации трудовой деятельности в соответствии с современными социокуль...

Проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных

В статье исследуется проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных в рамках деятельности психологической службы ВК. Результаты проведенных исследований позволили создать обобщенный портрет для ка...

Технология библиотерапии в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации

В статье рассмотрено понятие технологии библиотерапии, её применение в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации, представлены результаты эмпирического исследования, которые подтверждают эффективность данной технологии.

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Задать вопрос