Особенности правового регулирования организации и проведения выездной налоговой проверки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сидоренко, Д. В. Особенности правового регулирования организации и проведения выездной налоговой проверки / Д. В. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118131/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В данной статье рассматривается правовое регулирование такой формы налогового контроля как выездные налоговые проверки, очерчиваются особенности законодательства: порядок проведения, сроки, оформление результатов. Приведены исключительные процедуры, применяемые в ходе проведения выездных проверок, отмечена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Ключевые слова: налоговый контроль, выездная налоговая проверка, налоговые органы, налогоплательщики, организация, физические лица, предпроверочный анализ, риск-ориентированный подход.

Одной из эффективных форм налогового контроля на сегодняшний день являются выездные налоговые проверки, несмотря на внедрение ФНС России налогового мониторинга и постоянного его усовершенствования.

Выездная налоговая проверка представляет собой проверку по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, также она может быть проведена согласно п. 1 ст. 89 НК РФ [1] по месту нахождения обособленного подразделения иностранной компании, которая признаётся налоговым резидентом РФ. Выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа в случае, если организация, в отношении которой проводится проверка, не обеспечила налоговые органы отдельным помещением для её проведения. Определённые особенности имеет проверка в отношении физических лиц, не относящихся к ИП, в силу специфики налогоплательщиков и прав иных лиц, которые проживают в помещении лица, в отношении которого проводится выездная проверка. Если лица, проживающие в жилом помещении, против нахождения там представителей налоговых органов, то в таком случае проверка будет проводится по месту нахождения налогового органа, поскольку без согласия жильцов налоговики не могут прибывать в помещении.

Налогоплательщик должен дать возможность налоговым органам, которые будут осуществлять выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами в области исчисления и уплаты налогов и сборов.

Стоит отметить, что в отношении крупнейших налогоплательщиков, отнесённых в данную категорию в соответствии со ст. 83 НК РФ, выездную проверку проводит именно тот налоговый орган, который поставил данную организацию на налоговый учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка может быть проведена как по одному, так и по нескольким видам налогов в отношении одного налогоплательщика. Отмечается же особенность проведения выездной налоговой проверки в отношении консолидированной группы налогоплательщиков. Проверка такой группы лиц осуществляется исключительно в отношении налога на прибыль организации и регулируется ст. 89.1 НК РФ.

Срок проведения проверки — в течение 2 месяцев. Однако он может быть продлён до 4 и до 6 месяцев при таких случаях как:

– организация, в отношении которой проводится выездная проверка имеет статус крупнейшего налогоплательщика;

– проведение дополнительной проверки. Это возможно, если налоговые органы получили сведения о налоговых правонарушениях;

– влияние внешних факторов: пожар, потоп на территории, где проводится проверка;

– имеется несколько обособленных подразделений;

– не были представлены в срок запрашиваемые документы налоговым органам;

– и иные ситуации.

В случаях, когда есть необходимость проведения экспертизы, запроса информации от иностранных государственных органов в пределах международных договоров или же перевода предоставленных документов на иностранном языке на русский срок выездной проверки может быть приостановлен, но в общей сложности не может превышать 6 месяцев.

Стоит отметить, что по п. 17 ст. 89 НК РФ с 01.01.2017 года выездные налоговые проверки также теперь проводятся в отношении плательщиков страховых взносов.

Началом выездной проверки считается день вынесения решения о её назначении и заканчивается днём составления справки о результатах проведённой проверке, форма которой утверждена приказом ФНС России от от 07.11.2018 № ММВ-7–2/628@ [3].

Далее по итогам проверки со дня составления вышеуказанной справки в течение двух месяцев налоговые органы составляют акт налоговой проверки и вручает его налогоплательщику.

В том случае, если налогоплательщик уклоняется от получения акта по выездной налоговой проверки, то такой факт фиксируется в данном акте и затем отправляется заказным письмом по почте на место жительства физического лица или же по месту нахождения компании. Датой получения акта по проверке в таком случае будет считаться шестой день с даты отправления данного письма.

Необходимо обратить внимание на процедуры, которые могут быть проведены в ходе выездной налоговой проверки, такие процедуры отображены в таблице 1.

Таблица 1

Процедуры, используемые в ходе выездной налоговой проверки в качестве исключительных случаев

Наименование процедуры

Статья НК РФ

Описание процедуры

Инвентаризация

П. 13 ст. 89 НК РФ

Проводится для проверки достоверности информации, которая содержится в данных налогоплательщика

Осмотр

Ст.91, ст. 92 НК РФ

Налоговики могут осмотреть любые производственные, торговые и другие территории, которые прямо или косвенно могут быть связанны с извлечением доходов по объектам налогообложения.

Истребование документов

Ст. 93, ст. 93.1 НК РФ

Все необходимые документы для проведения проверки по налогом и сборам могут истребовать налоговые органы.

Выемка

Ст. 94 НК РФ

Данная процедура направлена на выявление и подтверждение необходимыми доказательствами правонарушения законодательства о налогах и сборах.

Экспертиза

Ст. 95 НК РФ

Эксперт привлекается на договорной основе.

Допрос

Ст. 90 НК РФ

Налоговые органы могут провести допрос свидетеля, который может владеть информацией по существу дела.

Вызов в качестве свидетеля

Ст. 90 НК РФ

Налоговые органы вправе вызвать любое физическое лицо, которое владеет обстоятельствами дела.

Получение экспертного заключения

Ст. 95 НК РФ

Если в ходе экспертизы эксперт выявил данные по не поставленным ему вопросам, то такие данные могут быть использованы и включены в выводы об обстоятельстве в его заключении.

Привлечение переводчика

Ст. 97 НК РФ

Переводчик может быть привлечён на договорной основе.

Данные процедуры применяются в рамках выездной налоговой проверки в исключительных случаях. Кроме всего вышеперечисленного в проверке также могут участвовать сотрудники полиции.

Важно отметить, что 30 мая 2007 г. Приказом ФНС России № ММ-3–06/333@ [4] была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которая преследует цель формирования единой системы планирования выездных налоговых проверок, а также несомненному повышению дисциплины налогоплательщиков.

Данная концепция включает в себя единый подход к формированию системы отбора объектов, подлежащих налогообложению для проведения выездных налоговых проверок.

С того момента как была утверждена концепция, процесс планирования выездных налоговых проверок стал более доступным для заинтересованных лиц. На данный период времени существуют сведения, которые содержат критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, основанные преимущественно на оценке риска совершения налогового правонарушения.

Так, стоит понимать, что перед назначением выездной налоговой проверки проводится расширенный предварительный анализ по раскрытию имеющихся рисков нарушения законодательства о налогах. К тому же проводится предпроверочный анализ, в ходе которого собирается доказательная база и формируется план проверки, в который включены только те организации, у которых прослеживаются схемы по уклонению от налогов и сборов.

Таким образом, по итогам проведения выездных налоговых проверок органами контроля разрешаются сразу несколько задач, такие как: обнаружение и пресечение налоговых правонарушений, а также в перспективе предупреждение совершения новых нарушений налогового законодательства. К тому же, выездная налоговая проверка выступает в своём роде инструментом для осуществления налоговыми органами принципа неотвратимости наказания организаций в случаях выявления нарушений налогового законодательства. Такой принцип подразумевает под собой неизбежность включения налогоплательщика, который попадает в область риска, в план выездных налоговых проверок.

Литература:

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (часть 1) с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2023 (в ред. от 24 июня 2023 г.), принятый Государственной Думой 16 июля 1998 г. // Российская газета. —1998 г. — № 146. — 31 июля.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2023 (в ред. от 24 июня 2023 г.), принятый Государственной Думой 19 июля 2000 г. // Российская газета. —2000 г. — № 117. — 05 августа.

3 Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации): приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7–2/628@ (ред. от 09.01.2023) // зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 № 53094 // Российская газета. —2018 г.

4 Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ (ред. от 10.05.2012) Российская газета. —2007 г.



Задать вопрос