Особенности государственного управления в области градостроения на примере Калининградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 12.10.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Белоусова, М. В. Особенности государственного управления в области градостроения на примере Калининградской области / М. В. Белоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 112-116. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118245/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности государственного управления в области градостроения на примере Калининградской области, где уникальное географическое положение и историческая специфика накладывают особые требования на градостроительную политику. Анализируются правовые рамки и инициативы, регулирующие процесс планирования и застройки, а также механизм взаимодействия органов власти с местным населением.

Ключевые слова: Калининградская область, градостроительство, органы исполнительной власти, градостроительное зонирование, прибрежные муниципальные образования

Калининградская область — уникальный анклав России, находящийся между Польшей и Литвой. Её географическое положение одновременно стратегически важное и экономически сложное. Такая исключительность предоставляет региону уникальные возможности для международного сотрудничества, внешнеэкономической деятельности и культурного обмена. Тем не менее, обособленность этого субъекта Российской Федерации создает определенные ограничения на функциональное использование территории и процесс градостроения.

В условиях ограниченного пространства, застройщики в Калининградской области должны учитывать не только интересы и потребности местных жителей, но и особенности, детали, юридические аспекты трансграничного взаимодействия. Градостроение на этой территории осуществляется с учетом необходимости создания комфортной городской среды, которая могла бы гармонично сочетаться с природными ландшафтами и историческим наследием региона. Это требует продуманного подхода к планированию и реализации градостроительных проектов, учитывающих как внутренние, так и внешние факторы.

Динамичное развитие областного центра — города Калининграда, является наглядным примером того, насколько важно грамотно управлять ограниченными территориями анклава. В этих целях необходимо продолжать развитие инфраструктуры с разветвленной транспортной сетью, обеспечивающей интенсивное взаимодействие Калининградской области с другими регионами России. Проведение качественных планировочных мероприятий, управление застройкой и реконструкцией существующих объектов — всё это является неотъемлемой частью современного градостроительства в Калининградской области.

Таким образом, уникальное географическое положение Калининградской области создает своеобразные условия для градостроительных инициатив, требуя от органов власти области, застройщиков и проектировщиков гибкости и инновационности при планировании пространственного развития региона.

Правовой основой, регулирующей отношения в сфере градостроительной деятельности на территории региона, служит закон Калининградской области от 05.07.2017 № 89 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области» [1].

Как и в других субъектах Российской Федерации, градостроительство регулируется несколькими уровнями власти, каждый из которых выполняет свои специфические функции. В рамках предлагаемой читателям статьи, проанализируем полномочия органов исполнительной ветви власти Калининградской области в сфере градостроительной деятельности.

Областное Министерство градостроительной политики осуществляет функции по проведению государственной политики в области градостроительной деятельности, координации деятельности в сфере градостроительства, обеспечению деятельности по развитию территорий, территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, по оказанию государственных услуг.

Министерство градостроительной политики функционирующее на основе положения о Министерстве градостроительной политики Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 03.03.2022 № 107 «Об утверждении положения о Министерстве градостроительной политики Калининградской области», Законом Калининградской области от 30.11.2016 № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» [2,3].

К его полномочиям относятся [4]:

— разработка и реализация государственной политики в области градостроительной деятельности;

— обеспечение мероприятий по подготовке и утверждению Правительством Калининградской области схем территориального планирования области;

— обеспечение мероприятий по подготовке и утверждению Правительством Калининградской области региональных нормативов градостроительного проектирования;

— обеспечение мероприятий по подготовке и утверждению документов территориального планирования муниципальных образований области, внесении изменений в эти правовые акты;

— обеспечение мероприятий по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований, внесении изменений в нормативные акты;

— принятие решения об утверждении документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, внесении изменений в такую документацию, об отмене документации по планировке территории или ее отдельных частей, признании отдельных частей документации по планировке территории не подлежащими применению в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

— выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области;

— обеспечивает подготовку проектов комплексного развития территорий и проведение мероприятий по их реализации в пределах и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Калининградской области;

— осуществление полномочий по контролю за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований области законодательства о градостроительной деятельности в пределах и порядке, установленных российским законодательством.

Какими же особенностями обладает Калининградская область, что сказывается и на государственном управлении в области градостроения?

Калининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря и включает в себя следующие прибрежные муниципальные образования:

— Светлогорский городской округ;

— Зеленоградский муниципальный округ;

— Пионерский городской округ;

— Янтарный городской округ;

— Балтийский городской округ.

Застройка прибрежных муниципальных образований должна осуществляться с учетом специфических факторов и требований, включая:

  1. Экологические аспекты: защита природных ресурсов и экосистем, находящихся в прибрежной зоне, включая соблюдение норм и правил охраны окружающей среды. В данном случае необходимо учитывать особенности строительства, оказывающие влияние на морскую экосистему, использование методов защиты от эрозии и разработки системы сточных вод.
  2. Зонирование территории: определение зон для различных видов застройки (жилая, коммерческая, рекреационная) с учетом специфики местности.
  3. Планирование инфраструктуры: обеспечение необходимой инфраструктуры (дороги, коммуникации, общественный транспорт) для новых объектов, а также внедрение устойчивых решений по организации транспорта и услуг в прибрежной зоне.
  4. Климатические условия: учет воздействия климатических изменений, таких как увеличение уровня моря, штормы и другие природные катастрофы, определяющие риски для построек и населения, для минимизации угроз.
  5. Культурное и историческое наследие: сохранение исторического и культурного наследия региона, что может включать охрану памятников архитектуры и традиционных мест.

Ответственные должностные лица, в том числе и непосредственно застройщики, учитывая вышеперечисленные аспекты, смогут обеспечить сохранение баланса между строительными объектами и окружающей средой при развитии прибрежных муниципальных образований, с целью улучшения качества жизни местного населения и тем самым способствовать устойчивому развитию региона в целом.

Министерством градостроительного политики были разработаны и утверждены правила землепользования и застройки всех пяти муниципальных образований, которые включают в себя карты градостроительного зонирования (состоящую из карты градостроительного зонирования и карты границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия) и градостроительных регламентов.

На картах градостроительного зонирования вышеуказанных муниципальных образований предусмотрены подзоны территориальных зон, устанавливающие определенные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничивающие главным образом высотность.

Так, например, в правилах землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Калининградской области, утвержденные решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Калининградской области от 31.08.2021 № 99, для соответствующих территориальных зон, предусмотрены [5]:

— подзона градостроительного регулирования (ГР) с ограничением этажности до 5 надземных этажей (предельная высота — 20 метров);

— подзона градостроительного регулирования (ГР1) с ограничением этажности до 5 надземных этажей (предельная высота — 20 метров), в пределах которой разработка проектной документации на объекты капитального строительства должна осуществляться с учетом положительного заключения главного архитектора Калининградской области;

— ограничение этажности на территории муниципального образования «Зеленоградский городской округ» до 7 надземных этажей (предельная высота — 26 метра), в пределах которой разработка проектной документации на объекты этажностью более 5 этажей должна осуществляться с учетом положительного заключения главного архитектора Калининградской области, подготавливаемого по итогам рассмотрения предпроектных материалов, учитывающих обеспечение указанных объектов и прилегающих к ним территорий социальной, инженерной, транспортной инфраструктурой, на заседании архитектурно-градостроительного совета Калининградской области.

Ограничения по этажности приняты, также, в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Пионерский городской округ» Калининградской области, утвержденные приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 02.11.2022 № 450 (далее — Правила Пионерского городского округа) [7].

Градостроительным регламентом в составе Правил Пионерского городского округа применительно к соответствующим территориальным зонам, предусмотрено предельное количество надземных этажей зданий — 5 этажей.

Одновременно положениями Правил Пионерского городского округа определено, что решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусматривающее увеличение этажности, предоставляется с учетом решения заседания архитектурно-градостроительного совета Калининградской области.

Аналогичные решения по ограничению этажности и установлению подзон градостроительного регулирования (ГР) приняты и на территории муниципальных образований «Светлогорский городской округ» «Янтарный городской округ», «Балтийский городской округ» Калининградской области [5,8,9].

В Калининградской области придерживаются четкой концепции развития приморских городов Калининградской области, которая направлена на устойчивое и гармоничное сочетание экономического роста, охраны окружающей среды и улучшения качества жизни граждан.

Для развития туристической инфраструктуры власти приморских городов нередко привлекают различных инвесторов. Ограничения по застройке, связанные с предельной этажностью, содействуют строительству современных туристических объектов в городах Балтийского побережья и при этом сохранять культурное наследие региона.

Таким образом, концепция не только отвечает актуальным вызовам времени, но и закладывает фундамент для благополучного будущего приморских городов Калининградской области.

Литература:

  1. Закон Калининградской области от 05.07.2017 № 89 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/450263742?marker=1DH6ND5§ion=text.
  2. Постановление Правительства Калининградской области от 03.03.2022 № 107 «Об утверждении положения о Министерстве градостроительной политики Калининградской области» сhttps://mingrad.gov39.ru/data/zip.pdf.
  3. Закон Калининградской области от 30.11.2016 № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3900201612010005.
  4. Официальный сайт Министерства градостроительной политики Калининградской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mingrad.gov39.ru/.
  5. Решение окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Калининградской области от 31.08.2021 № 99 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Калининградской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mingrad.gov39.ru/pzz/05_zelenogradsk/.
  6. Постановление Правительства Калининградской области от 12.10.2021 № 661 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://baltijsk.gov39.ru/administratsiya/novosti/40307/.
  7. Приказ Министерства от 02.11.2022 № 450 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Пионерский городской округ» Калининградской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mingrad.gov39.ru/pzz/19_pionersk/.
  8. Приказ Министерства от 10.07.2024 № 227 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mingrad.gov39.ru/pzz/17_svetlogorsk/.
  9. Приказ Министерства от 23.12.2022 № 531 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Янтарный городской округ» Калининградской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mingrad.gov39.ru/pzz/22_yantarnyi/.
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, градостроительная деятельность, градостроительная политика, градостроительное зонирование, Российская Федерация, городской, капитальное строительство, муниципальное образование, обеспечение мероприятий, ограничение этажности.


Похожие статьи

Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства на примере Калуги

В статье описан правовой механизм управления градостроительной деятельность на уровне местного самоуправления. Рассмотрена теоретическая и практическая деятельность органов местного самоуправления в градостроительной сфере города Калуги в соответстви...

Правовое обеспечение развития сельских территорий в РФ

В статье рассматриваются актуальные вопросы правового обеспечения устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации. Автор анализирует современное состояние нормативно-правовой базы, регулирующей различные аспекты функционирования и раз...

Особенности местного самоуправления на приграничных территориях Российской Федерации

Развитие приграничного сотрудничества отнесено руководством Российской Федерации к общенациональным приоритетам. В связи с этим объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся при осуществлении местного самоуправления муниципальным...

Правовые аспекты территориального планирования

В данной статье рассматривается проблема соотношения территориального планирования и градостроительного зонирования, а также их документов.

Функции органов государственного управления в области градостроения

В статье рассматриваются основные функции органов государственного управления в сфере градостроительства в Российской Федерации. Анализируется законодательная база, регулирующая градостроительные процессы, а также ключевые направления деятельности го...

Правовое регулирование иностранных инвестиций субъекта Российской Федерации на примере Калининградской области

В данной статье рассмотрены основные проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в регионах Российской федерации на примере Калининградской области. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность иностранных...

Проблема взаимодействия в системе моногород — градообразующее предприятие

В статье рассматриваются существующие проблемы взаимодействия между моногородами и градообразующими предприятиями и перспективы решения проблем современного градообразующего предприятия. Выделены необходимые условия экономического развития монопрофил...

Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование

В данной научной статье рассматривается финансово-правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации. В работе внимание уделяется механизмам государственной поддержки и стимулирования инвестиций в ОЭЗ, а также вопросам налогооблож...

Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства

В статье описана реализация градостроительной деятельности на уровне местного самоуправления. Раскрыт ряд полномочий в сфере градостроительства, выявлены пробелы законодательства, приводятся пути устранения рассматриваемых пробелов в законодательстве...

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Похожие статьи

Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства на примере Калуги

В статье описан правовой механизм управления градостроительной деятельность на уровне местного самоуправления. Рассмотрена теоретическая и практическая деятельность органов местного самоуправления в градостроительной сфере города Калуги в соответстви...

Правовое обеспечение развития сельских территорий в РФ

В статье рассматриваются актуальные вопросы правового обеспечения устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации. Автор анализирует современное состояние нормативно-правовой базы, регулирующей различные аспекты функционирования и раз...

Особенности местного самоуправления на приграничных территориях Российской Федерации

Развитие приграничного сотрудничества отнесено руководством Российской Федерации к общенациональным приоритетам. В связи с этим объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся при осуществлении местного самоуправления муниципальным...

Правовые аспекты территориального планирования

В данной статье рассматривается проблема соотношения территориального планирования и градостроительного зонирования, а также их документов.

Функции органов государственного управления в области градостроения

В статье рассматриваются основные функции органов государственного управления в сфере градостроительства в Российской Федерации. Анализируется законодательная база, регулирующая градостроительные процессы, а также ключевые направления деятельности го...

Правовое регулирование иностранных инвестиций субъекта Российской Федерации на примере Калининградской области

В данной статье рассмотрены основные проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в регионах Российской федерации на примере Калининградской области. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность иностранных...

Проблема взаимодействия в системе моногород — градообразующее предприятие

В статье рассматриваются существующие проблемы взаимодействия между моногородами и градообразующими предприятиями и перспективы решения проблем современного градообразующего предприятия. Выделены необходимые условия экономического развития монопрофил...

Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование

В данной научной статье рассматривается финансово-правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации. В работе внимание уделяется механизмам государственной поддержки и стимулирования инвестиций в ОЭЗ, а также вопросам налогооблож...

Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства

В статье описана реализация градостроительной деятельности на уровне местного самоуправления. Раскрыт ряд полномочий в сфере градостроительства, выявлены пробелы законодательства, приводятся пути устранения рассматриваемых пробелов в законодательстве...

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Задать вопрос