В статье исследуются особенности применения административного приостановление деятельности социально-значимых объектов, исследуются проблемы, с которыми сталкивается судебный пристав при применении данного административного наказания.
Ключевые слова: административное приостановление деятельности судебный пристав-исполнитель, исполнительное производство, социально- значимые объекты.
В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. [1]
Согласно рассматриваемой статье данное административное наказание применяется только в случаях угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; наступления радиационной аварии; наступления техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды; в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; финансированию терроризма; в области установленных в 6 соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах); в случае совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности. [1]
Но что если данные обстоятельства происходят не посредственно в объектах, которые принято считать социально значимыми и как исполнить постановление суда, которое предусматривает административное приостановление деятельности данных объектов.
Для начала, необходимо разобраться какие именно, согласно российскому законодательству, принято считать социально значимыми объектами.
В пункте 6 статьи 129 Закона о банкротстве содержится обобщающее понятие. Социально — значимые объекты — объекты, используемые для обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений, других образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, объекты, используемые для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий. [2]
Таким образом, если судом принято решение об административном приостановлении деятельности, например лечебного учреждения, детского сада, дома престарелых, то судебный пристав исполнитель столкнется с определенными трудностями.
Во-первых: исполнительный документ об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению, а именно: судебный пристав-исполнитель предлагает должнику приостановить деятельность в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
А во-вторых: в данном объекте могут находится третьи лица.
В этом случае для того, что исполнить решение суда судебному приставу- исполнителю необходимо время для освобождения здания от людей.
В порядке статьи 32 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обращается в орган, выдавший исполнительный документ с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения. Одновременно судебный пристав-исполнитель обращается в органы власти с просьбой оказания содействия. И только после освобождения третьими лицами учреждения, судебным приставом-исполнителем осуществляются меры по фактическому приостановлению деятельности путем наложения пломб, опечатывания мест хранения товаров и др. действий. [3]
Отсюда следует, что далеко не всегда есть возможность выполнить требование суда об административном приостановлении деятельности немедленно.
Но что если решение суда касается общежития? Тогда при осуществлении данной меры административного наказания будут нарушатся права проживающих там граждан. Отсюда вывод решение суда исполнить не представляется возможным. Исполнительный лист будет возвращен в суд или в орган его выдавший.
Так же нельзя забывать о том, что ст. 32.12 КоАП гласит что, при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. [1]
На практике возникает очень много нюансов при исполнении решения суда об административном приостановлении деятельности именно социально- значимых объектов.
Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 24.03.2005 N 5 разъяснил, что в постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям. [4]
Однако выбор конкретных мер, направленных на обеспечение исполнения указанных в постановлении суда мероприятий по административному приостановлению деятельности (в частности, наложение пломб, опечатывание помещений, отселение граждан из жилых зданий и др.), в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Закона возложен на судебного пристава- исполнителя. [5]
Судебному приставу-исполнителю приходится самостоятельно принимать решения о мероприятиях, направленных на приостановление деятельности, учитывать права лиц, не имеющих отношение к деятельности предприятия, к которому применена мера, но зависящих от функционирования данного объекта, например, единственный магазин, обеспечивающий продовольствием, находящийся на значительном расстоянии, населенный пункт.
Отсюда возникает вопрос в целесообразности применения меры административного приостановления деятельности социально-значимых объектов, дабы не нарушать права третьих лиц.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, в редакции от 09.03.2016. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. -№ 1.- Ст.1, 2016. - № 11. — Ст. 1493
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О несостоятельности (банкротстве)" // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, N 43
- Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Статья 32.12. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности Комментарий к статье 32.12. — Текст: электронный // Комментарии Российского законодательства: [сайт]. — URL: https://kommentarii.org/2019/03/komkoap/page296.html (дата обращения: 15.02.2022).