В статье приводится перечень субъектов, полномочных применять административно-предупредительные меры. Анализируются основные направления деятельности в изучаемой сфере.
Ключевые слова: административно-предупредительная мера, правоохранительные органы, предупреждение, субъекты.
The article provides a list of subjects authorized to apply administrative and preventive measures. The main directions of activity in the field under study are analyzed.
Keywords: administrative preventive measure, law enforcement agencies, warning, subjects.
Для реализации задач правоохранительной деятельности законодатель разрешил применять им исключительные меры воздействия — физическую силу, оружие, а также специальную технику. В большинстве случаев данные меры прекращают преступления, однако они также имеют и административно-предупредительный характер.
В статье Т. В. Телятицкой ключевыми характеристиками административно-предупредительных мер как особой формы реализации административного принуждения, включая его исключительный характер, являются:
1) «его вправе применять только те субъекты, которым даны соответствующие полномочия в рамках внеслужебного подчинения;
2) применение административно-предупредительных мер обладает властным характером и включает в себя ряд стадий, таких как определение фактической и юридической основы дела и принятие решения;
3) деятельность по применению мер административно- предупредительных мер осуществляется в строгой процессуальной форме, чтобы обеспечить законность и справедливость, и строго регламентируется правовыми нормами, предполагая применение во многих случаях, соответствующих индивидуальных правоприменительных актов» [12, с. 108].
На сегодняшний день перечень субъектов, которые уполномочены применять меры административного предупреждения, довольно обширен. Выделим основных субъектов, полномочных применять административно-предупредительные меры:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации. Данный правоохранительный орган исполнительной власти обладает полифункциональной компетенцией и полномочиями по решению достаточно широкого круга задач. Подразделения МВД России, в частности полиция, законодательно наделены полномочиями по применению административно-предупредительных мер. Одной из задач полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
- Войска национальной гвардии Российской Федерации согласно Федеральному закону о них принимают участие в обеспечении государственной и общественной безопасности, защите прав и свобод человека и гражданина [5].
- Федеральная таможенная служба также относится к субъектам административной юрисдикции, а Постановление Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе» [8] устанавливает, что таможенные органы применяют в том числе меры административного предупреждения.
- Федеральная налоговая служба также относится к числу правоохранительных органов. В частности, одной из задач, которые возлагаются на этот орган, является предотвращение преступлений и других правонарушений, о чем говорится в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» [7].
- Федеральная служба безопасности, которая также обладает административно-предупредительными полномочиями. Ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» [3] прямо предусматривает право на осуществление ряда предупредительных мер, в том числе статьёй 13.1 предусмотрено применение органами федеральной службы безопасности мер профилактики.
- Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), одной из основных задач деятельности которой является предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны [6].
Следующим блоком государственных органов, которые в процессе выполнения своих функциональных обязанностей применяют меры административного предупреждения и пресечения, являются государственные инспекции.
На сегодняшний день в России их существует достаточно большое количество. Например, М. Студеникина определяет государственные инспекции как исполнительные органы государства, сфера контрольно-надзорной деятельности и властных полномочий которых распространяется на те или иные объекты независимо от их ведомственной подчиненности [9, с. 233].
Анализ положений о государственных инспекциях и других нормативных актов, в которых закреплены полномочия инспекций, позволяет утверждать, что их можно разделить на три основные группы.
Соответственно можно различать:
а) полномочия по предупреждению правонарушений;
б) полномочия по пресечению правонарушений;
в) полномочия по применению административных взысканий.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [2] при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и таких, что содержат коммерческую тайну или конфиденциальную информацию. Письменно требовать представления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе относительно операций и счетов юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой. Требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению.
Для осуществления предупредительной работы государственные инспекции наделены соответствующим комплексом государственно-властных полномочий, иначе говоря, правом применять меры административного предупреждения. Прежде всего, работники государственных инспекций (в большинстве случаев — это государственные инспекторы) имеют право беспрепятственно входить на территорию и в помещения объектов, которые находятся под их надзором, за служебным удостоверением.
Важное значение в предупредительной работе инспекций имеют полномочия по выдаче (приостановлению действия) разрешений (лицензий) на осуществление определенной деятельности на подконтрольных объектах, что позволяет государственным инспекциям предупредить возможные нарушения, так как при решении вопроса о выдаче разрешений на осуществление определенных видов деятельности, проверяется законность и безопасность этой деятельности. Наряду с упомянутыми правоохранительными органами и государственными инспекциями существует еще несколько групп субъектов применения мер административного предупреждения. К ним, прежде всего, относятся органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также граждане Российской Федерации, участвующие в охране общественного порядка и государственной границы.
В соответствии с Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка» [4] граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица.
Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений;
3) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Меры административного предупреждения в своей деятельности применяет достаточно широкий круг органов исполнительной власти, а также члены объединений граждан по охране общественного порядка и государственной границы. Указанные субъекты могут быть разделены на три большие группы: правоохранительные органы, органы исполнительной власти и негосударственные формирования. Во время выполнения поставленных задач по охране прав и свобод граждан, собственности, интересов государства для достижения правоохранительной цели именно данные субъекты и применяют меры административного предупреждения и пресечения [11, с. 116].
Итак, среди всех перечисленных субъектов, применяющих меры административного предупреждения, органы внутренних дел имеют широчайшие полномочия и чаще всего используют подобные меры в процессе выполнения своих функций.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
- Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть I). Ст. 4159.
- Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3314.
- Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.
- Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2021 г. № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 18. Ст. 3146.
- Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2022. — 612 с.
- Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. М.: Норма; Инфра-М, 2019. — 612 с.
- Спиридонов П. Е. Меры административного предупреждения и вопросы их административно-процессуального применения // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 6 (82). С. 116–119.
- Телятицкая Т. В. Административно-предупредительные меры в системе мер принуждения // В сборнике: Актуальные проблемы науки административного, финансового и международного права. Материалы ІІ научного круглого стола. Минск, 2024. С. 108–114.