Порядок проведения камеральных налоговых проверок, их цель, задачи и особенности, а также выводы по результатам проведения проверок для формирования стратегии развития бизнеса в текущих условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Маслов, И. В. Порядок проведения камеральных налоговых проверок, их цель, задачи и особенности, а также выводы по результатам проведения проверок для формирования стратегии развития бизнеса в текущих условиях / И. В. Маслов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 181-185. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102420/ (дата обращения: 17.12.2024).



Налоговый контроль играет ключевую роль в системе контроля и направлен на проверку соблюдения налогового законодательства за исчислением налогов, сборов и других платежей, их своевременной уплаты в бюджет. Статья посвящена проведению налогового контроля в виде камеральных налоговых проверок, особенностям их проведения.

Ключевые слова : налоговый контроль, РФ, камеральная налоговая проверка, налоговая проверка, камеральная проверка, налоговое правонарушение, налогоплательщик, документ, налоговый орган.

Камеральная проверка относится к разряду контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами в отношении представленной налогоплательщиками отчетности.

Основное предназначение такого мероприятия заключается в проверке информации, указанной в отчетности, с целью подтверждения достоверности отраженных в ней данных.

Под термином «камеральная» подразумевается такая проверка, которую проводят на основании данных, внесенных в декларацию, предоставленную плательщиком налога. При этом другую проверку не проводят. Виды камеральных налоговых проверок представлены на рисунке 1 [3].

Классификация камеральных проверок

Рис. 1. Классификация камеральных проверок

Основное предназначение камеральной проверки заключается в анализе представленной отчетности для подтверждения ее достоверности и правильности исчисления суммы налога.

После представления отчетности налоговые органы осуществляют ее регистрацию в системе АИС «Налог». Это специализированная программа, содержащая множество сведений о налогоплательщике.

Как только декларация окажется в указанной выше системе, происходит автоматическая сверка контрольных соотношений — в этом процессе сравниваются отраженные в представленной декларации данные с информацией, отправленной ранее либо отраженной в других формах отчетности. Отметим, что своевременности представления отчетности уделяется большое внимание. Так, если просрочка составляет более 10 дней, фискалы вправе арестовать счета в банке (ст. 76 НК РФ). В соответствии с кодексом такой арест снимается только на следующий день после представления декларации.

Так, если выявленные ошибки привели к занижению суммы налога, то необходимо предоставить уточненную налоговую декларацию в срок до 5 рабочих дней. Отличие камеральной проверки от налоговой представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отличия камеральных и выездных проверок [2]

Критерий

Камеральная (ст.88 НК РФ)

Выездная (ст.89 НК РФ)

Место проведения

По месту нахождения налогового органа (без выезда)

На территории (в помещении) нахождения налогоплательщика: по юридическому или фактическому адресу

Основание проведения

Подача налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и иных документов в инспекцию

Решение руководителя (его заместителя) налогового органа

Сроки проведения

В течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета)

У одного налогового органа (если отдельная самостоятельная проверка одного филиала/представительства) — не более 1 проверки в течение календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период

В отношении одного налогоплательщика (филиала/представительства при комплексной проверке) — не более 2 проверок в течение календарного года (исключение: решение руководителя налогового органа)

В Налоговом кодексе нет отдельного упоминания об этапах камеральной проверки, но условно можно выделить четыре: на первом этапе налоговые инспекторы принимают декларацию, бухгалтерскую отчетность и другие документы; на втором — проводят камеральную проверку; на третьем — составляют акт; на четвертом — анализируют полученную информацию и принимают решение (завершить проверку или призвать налогоплательщика к ответу за совершенные нарушения) [6].

В свое время принятие Налогового кодекса, провозгласившего принцип презумпции невиновности налогоплательщика, давало надежду на то, что процесс осознания необходимости формального закрепления достаточно очевидного для специалистов принципиального положения уже вполне созрел. Более того, уже и воплотился в одном из основных нормативных актов. С другой же стороны практикующие юристы понимали, что одной лишь декларации далеко не достаточно.

Если обратиться к аналогии с уголовным процессом, то ни один суд не сочтет возможным привлечь подсудимого к уголовной ответственности, если не доказана его вина (в форме умысла или неосторожности) в совершении конкретного преступления.

В принципе, в отношении налогового правонарушения и, соответственно, возможности привлечения лица к налоговой ответственности, должен действовать тот же подход, не доказана вина — нет основания для привлечения к ответственности, даже при доказанности самого факта налогового нарушения.

Обязанность доказывания вины, как одного из обязательных элементов состава налогового правонарушения, лежит, в силу закона, на налоговом органе [5].

Уже после принятия кодекса, в реальных процессах, рассматривавших налоговые споры, при представлении в арбитражном суде интересов налогоплательщиков мной неоднократно заявлялось о необходимости исследования вопроса наличия или отсутствия вины налогоплательщика в каждом конкретном случае.

При этом требования звучали как в тексте искового заявления, так и в выступлениях в заседаниях, в ходе рассмотрения споров. При этом требования сопровождались ссылками на соответствующие нормы налогового кодекса. Однако неизменная реакция суда, в подавляющем большинстве случаев, сводится к полному игнорированию подобных заявлений.

Порядок проведения налоговой ревизии определен в статье 88 НК РФ. Алгоритм следующий:

1) Налогоплательщик представляет в инспекцию отчетность (декларации, расчеты);

2) Начинается камеральная проверка (для этого не нужно специальное решение руководителя налоговой или разрешения налогоплательщика) Проверка длится в течение трех месяцев со дня представления отчетности.

3) Налогоплательщик извещается об ошибках, расхождениях и несоответствии сведений, если такие выявлены, и получает требование о представлении пояснений;

4) Представление пояснений — проверка продолжается с последующим завершением;

5) Проверка завершается — если нарушения не выявлены. Проверка документов для камеральной налоговой проверки

Задача проверяемой стороны — предоставить сотруднику ФНС доступ к рабочему компьютеру и программам для просмотра документов. Инспектора будет интересовать, подписан ли документ электронной цифровой подписью, которая позволяет установить его (документа) подлинность. Также будет проверяться: корректность указанных реквизитов, правильность расчетов в отчетах и первичных документах, соответствие документов требованиям законодательства РФ, достоверность сведений о коммерческой деятельности организации, налоговый документооборот.

Целями камеральной налоговой проверки являются: контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах РФ; выявление и пресечение налоговых правонарушений; подготовка информации для выбора объекта проведения выездной налоговой проверки.

Объектом камеральной налоговой проверки будет являться налоговая декларация, представленная в ИФНС. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому из видов налогов, подлежащих уплате этим налогоплательщиком [4].

Налоговая декларация должна быть составлена на бланке установленной формы. При этом налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговые декларации сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Кроме налоговых деклараций, в ходе камеральной проверки используются формы бухгалтерской отчетности, представляющиеся в ИФНС в соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ и законодательство о бухгалтерском учете, а также иные документы, затребованные у налогоплательщика, либо представленные им самостоятельно.

При проведении камеральной проверки ИФНС имеет право использовать любую имеющуюся у неё информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем, а именно: документы налогоплательщика, представленные им; ранее сданные налогоплательщиком в ИФНС налоговые декларации, бухгалтерская отчетность за предыдущие отчетные периоды; информация, поступившая в ИФНС от различных государственных органов, в соответствии с требованиями ст. 85 НК РФ.

Сроки проведения камеральной проверки.

В соответствии с требованиями НК РФ такая проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком документов в ИФНС, если законодательством не предусмотрены иные сроки.

Этапы проведения камеральной проверки [3]: проверка полноты представленных налогоплательщиком сведений. При этом следует помнить, что налогоплательщик может самостоятельно обнаружить ошибку в поданной им декларации. В этом случае он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 54 НК РФ. Вопрос об ответственности налогоплательщика в случае внесения им в налоговую декларацию решается с учетом положений ст. 81 НК РФ. Здесь, как правило, события развиваются по трем вариантам: если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию произведено до истечения срока подачи налоговой декларации, то она считается поданной в день подачи заявления о внесении изменений; если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию подается позднее срока для подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента обнаружения ИФНС ошибки в поданной налогоплательщиком декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки; если заявление подается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление он подал до момента обнаружения ИФНС ошибки в поданной налогоплательщиком декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки; визуальная проверка правильности оформления представленных документов; арифметический контроль данных налоговой отчетности; проверка своевременности представления налоговой отчетности; проверка обоснованности налоговых ставок и льгот.

В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок, ИФНС приостанавливает все операции по счетам налогоплательщика в соответствии со ст. 76 НК РФ.

Если, несмотря на принимаемые меры, налоговая отчетность не будет представлена налогоплательщиком, но место нахождения налогоплательщика известно ИФНС, в данном случае отдел камеральных проверок готовит заключение о необходимости проведения выездной налоговой проверки.

Если в ходе проведения камеральной проверки установлены ошибки в заполнении налоговой декларации или противоречия между сведениями, то ИФНС в течение 3 рабочих дней информирует налогоплательщика об этом и предлагает внести соответствующие изменения в течение 5 дней. Если налогоплательщик не вносит соответствующие исправления в установленный срок, то ИФНС приступает к сбору доказательств.

Чаще всего для этого используются: истребование у налогоплательщика дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов; истребование у иных лиц документов, относящихся к деятельности данного налогоплательщика; получение у банков сведений об операциях по счетам проверяемого налогоплательщика.

Основные положения о камеральной проверке по налогу на прибыль изложены в Налоговом кодексе РФ, а именно, в статье 88. Так, камеральная налоговая проверка (КНП) должна осуществляться на основании показателей, отраженных в налоговой декларации налога на прибыль, которая была предоставлена налогоплательщиком [3].

Этапы камеральной проверки по налогу на прибыль КНП осуществляется в несколько стандартных этапов: инспектор производит сверку показателей из налоговой декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности; инспектор производит сверку динамики темпа роста доходов и расходов налогоплательщика за несколько периодов; инспектор оценивает показатели налоговой декларации с контрольными соотношениями; инспектор производит проверку соответствия показателей декларации действующему налоговому законодательству; инспектор определяет налоговую нагрузку налога на прибыль.

В некоторых случаях, при соответствии показателей законодательству, такие показатели не совпадают с ожиданиями ИФНС. В таком случае, налогоплательщику необходимо подтвердить такие данные, предоставив соответствующие документы.

Налоговая проверка — это особая форма контроля, которая бывает камеральной (то есть проводится в помещении) и выездной. Налоговый контроль и камеральные налоговые проверки осуществляют должностные лица ФНС с целью оценки соблюдения предпринимателями законов РФ [2].

При этом проверяют службы не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов и лиц, уплачивающих разные налоговые сборы. Проверка — эффективный инструмент контроля. С ее помощью легче достичь единых параметров в применении правовых норм, правил налогообложения и следования им. Как было отмечено выше, существуют следующие проверки: камеральные; выездные [4].

Проведение камеральных проверок обусловлено основанием ст. 88 НК РФ. Они выполняются отделом камеральных проверок ФНС на основании каждой сданной декларации или отчетной документации. О планируемом мероприятии налогоплательщика не уведомляют. Кроме того, камеральная налоговая проверка (НК РФ) не требует специального разрешения руководства инспекции. Процедура может осуществляться в течение трех месяцев. На внесение изменений в декларацию в соответствии с запросом налоговой инспекции дается пять дней.

Акт камеральной налоговой проверки составляют только в том случае, если выявляются нарушения. Важно грамотно и верно заполнить этот документ, образец есть в каждом отделении налоговой службы. Проведение выездных проверок носит выборочный характер. Они осуществляются в разные отчетные периоды и по разным типам налогов. Выездные проверки проводят как на территории налогоплательщиков, так и в ФНС (в зависимости от желания проверяемого). Чтобы начать процедуру, нужно получить у руководства налоговой соответствующее разрешение.

В обязательном порядке следует уведомить налогоплательщика о предстоящем мероприятии. Подобные процедуры проводятся максимум дважды в год, а срок каждой из них может составлять 2–6 месяцев. Когда инспекция завершается, налогоплательщику выдают справку о выполненных действиях, составляют акт камеральной налоговой проверки и выносят определенное решение вне зависимости от того, выявлены недочеты в работе организации или нет.

В заключении следует обратить внимание, что требование о представлении документов подписывается должностным лицом ИНФС, проводящей проверку, и вручается налогоплательщику под роспись, либо отправляется заказным письмом с уведомлением. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых сведений или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 126 НК РФ.

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Таким образом, камеральная налоговая проверка — это одна из форм налогового контроля. Камеральная налоговая проверка является наиболее массовым видом проверок. В настоящее время камеральная проверка остается приоритетной и практически всеобъемлющей формой налогового контроля. Охват налогоплательщиков данными проверками почти 100 %. Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен ст. 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговый орган вправе использовать в ходе камеральной проверки иные документы, свидетельствующие о деятельности налогоплательщика. Этими документами могут являться информация контрагентов налогоплательщика, полученная в ходе встречных проверок, информация правоохранительных органов и т. д.

Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) ()// Собрание законодательства РФ. — 03.03.2018. — N 6. — Ст. 3.
  2. Алексеенко, М. М. Налоги и налогообложение. — М.: Либроком, 2018. — 152 с.
  3. Бабкин, И. Т. Налоги. Применение арбитражными судами налогового законодательства. — М.: Деловой экспресс, 2019. — 720 с.
  4. Брызгалин, А. В. Региональные налоги и законодательство субъектов РФ о налогах. — М.: Налоги и финансовое право, 2022. — 128 с.
  5. Дмитриева, П. М. Финансы, налоги и кредит. — М.: РАГС, 2021. — 552 с.
  6. Ильинская, К. Г. Региональные и местные налоги и сборы. — М.: ГУАП, 2020. — 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): камеральная проверка, РФ, камеральная налоговая проверка, налоговая декларация, налогоплательщик, налоговый орган, проверка, налоговый контроль, бухгалтерская отчетность, налоговое правонарушение.


Похожие статьи

Правовая характеристика налоговых правонарушений в сфере налогового контроля

В статье анализируется понятие налогового контроля, которое представляет собой совокупную систему действий налоговых органов по надзору за выполнением фискально-обязанными лицами (в первую очередь, налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговым...

Правовое регулирование осуществления налоговых проверок в Российской Федерации

Актуальность статьи основана на социально-экономических изменениях, непрерывно происходящих в России и оказывающих непосредственное влияние на развитие современного налогового права в целом и правового регулирования порядка проведения налоговых прове...

Особенности правового регулирования организации и проведения выездной налоговой проверки

В данной статье рассматривается правовое регулирование такой формы налогового контроля как выездные налоговые проверки, очерчиваются особенности законодательства: порядок проведения, сроки, оформление результатов. Приведены исключительные процедуры, ...

Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового контроля

В деятельности налоговых органов важнейшее место занимают выездные налоговые проверки. Эти проверки являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля. Выездные налоговые проверки призваны обеспечивать законные интересы государства, ...

Налоговый контроль и оценка его эффективности

В настоящей статье рассмотрено понятие «налоговый контроль», представлена характеристика камеральных и выездных налоговых проверок. Проведена оценка показателей контрольной работы, осуществляемой ИФНС России по городу Кирову за период 2017–2019 гг. П...

Административная ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов

В статье рассмотрена история становления и развития института административной ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов, правовая природа мер как налоговой, так и административной ответственности, определен круг правонарушений в обл...

Административные правонарушения в налоговой сфере: виды и ответственность за их совершение

В данной научной статье раскрывается сущность налоговых правонарушений, перечислена классификация налоговых правонарушений, а также меры ответственности и виды наказания за их совершение. Кроме того, в статье определяется порядок привлечения субъекто...

Особенности и проблемы налогового учета в строительной отрасли

Строительный бизнес занимает важное место в государственной экономике и является одним из наиболее крупных источников доходов федерального и региональных бюджетов налогового характера. В связи с этим крайне важна правильная организация налогового учё...

Взаимодействие органов Федеральной службы безопасности и налоговых органов при осуществлении налогового контроля

В статье рассматривается место органов ФСБ России в системе органов контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Исследуются аспекты межведомственного взаимодействия органов ФСБ России и налоговых органов в процессе реализации форм на...

Анализ налоговых проверок в Российской Федерации

Статья посвящена анализу статистических данных, представленных Федеральной налоговой службой о результатах осуществления налогового и иных видов контроля. Для анализа были использованы такие показатели как количество камеральных и выездных проверок, ...

Похожие статьи

Правовая характеристика налоговых правонарушений в сфере налогового контроля

В статье анализируется понятие налогового контроля, которое представляет собой совокупную систему действий налоговых органов по надзору за выполнением фискально-обязанными лицами (в первую очередь, налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговым...

Правовое регулирование осуществления налоговых проверок в Российской Федерации

Актуальность статьи основана на социально-экономических изменениях, непрерывно происходящих в России и оказывающих непосредственное влияние на развитие современного налогового права в целом и правового регулирования порядка проведения налоговых прове...

Особенности правового регулирования организации и проведения выездной налоговой проверки

В данной статье рассматривается правовое регулирование такой формы налогового контроля как выездные налоговые проверки, очерчиваются особенности законодательства: порядок проведения, сроки, оформление результатов. Приведены исключительные процедуры, ...

Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового контроля

В деятельности налоговых органов важнейшее место занимают выездные налоговые проверки. Эти проверки являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля. Выездные налоговые проверки призваны обеспечивать законные интересы государства, ...

Налоговый контроль и оценка его эффективности

В настоящей статье рассмотрено понятие «налоговый контроль», представлена характеристика камеральных и выездных налоговых проверок. Проведена оценка показателей контрольной работы, осуществляемой ИФНС России по городу Кирову за период 2017–2019 гг. П...

Административная ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов

В статье рассмотрена история становления и развития института административной ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов, правовая природа мер как налоговой, так и административной ответственности, определен круг правонарушений в обл...

Административные правонарушения в налоговой сфере: виды и ответственность за их совершение

В данной научной статье раскрывается сущность налоговых правонарушений, перечислена классификация налоговых правонарушений, а также меры ответственности и виды наказания за их совершение. Кроме того, в статье определяется порядок привлечения субъекто...

Особенности и проблемы налогового учета в строительной отрасли

Строительный бизнес занимает важное место в государственной экономике и является одним из наиболее крупных источников доходов федерального и региональных бюджетов налогового характера. В связи с этим крайне важна правильная организация налогового учё...

Взаимодействие органов Федеральной службы безопасности и налоговых органов при осуществлении налогового контроля

В статье рассматривается место органов ФСБ России в системе органов контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Исследуются аспекты межведомственного взаимодействия органов ФСБ России и налоговых органов в процессе реализации форм на...

Анализ налоговых проверок в Российской Федерации

Статья посвящена анализу статистических данных, представленных Федеральной налоговой службой о результатах осуществления налогового и иных видов контроля. Для анализа были использованы такие показатели как количество камеральных и выездных проверок, ...

Задать вопрос