В статье исследованы проблемные вопросы, возникающие при исполнении исполнительных производств об административном приостановлении деятельности. Автором внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Ключевые слова: административное приостановление деятельности, административное наказание, применение наказания, судебный пристав-исполнитель, исполнительное производство.
По истечении установленного срока административного наказания исполнительное производство подлежит окончанию независимо от того, устранены ли должником нарушения, послужившие основанием для применения административного приостановления деятельности.
Выявление (установление) факта устранения нарушений, послуживших основанием для административного приостановления деятельности, не входит в круг полномочий судебного пристава-исполнителя.
Следует учитывать, что судебный пристав-исполнитель ни при каких условиях не имеет права принять решение о досрочном прекращении исполнения указанного наказания, в том числе и в случае, если судебному приставу-исполнителю будут представлены все необходимые документы (доказательства), свидетельствующие об устранении нарушений, явившихся основанием для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.
Между тем, административное приостановление деятельности досрочно может быть прекращено судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
В целом, административное приостановление деятельности играет важную роль в системе исполнительного производства и способствует укреплению законности и правопорядка в стране. Его применение должно быть основано на строгом соблюдении законодательства и учёте всех особенностей каждого конкретного случая.
С учетом специфики типа должников, исполнение исполнительных документов в отношении которых возложено на ФССП России, принудительное исполнение исполнительных производств обеспечено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вместе с тем при исполнении исполнительных документов об административном приостановлении деятельности в целом имеется ряд проблемных вопросов, связанных как с недостатками в законодательстве, так и с вопросами принудительного исполнения:
1. Обеспечение немедленного исполнения постановлений об административном приостановлении деятельности.
В данном случае следует отметить, что административное приостановление деятельности имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при его применении. Например, при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов.
При поступлении на принудительное исполнение исполнительных документов об административном приостановлении деятельности отдельных объектов социальной сферы возникают вопросы в сроках размещения (перемещения) должником находящихся (помещенных) в объектах (ы) лиц в иные аналогичные учреждения.
2. Определение сроков административного приостановления деятельности.
Сложности с определением срока административного приостановления деятельности как правило возникают по исполнительным документам, когда суд не указывает конкретный срок приостановления, а лишь указывает на необходимость приостановления до устранения нарушений, послуживших к назначению административного наказания.
Также вопросы срока окончания приостановления вызывают исполнительные документы, предусматривающие учет в срок наказания временный запрет деятельности.
Как ранее обозначалось, моментом начала срока приостановления деятельности является фактическое осуществление судебным приставом-исполнителем действий по исполнению, в том числе путем опечатывания объекта. В период срока приостановления осуществляется контроль за исполнением, при установлении факта воспрепятствования должником, данное время не учитывается при исчислении общего срока наказания. При этом у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения о фактическом исполнении временного запрета деятельности и его исполнении в период всего срока назначения.
Также проблемным вопросом отмечалось фактическое отсутствие должников по месту объекта, подлежащего административному приостановлению и использование данного объекта иным лицом, в отношении которого данная мера административного наказания не применялась.
С учетом сложившейся судебной практики в настоящее время определено, что если административному приостановлению подлежит конкретный объект (например, помещение), то меры по прекращению его эксплуатации применяются независимо от того, кем (должником, указанным в исполнительном документе, или иным лицом) он эксплуатируется (занимается), а также независимо от фактов расторжения договора аренды (субаренды) данного объекта. Отсутствие конкретного объекта, подлежащего приостановлению (например, при выявлении нарушений миграционного законодательства), должника по юридическому адресу или смена им фактического адреса нахождения не могут являться основанием для неисполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности и окончания исполнительного производства.
В судебной практике можно найти также примеры, подтверждающие необходимость рассмотрения иных обозначенных вопросов в качестве проблемы исполнения.
Так, в одном из дел суд указал на то, что судебный пристав-исполнитель не смог эффективно исполнить решение о приостановлении деятельности из-за отсутствия чёткого определения срока приостановления. В другом деле суд отметил, что судебный пристав-исполнитель столкнулся с проблемами принудительного исполнения из-за длительного принятия должником мер по распределению и перемещению лиц, находящихся в проблемном объекте, в иные учреждения с учетом их специфики и наличия свободных койка мест.
Учитывая изложенное следует вывод, что для решения проблем необходимо внести изменения в законодательство, чтобы уточнить критерии определения срока приостановления. Кроме того, необходимо учитывать сложившуюся правоприменительную и судебную практику, которая выработала определённые подходы к совершению действий, связанных с административным приостановлением деятельности. Это позволит избежать ошибок при применении данного наказания и обеспечить его эффективность.
В настоящее время с целью оперативного принятия мер по административному приостановлению деятельности при возбуждении исполнительных производств об административном приостановлении деятельности социально значимых и стратегических объектов обеспечивается незамедлительное информирование высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по вопросам организации временного переселения граждан в другие помещения и другим аналогичным вопросам социальной значимости, а также руководителей уполномоченных органов в части, касающейся их компетенции.
Также при назначении административного приостановления деятельности необходимо тщательно изучить все обстоятельства дела и принять во внимание все возможные последствия применения этого наказания. Только такой подход позволит обеспечить эффективность административного приостановления деятельности и защиту интересов общества и государства.
Литература:
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декаб. 1993 г.: с изм., одобр. в ходе голосования 01 июля 2020 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2020. — № 27. — Ст. 4196.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.: по состоянию на 23 нояб. 2024 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
3. О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ: по состоянию на 03 июля 2017 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 19. — Ст. 1752.
4. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.11.2024).
5. Агапов, А. Б. Административное право [Текст]: учебник / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 570 с.
6. Агапов, А. Б. Постатейный комментарий к кодексу РФ «Об административных правонарушениях» расширенный с использованием материалов судебной практики [Текст] / А. Б. Агапов. — М.: Статус, 2016. — 1020 с.
7. Конин, Н. М. Административное право Российской Федерации [Текст] / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Н. М. Конина. — М.: Норма, 2013. — 450 с.
8. Осинцев Д. В. Административное право [Текст]: Учебник для бакалавриата и специалитета / Д. В. Осинцев. — М.: Юрайт, 2019. — 490 с.
9. По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации: постановл.: принято Конституционным Судом Рос. Федерации 19 января 2017 г. № 1-П // Вестник Конституц. Суда Рос. Федерации. — 2017. — № 2.
10. Показатели по отдельным правонарушениям с назначением административного наказания: судебная статистика [Электронный ресурс]. — URL: https://sudstat.ru/stats/adm/t/31/s/1. — Загл. с экрана.