В статье рассматривается вопрос противодействия злоупотреблениям должностными полномочиями в условиях цифровой трансформации государственного управления. Авторы подчеркивают, что развитие цифровых технологий в этой сфере приводит к появлению новых форм злоупотреблений, таких как манипуляции данными в информационных системах, несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, нарушения в области государственных закупок и электронного голосования, а также использование систем искусственного интеллекта в коррупционных целях. Эти проблемы создают значительные трудности для правоприменения, включая сложности с определением субъекта преступления, установлением причинно-следственной связи, оценкой значимости нарушений и доказательством наличия корыстного мотива.
Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, злоупотребление должностными полномочиями, коррупция, информационные технологии, правоприменительная практика, уголовное законодательство.
The article addresses the issue of combating abuse of official powers in the context of digitalization of public administration. The authors emphasize that the development of digital technologies in this field gives rise to new forms of abuse, such as data manipulation in information systems, unauthorized access to confidential information, misconduct in public procurement and electronic voting, as well as the use of artificial intelligence systems for corrupt purposes. These challenges present significant difficulties for law enforcement, including problems in identifying the subject of the crime, establishing causality, assessing the severity of violations, and proving personal gain motives.
Keywords: digitalization, public administration, abuse of office, corruption, information technology, law enforcement practice, criminal legislation.
В современном обществе цифровые технологии стремительно проникают в различные сферы, включая государственное управление. Электронные государственные услуги, документооборот и использование искусственного интеллекта становятся важными элементами работы государственных органов. Однако помимо явных преимуществ цифровизация создает новые вызовы, в частности, в борьбе с коррупцией и злоупотреблениями должностными полномочиями.
Проблема актуальна, так как цифровая трансформация приводит к новым видам злоупотреблений, которые трудно квалифицировать с помощью действующих норм уголовного законодательства. Это вызывает необходимость адаптировать правовые нормы и правоприменительную практику к новым условиям.
С развитием цифровых технологий появляются более изобретательные способы злоупотреблений должностными полномочиями. К таким действиям относятся манипуляции данными в государственных информационных системах, несанкционированный доступ к конфиденциальным сведениям, мошенничество в сфере электронных государственных закупок и голосований, а также манипуляции с алгоритмами искусственного интеллекта в личных интересах.
Эти новые формы правонарушений создают серьезные сложности для правоприменителей, так как традиционные подходы к квалификации преступлений, предусмотренные статьей 285 УК РФ, могут быть недостаточными для выявления и преследования таких действий.
Одной из новых форм злоупотреблений является манипуляция данными в государственных информационных системах. Должностные лица, обладая доступом к государственным базам данных и информационным ресурсам, могут незаконно изменять, удалять или искажать информацию для личной выгоды или корыстных целей. Это может привести к серьезным последствиям, таким как незаконные социальные выплаты, необоснованное предоставление государственных услуг или принятие решений на основе недостоверных данных.
Еще одна тревожная тенденция — это несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, связанной с государственной тайной или персональными данными граждан. Должностные лица, злоупотребляя своими полномочиями, могут использовать эти данные в корыстных интересах, нанося ущерб национальной безопасности или нарушая права и законные интересы граждан.
Негативной формой злоупотреблений также является использование служебного положения для получения выгоды в цифровых государственных закупках. Должностные лица могут манипулировать электронными торгами, передавать конфиденциальную информацию о конкурсах или оказывать незаконное содействие определенным поставщикам товаров и услуг.
Серьезную угрозу представляют злоупотребления при использовании систем электронного голосования. Лица с доступом к таким системам могут вмешиваться в процесс голосования, изменять его результаты или создавать условия для фальсификации волеизъявления граждан.
Кроме того, злоупотребления возможны в сфере использования искусственного интеллекта при принятии управленческих решений. Должностные лица могут манипулировать алгоритмами работы таких систем в своих интересах, что может привести к необъективным или даже дискриминационным решениям.
Внедрение цифровых технологий в государственное управление порождает новые сложности для правоприменительной практики, особенно в части квалификации злоупотреблений должностными полномочиями. В условиях цифровизации перед правоприменителями встают значительные трудности.
Во-первых, возникает сложность определения субъекта преступления в случаях, когда злоупотребление связано с использованием автоматизированных систем принятия решений. В таких ситуациях бывает трудно установить, кто именно из должностных лиц нес ответственность за функционирование соответствующих цифровых систем и мог влиять на результаты их работы.
Во-вторых, возникают трудности в установлении причинно-следственной связи между действиями должностного лица и наступившими последствиями в сложных цифровых системах. Цифровые технологии нередко характеризуются высокой степенью автоматизации и взаимосвязанностью различных элементов, что затрудняет выявление конкретных управленческих решений, повлекших негативные результаты.
В-третьих, отсутствуют четкие критерии оценки существенности нарушения прав и законных интересов граждан или организаций в цифровой среде. Правоприменители сталкиваются с необходимостью адекватно оценивать масштаб и последствия таких нарушений, что зачастую вызывает затруднения.
В-четвертых, возникают проблемы доказывания корыстной или иной личной заинтересованности при злоупотреблениях с использованием цифровых технологий. Должностные лица могут маскировать свои незаконные действия под видом технических ошибок или сбоев в работе автоматизированных систем.
Для эффективного противодействия злоупотреблению должностными полномочиями в условиях цифровизации государственного управления представляется необходимым предпринять ряд мер. Во-первых, следует внести изменения в ст. 285 УК РФ [1], расширяющие понятие злоупотребления должностными полномочиями с учетом специфики цифровой среды. Во-вторых, целесообразно ввести квалифицирующий признак «с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» в состав злоупотребления должностными полномочиями.
Кроме того, необходимо разработать специальные составы преступлений, охватывающие наиболее опасные формы злоупотреблений в цифровой среде государственного управления. Важным шагом также будет совершенствование системы наказаний за злоупотребление должностными полномочиями с учетом специфики цифровых преступлений.
Наконец, следует разработать методические рекомендации для правоприменителей по квалификации злоупотребления должностными полномочиями в цифровой среде. Эти меры позволят усовершенствовать правовые механизмы противодействия злоупотреблению должностными полномочиями в условиях цифровизации государственного управления, четко определить ответственность должностных лиц за неправомерное использование цифровых технологий, а также повысить эффективность правоприменительной практики в данной сфере.
В заключение следует отметить, что цифровизация государственного управления, несомненно, открывает новые возможности для повышения эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Однако она также создает новые риски и вызовы в сфере противодействия коррупции и злоупотреблению должностными полномочиями. Только своевременное реагирование на эти вызовы, адаптация законодательства и правоприменительной практики к реалиям цифровой эпохи позволит обеспечить законность и правопорядок в условиях цифровой трансформации государственного управления.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru
- Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / В. В. Сверчков. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 332 с.
- Крылова Н. Е. Уголовное право зарубежных стран. Особенная часть: учебник для вузов / Н. Е. Крылова [и др.]; ответственный редактор Н. Е. Крылова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 397 с.