Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада
Темирчева Светлана Николаевна, студент магистратуры
Научный руководитель: Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор, доцент
Московский государственный психолого-педагогический университет
Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские отношения», а также особенности детей, которые посещают компенсирующую группу (дети с ОВЗ), психолого-педагогические условия формирования и развития партнерских взаимоотношений между дошкольниками. Описана практическая работа, проведенная в рамках исследования, подтверждающая идею о том, что при грамотной работе педагога у детей развитие партнерских взаимоотношений имеет положительную динамику.
Ключевые слова: партнерские взаимоотношения, дошкольники, дети с ОВЗ, игровая деятельность, психолого-педагогические условия.
The article discusses the creation of psychological and pedagogical conditions in a kindergarten compensating group to promote the successful formation and development of partnerships among children. It defines the concept of «partnership» and examines the characteristics of children attending a compensating group (those with disabilities), as well as the specific features of partnership formation and development in preschoolers. The article also describes practical work conducted within the study that confirms the idea that, with the competent guidance of a teacher, partnership development in children can have a positive impact.
Keywords: partnerships, preschoolers, children with special needs, play activities, psychological and educational environments.
Первые попытки ребенка выстраивать взаимоотношения с окружающими вне семьи происходят в период дошкольного детства. Особую роль в этом играет группа детского сада, которую посещает ребенок. Если у него имеются особенности развития, то гармонизация отношений со сверстниками будет проходить своеобразно. Важно отметить, что наиболее часто дети, у которых есть атипия развития — речевого, психического, физического и др., посещают группу компенсирующего развития, где педагогический состав имеет специальное образование и квалификацию, которые позволяют грамотно и методически верно работать с детьми данной категории.
Отдельно остановимся на характеристике детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Дети с ОВЗ испытывают серьезные трудности в овладении речью. Они не могут объяснить планируемые действия, слабо понимают словесную инструкцию, удерживают в памяти ее единичные фрагменты. Детям с ОВЗ проще молча выполнять то или иное задание, чем комментировать свои действия. Саморегуляция и планирование затруднены.
Дети с ОВЗ часто импульсивны, эмоционально незрелы и нестабильны. Данная эмоциональная незрелость нередко проявляется в агрессии, конфликтности, грубости, излишней раздражительности [3, 4, 5].
Более половины детей компенсирующей группы — это дети с нарушением речи. В соответствии с Примерной адаптированной образовательной программой, на основе которой проводится образовательный процесс в дошкольных учреждениях группах компенсирующего развития, дети с нарушениями речи — это дети, у которых имеются задержки речевой деятельности по отношению к норме вследствие разных факторов (физических, психических, педагогических) [2].
Все эти особенности детей создают ряд трудностей для развития партнерских взаимоотношений со сверстниками. В словаре практикующего психолога про партнерские взаимоотношения написано то, что это комплекс взаимоотношений людей друг с другом, а также способы коммуникации между людьми [8]. Также партнерские взаимоотношения характеризуются как набор определенных ожиданий, представлений, ориентиров, благодаря которым люди воспринимают и дают оценку друг другу [9]. Все дошкольники так или иначе включаются в партнерские отношения, однако сформированность навыков и качества партнерских отношений у детей на разных этапах дошкольного детства разная, также определенные различия могут присутствовать вследствие индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка.
Партнерские отношения в группе детского сада существенным образом влияют на формирование личности воспитанников. По мнению Я. Л. Коломинского, дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования добрых чувств к окружающим людям. Среди сверстников наиболее легко формируются составляющие межличностного взаимодействия: эмпатия, идентификация, рефлексия. Эти составляющие создают основу для развития сочувствия, поддержки, умении делить радости и печали со своим товарищем, формируется чувство справедливости и честности, нравственные ориентиры на будущее [7].
Однако дети с ОВЗ, в частности, с задержкой психического развития, менее социально активны, имеют меньшую потребность в общении со сверстниками, чем нормотипичные дети. Контакты детей с ОВЗ поверхностны, мало содержательны [10].
В развитии коммуникативных навыков большую роль играет педагог, его умение создать благоприятную атмосферу доброжелательности, принятия и участия. В такой среде все дети охвачены вниманием, минимизируются ситуации, вызывающие конфликты. Детям показывают, как можно общаться друг с другом, какие достоинства есть у его одногруппников, как можно по-дружески или ласково обратиться к своему товарищу, как взаимодействовать друг с другом. Тем самым педагог реализует субъектный подход в воспитательной деятельности.
Одним из эффективных способов налаживания партнерских отношений у дошкольников является организация педагогом сюжетно-ролевых игр с определенными правилами, так как именно данный тип игр является ведущим типом деятельности в дошкольном детстве, он наиболее знаком и предпочитаем детьми с ОВЗ. Главная задача педагога — правильно распределить роли среди детей таким образом, чтобы каждый ребенок был привлечен к деятельности и не оказался вне игры [1].
Для успешного развития партнерских отношений должны быть обеспечены эффективные психолого-педагогические условия, которые обеспечивают наполнение коммуникативными процессами каждого ребенка, осознанности при взаимодействии и конструктивности при решении конфликтов, психологическое сопровождение при работе с другими детьми, формирование навыка рефлексии, умения принимать отрицательные результаты личной сферы и групповой работы.
Важным психолого-педагогическим условием развития партнерских отношений детей в компенсирующей группе детского сада является
– Обогащение социального опыта детей.
– Формирование готовности к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.
– Индивидуально ориентированная психологическая поддержка воспитанников на всех этапах выполнения группового задания.
– Развитие у детей способности к самооценке собственных ошибок и достижений в групповой деятельности (рефлексивность). [6].
В рамках изучения проблемы была проведена исследовательская работа (практическая), которая состояла из трех основных этапов: 1 этап. Первичная диагностика; 2 этап. Формирующий эксперимент; 3 этап. Повторная диагностика и обобщение полученных результатов. Для диагностики были использованы следующие методики:
- «Конструирование по образцу в диаде» для выявления уровня сформированности умений взаимодействия в процессе совместного конструирования по образцу. Детям в компенсирующей группе детского сада предлагалось построить, используя набор специально подобранных кубиков, точную копию ранее построенного взрослым моста. Им необходимо было договориться о последовательности построения и распределить строительные элементы. На основании представленных в методике критериев оценки проводилась дальнейшая интерпретация уровня сформированности у детей в компенсирующей группе детского сада умений взаимодействия.
- Методика «Рукавички» Г. А. Цукерман помогла диагностировать у детей в компенсирующей группе детского сада уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и создания рукавичек. Работать необходимо было в парах. На основании представленных в методике критериев оценки проводилась дальнейшая интерпретация уровня сформированности у детей в компенсирующей группе детского сада действий по согласованию усилий.
- Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А. М. Щетининой для оценки эмпатических реакций и поведения. Воспитатель оценивал частоту демонстрации детьми этих характеристики по 12 позициям.
Результаты 1 этапа исследования:
– у детей в компенсирующей группе детского сада не развиты умения взаимодействия в процессе совместного конструирования по образцу;
– только 5 % детей в компенсирующей группе детского сада умеют договариваться и приходить к согласию;
– большинство детей в компенсирующей группе детского сада при первичном обследовании, по мнению воспитателя, не проявляли интереса к эмоциональному состоянию других детей.
В рамках формирующего эксперимента была разработана программа по развитию партнерских отношений в компенсирующей группе. Программа состоит из цикла занятий, которые решают задачи:
- Формирование понимания о социальной действительности (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия).
- Развитие интереса к собственной личности: нормализация самооценки.
- Формирование у детей понимания о внутреннем мире человека, о социальном статусе его самого.
- Формирование социокультурной среды, в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями детей.
Занятия рассчитаны на работу с детьми 6–7 лет. Взаимодействие в групповом формате — в количестве до 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность — 35 минут. Одно занятие может проводиться в несколько этапов (дней). Приведем примеры нескольких занятий.
Таблица 1
Название |
Игры и упражнения |
Занятие № 1 «Сердечная встреча» |
Ритуал «Сердце». Сказочная история о добрых «Теплышках». Игра «Теплышки». Арт-терапия «Добро и зло». Ритуал прощания «Свеча». |
Занятие № 2 «Лучик» |
Ритуал «Камушек». Игра «Солнышко». Интерпретация сказки «О солнышке». Рефлексия «Подарок от солнышка» Ритуал прощания «Свеча». |
Занятие № 3 «Чудеса во время сказки» |
Коммуникативное упражнение «Ручки». Путешествие «Волшебное зеркало». Игра «Зеркало». Игра «Ярмарка вещей». Ритуал прощания «Свеча». |
Занятие № 4 «Уроки сказки» |
Ритуал «Чудо-цветок». Упражнение «Мое имя». Кукольный театр по сказке В.Осеевой «Кто глупее?» Цветотерапевтическое упражнение «Цвет сказки» Ритуал прощания «Свеча». |
Занятие № 5 «Сказка о ветре» |
Разговор «Что такое ветер?». Ритуал «Ветерок». Сказка о ветре с упражнениями на эмоциональный интеллект: «Смех», «Плач», «Злость», «Доброта и любовь», «Страх-стыд». Кинезеологическая игра «Листочек». Рефлексия Ритуал прощания «Свеча». |
Занятие № 6 «Тучка» |
Ритуал «Сон на берегу моря». Аудио восприятие сказки «Тучка». Беседа. Инсценировка. Упражнение «Никто не знает, что умею Я». Ритуал прощания «Свеча». |
Занятие № 7 «В гостях у животных» |
Разговор «Где живет зверёк?» Игра «Угости животное фруктами». Аудио восприятие сказки «Лесной детский сад». Беседа. Инсценировка. Упражнение «Веселый зоопарк». Ритуал прощания «Свеча». |
Занятие № 8 «Сказочный лес» |
Ритуал «Волшебное древо». Игра «Заколдованная поляна». Кукольный театр по сказке К. Чуковского «Чудо-дерево». Рефлексия «Плоды волшебного дерева». Ритуал прощания «Свеча». |
Занятие № 9 «Фруктовый рай» |
Ритуал «Яблочко». Игра «Что это за фрукт?» Аудио восприятие русской народной сказки «Волшебное яблочко». Беседа. Игра «Варенье». Ритуал прощания «Свеча». |
Занятие № 10 «Игрушка» |
Ритуал «Матрёшка». Игра «Наряди куклу». Инсценировка сказки К. Арепьева «Ожившие игрушки». Рефлексия «Почему игрушки любят порядок?» Игра «Найди свою игрушку». Ритуал прощания «Свеча». |
По завершении цикла занятий, 2 этапа исследования, было проведено повторное исследование по тем же методикам — 3 этап. Были получены следующие результаты:
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей кооперации детей до и после организации занятий в рамках создания психолого-педагогических условий
Методика |
Сдвиги |
||
отрицат. |
положит. |
без изм. |
|
«Конструирование по образцу» |
0 |
10 |
10 |
«Рукавички» Г. А. Цукерман |
1 |
11 |
8 |
Опросник А. М. Щетининой |
1 |
16 |
3 |
Таким образом, при повторном исследовании отмечен рост следующих показателей:
– сформированности умений взаимодействия в процессе совместного конструирования по образцу;
– продуктивности совместной деятельности, взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи и проявления интереса к состоянию другого;
– эмоционального реагирования и идентификация с состоянием партнера, активного включения в ситуацию.
На основе теоретических исследований и практической работы можно отметить, что психолого-педагогические условия развития партнерских отношений способствуют у детей компенсирующей группы развитию социальных, коммуникативных, речевых умений, что в последствии оказывает положительное влияние на умение выстраивать партнерские взаимоотношения со сверстниками.
Литература:
- Абашина Н. Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения / Н. Н. Абашина. — Ростов-на-Дону, 2011. — 200 с.
- Баряева Л. Б. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. / Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
- Бондаренко Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. — М.: Владос, 2009. — 300 с.
- Григорьева Л. Г. Дети с проблемами в развитии. — М.: Академкнига, 2002. — 213 с.
- Егорова М. А., Заречная А. А. Особенности развития социально-коммуникативных компетенций младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) // Психологическая наука и образование, 2019. — Том 24. № 3. — С. 74–84. DOI: 10.17759/pse.2019240307
- Заречная А. А. Психологические технологии формирования коммуникативной компетентности у детей 6–8 лет [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования, 2017. — Том 9. № 2. — С. 38–47. DOI: 10.17759/psyedu.2017090204
- Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие для вузов / Я. Л. Коломинский. — Минск: ТетраСистемс, 2000. — 550 с.
- Петровский А. В. Психология: словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — Москва, 1990.
- Рыжковская Т. Л. Психодиагностика: учеб. метод. комплекс / Т. Л. Рыжковская, С. А. Беляев, С. В. Старовойтова. — Минск: Изд-во МИУ, 2009. — 196 с.
- Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова — Ростов: Феникс, 2011. — 300с.