Актуальность указанной темы обусловлена необходимостью более детального и точечного изучения вопроса экономической безопасности нашей страны. Цель данной статьи заключается в изучении экономической природы определенных временных промежутков с задачей изучения динамики налоговых поступлений, также была приведена статистика выездных налоговых проверок, целью которых являлось недопущение, а также предотвращение налоговых правонарушений. Данный анализ позволяет определить, насколько пагубно налоговые правонарушения влияют на экономику страны.
Ключевые слова: налоговое правонарушение, выездные налоговые проверки, налоговая проверка, контроль, профилактические работы, аналитические работы.
На текущий момент понятие налогового правонарушения имеет свое отражение в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ). Согласно ст. 106 НК РФ под налоговым правонарушением понимается противоправное действие или бездействие лица, налогового агента, за которое действующим законодательством предусмотрена ответственность.
Противоправность налогового правонарушения заключается в нарушении правовой формы указанного деяния, а непосредственно виновность отражается в совершении данного правонарушения умышленно или по неосторожности. В главе 16 НК РФ находится перечень видов правонарушений, а также ответственность за их совершение, например, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, непредставлению налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, нарушение порядка и (или) сроков передачи информации, ответственность свидетеля, и т. д. [1, с. 90]
Необходимо обратить внимание на то, что не каждое нарушение, перечисленное в главе 16 НК РФ, является основанием для привлечения лица к ответственности. В качестве примера приведем незаконное предоставление физическому лицу (налогоплательщику) не полагающейся ему льготы от должностного лица, что не будет являться налоговым правонарушением, в данном случае усматривается превышение должностных полномочий согласно ст. 286 УК РФ, халатность по ст. 293 УК РФ и будет являться должностным правонарушением. Если в качестве примера привести налогоплательщика, который неправомерно пытается уклониться от уплаты налогов путем неполной или полноценной неуплаты сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий, то в данном случае его деяние будет квалифицироваться как налоговое правонарушение в соответствии со ст. 122 НК РФ — неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов).
Действительно, в соответствии с НК РФ правонарушение базируется на следующих условиях: при совершении деяния должна исходить, противоправность и виновность действий (бездействий). При квалификации правонарушений необходимо наличие закрепления в нормативно-правовых актах совершенного деяния как противоправного, а также отражение в процессуальном акте совершения такого деяния, наличие решения органа власти о наказании за совершение деяния.
Исключением вышеописанного является, если деяние в глазах общественности носит порицаемый и неподобающих характер, но за его совершение отсутствуют основания для привлечения к ответственности и не будет вменяться правонарушение [2, с. 72].
В качестве примера, который по своему содержанию является неодобрительным со стороны государства, но при этом не является налоговым правонарушением, а также не отражен в налоговом кодексе, приведем регистрацию бизнеса в офшорных зонах.
Субъектом в налоговых правонарушениях является лицо, которое совершило такое деяние, в связи с чем предусмотрена налоговая ответственность. Объектом налоговых правонарушений будут являться общественные отношения в сфере уплаты налогов и сборов, в частности, отношения по исчислению и уплате налогов и (или) сборов, отношения учёта налогоплательщиков, отношения по составлению налоговой отчётности. Непосредственным объектом являются общественные отношения в сфере налогообложения, к ним относятся: отношения по взиманию налогов и сборов, отношения при проведении налоговой проверки и пр. Объективная сторона налоговых правонарушений состоит из внешних проявлений противоправных поведений, а именно: деяния (действие или бездействие), причинно-следственная связь между деянием и последствиями, последствия совершения деяния. В свою очередь, субъективная сторона выражается в действиях, которые побудили к совершению такого нарушения. [3, с. 25]
При наличии объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны правонарушения формируется состав налогового правонарушения.
В рамках исследования была проведена оценка эффективности налоговых проверок путем анализа статистики за период с 2021 г. по 2023 г. За указанный период налоговые инспекции выявили множество правонарушений в области налогового права, что создает угрозу для экономической составляющей нашей страны. Анализируя проверки за 2023 г. (9 месяцев), налоговые инспекции осуществили около 3633 проверок, в сравнении с предыдущими годами данный показатель существенно снизился, но при этом результативность данных проверок возросла с 96 % (при учете 2022 г. по 2023 г.), на 97 % — по итогам 2023 г.
Кроме того, за 2021 г. общее количество выездных проверок составило 4836, количество результативных выездных проверок составило 4629; за 2022 г. общее количество выездных проверок составило 7384, количество результативных выездных проверок составило 7084; за 2023 г. общее количество выездных проверок составило 3633, количество результативных выездных проверок составило 3540.
Отметим, что Министерство финансов в 2023 году поставило задачу перед налоговой инспекцией по повышению поступлений в бюджет страны путем повышения качества налогового администрирования на 14 %. Выявление правонарушений происходит в момент коммуникации с налогоплательщиком, в ходе которой обнаруживается неблагонадежные контрагенты. Одна из самых результативных причин проверок является НДС: на момент 2023 года за 1 квартал по нарушениям, связанных с НДС, в пользу государства было доначислено 434 тыс. руб.
Многие правонарушения выявляются до осуществления выездных проверок в момент коммуникации налогового органа и налогоплательщика.
Если проводить расчёты поступлений в пользу государства по результатам выявления налоговых правонарушений, то важно отметить, что этот показатель неуклонно растет с каждым годом. На момент 2022 г. в бюджет поступило 191 млрд. руб. исключительно от выездных проверок, а также 189 млрд. руб. по результат аналитической работы. При такой статистике можно сделать вывод, что профилактические работы (аналитические работы) с налогоплательщиками положительно сказываются на бюджете. Например, в 2023 г. в результате добровольного уточнения обязательств государство получило за первое полугодие 100 млрд. руб., что составляет 54 % от общей суммы поступления по результатам контрольно-аналитической работы. [4]
В 2022 году в связи с налоговыми правонарушениями на одну выездную налоговую проверку удалось обратить в пользу государства 74 млн. руб. (при учете штрафов и пеней), а в 2021 г. сумма денежных обращений составила 53 млн. руб. Средний показатель одной выездной проверки за 9 месяцев 2023 г. составил 66 млн. руб. Так, в 2022 г. сумма поступлений в казну государства составила 74 млн. руб., в 2021 г. — 47 млн. руб. по региону; показатель по г. Москве выше, чем в регионах страны — 96 млн. руб. [5, с. 2583]
Таким образом, на текущий момент основным источником пополнения бюджета остаются налоги, в связи с чем отсутствует необходимость допускать тенденцию на снижение налоговых проверок. За исследуемый период налоговые ставки не подвергались значительному увеличению, поэтому государству нужно сохранять курс на усиленном контроле за налогоплательщиками. По приведённой выше статистике прослеживается усиление контроля со стороны налоговых органов за правонарушениями, а также значительным увеличением зачислений денежных средств в пользу государства путем профилактической работы, а также выездных проверок. В зону риска выездных налоговых проверок относятся те организации, которые пренебрегают профилактикой налоговых правонарушений. Так, в 2022 г. в судебные органы было подано около 7000 исков о привлечении к ответственности по результатам налогового контроля и более 5000 человек было привлечено к ответственности, а средний размер субсидиарной ответственности составил 81 млн. руб.
Необходимо понимать, что налоговая безопасность является не только зоной ответственности бухгалтера, но и относится к руководителю организации. При грамотном ведении учета и соблюдения законодательства в совокупности с профилактическими беседами с налоговым органом возможно защитить свою организацию от рисков и штрафов.
Литература:
- Носырева Е. Е. Основы налогового планирования в организации и его необходимость // Вестник Омского государственного аграрного университета. — 2013. — № 1 (9). -С. 90–94.
- Голова Е. Е. Детекция признаков налоговой оптимизации с помощью контрольных соотношений // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. сборник статей IX Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 72–77.
- Алешина А. А., Баранова И. В., Гурунович Н. Н. Анализ влияния пандемии COVID-19 на малый и средний бизнес России // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2021. — № 2 (25).
- Налоговый контроль в цифрах и фактах. Статистика ФНС и бюджета 2023–2024 // ПравоестАудит. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovaya-realnost-v-tsifrakh-i-faktakh/?ysclid=ls8zmgdw2r195225959 (дата обращения: 05.02.2024).
- Баранова И. В., Гапон М. Н., Голова Е. Е. Цифровизация финансовых услуг как направление инновационного развития России // Вопросы инновационной экономики. -2022. — Т. 12. № 4. — С. 2583–2598.