В статье предпринята попытка проанализировать различные мнения ученых относительно определения понятия административно-предупредительных мер, их классификации. Кроме этого, приводится перечень конкретных мер, применяемых на практике.
Ключевые слова: административное право, административное принуждение, меры административного воздействия, административно-предупредительные меры, классификация административно-предупредительных мер предупреждений административных правонарушений.
В настоящее время со стороны государства и уполномоченных должностных лиц в основной своей массе применяются два метода управления — убеждение и принуждение. Практика показывает, что наиболее эффективным методом борьбы с преступлениями и правонарушениями является использование административно-предупредительных мер.
Отметим, что административно-предупредительными мерами являются такие меры, для которых характерен принудительный характер. Они применяются для предупреждения отдельных правонарушений, которые могут возникнуть в сфере государственного управления, а это в свою очередь может повлечь за собой снижение уровня общественной безопасности или подорвать режим управления государством [1]. Среди особенностей административно-предупредительных мер выделяют:
1) Применение в случае, когда правонарушение не совершено;
2) Применение в случае, когда правонарушение совершено, но последствия в настоящее время не проявились.
Дискуссионным остается вопрос о классификации административно-предупредительных мер. Многообразие подходов к классификации административно-предупредительных мер обусловлено их широкой распространенностью в нормативно-правовых актах, а также многочисленностью органов публичной власти и должностных лиц, правомочных на их применение. И. Е. Бочкарев проводит разграничение административно-предупредительных мер в соответствии с субъектом правового воздействия. Так, среди административно-предупредительных мер автор выделяет меры, применяемые государственными органами, а также негосударственными формированиями. Вместе с тем, существует классификация, в соответствии с которой различают следующие виды административно-предупредительных мер: устанавливающие ограничения правоспособности субъектов административного права (ограничительные мероприятия (карантин) и т. д.), либо выражающиеся в активных административных действиях в отношении той или иной категории юридических и физических лиц (личный таможенный досмотр и др.). Другая позиция относительно классификации имеется у Л. Л. Попова и Ю. М. Козлова, которые избрали в качестве критерия разграничения назначение и характер закрепляемых ограничений [2]. Некоторые ученые полагают, что данная группа мер является самостоятельной и выходит за рамки принуждения. Однако другие исследователи склоняются к тому, что административное принуждение следует рассматривать как отдельные меры предупреждения, так и восстановительные меры. Итак, мы предлагаем следующую классификацию:
— меры предупредительные;
— меры пресечения;
— меры административного наказания;
— меры процессуального обеспечения.
Говоря о наиболее ярких признаках административно-предупредительных мер, исследователи выделяют:
— принудительность;
— одностороннее применение, предполагающее наличие юридически властных полномочий соответствующих органов;
— выражаются в запрете или ограничении;
— предшествуют применению других административных мер;
— направленность на предотвращение правонарушения.
Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. Порядок применения любых мер принуждения должен осуществляться в строгой форме, установленной и санкционированной законом. В этой связи применение административно-предупредительных мер носит правовой характер. Следовательно, основанием применения предупредительных мер является наступление указанных в диспозиции административно-правовой нормы условий [3].
Рассмотрим конкретные примеры применения административно-предупредительных мер в целях предупреждения возможных нарушений. В данном случае мы говорим о таких ситуациях, в которых неприменение таких норм может привести к реальному совершению правонарушения и наступлению негативных последствий. Так, например, в соответствии со ст.15 ФЗ «О полиции», сотрудникам полиции разрешается беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Кроме этого, в ст. 16 ФЗ «О полиции» закреплено право на оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов [4]. Также к административно-предупредительным мерам относят: административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; приостановление действия лицензии или аннулирование лицензии на занятие частной детективной деятельностью; реализация решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ; участие в формировании и ведении банков данных об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, в отношении которых принято решение о депортации или об административном выдворении. Отметим, что среди органов исполнительной власти, которые уполномочены принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) того или иного гражданина выделяют: МВД, ФСБ, Росфинмониторинг, Министерство обороны и др.
Подводя итог, стоит отметить, что сегодня актуальной проблемой российского законодательства является отсутствие прямого указания в КоАП РФ на цели применения административно-предупредительных мер. Опираясь на научные точки зрения исследователей и анализ законодательства, мы лишь делаем вывод о целях применения данных норм (предупреждение и пресечение правонарушений, как говорилось ранее). Исходя из этого мы полагаем, что необходимо добавить в законодательство положения, содержащие в себе цели применения административно-предупредительных норм, что в свою очередь поможет избежать ошибочного толкования законодательства.
Литература:
- Кудрякова Ольга Валериановна, Гидзев Адам Муратович Административно-предупредительные меры // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019 14–8 (38), стр. 34–36
- Андреев М. Г. Классификация административно-предупредительных мер // Аллея науки. 2020 10(49), стр.358–362
- Андреев Максим Григорьевич Определение понятия административно-предупредительных мер // Научный электронный журнал Меридиан. 2020 17(51), стр.111–113
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // СПС КонсультантПлюс
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС КонсультантПлюс
- Николаев А. Г. Административно-предупредительные меры принуждения, применяемые полицией для предупреждения рецидива правонарушений // Конференция «Научный диалог: молодой ученый». 2017, ст. 22–25