Предпроверочный анализ как эффективный инструмент налогового контроля, направленный на создание благоприятной налоговой среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Кристиан, А. Ф. Предпроверочный анализ как эффективный инструмент налогового контроля, направленный на создание благоприятной налоговой среды / А. Ф. Кристиан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96819/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор подробно рассматривает предпроверочный анализ, как один из методов налогового контроля, результатом применения которого является повышение эффективности работы налоговых органов, и предоставлению налогоплательщику возможности устранить нарушения налогового законодательства с минимальными издержками, значительно снизив риск выездной налоговой проверки.

Ключевые слова : налоговый контроль, риск-анализ, предпроверочный анализ, налоговые риски, выездная налоговая проверка.

Публичной декларацией целей и задач Федеральной налоговой службы на 2020 и последующие годы, размещенной на официальном сайте ФНС РФ, заявлено восемь ключевых направлений деятельности по созданию благоприятной налоговой среды. Среди них — налоговый контроль на основе риск-анализа, дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга, целью которых является побуждение налогоплательщика к добровольному исполнению своих обязательств по уплате налогов и сборов.

Количество выездных налоговых проверок (ВНП) в последние годы снижается, при этом растёт их результативность. Это свидетельствует о том, что налоговые органы стали тщательней подходить к допроверочным мероприятиям.

За время карантина Covid-19 и после него, поступления в бюджеты всех уровней упали. Доходы компаний также снизились.

При этом, основной задачей деятельности налоговой службы является пополнение бюджета. Для этого она проводит мероприятия налогового контроля.

Так как ВНП — это сложное мероприятие, требующее немалых временных и финансовых затрат со стороны налоговой службы, то проведению ВНП предшествует процедура проведения предпроверочного анализа и побуждения налогоплательщика к устранению налоговых рисков, добровольной подаче уточнённой налоговой отчётности и самостоятельной уплате в бюджет причитающихся сумм налогов и сборов.

Предпроверочный анализ — это комплекс мероприятий по поиску, сбору и оценке информации об определенном налогоплательщике. Его целью является принятие обоснованного решения о проведении или не проведении ВНП в отношении этого налогоплательщика.

Проведение предпроверочного анализа проводится на основании требований Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Концепции системы планирования выездных налоговых проверок от 03.05.2007 № ММ-3–06/333@ (в ред. от 10.05.2012), Рекомендаций по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018, Методических рекомендаций по работе с программным обеспечением АИС «Налог-3», реализующем автоматизацию технологических процессов от 09.04.2019 № 886, Порядка организации работы при осуществлении планирования и подготовки выездных налоговых проверок с использованием ПО АИС «Налог-3».

Задачами предпроверочного анализа, являются:

– выявление высокорисковых налогоплательщиков и приобретателей налоговой выгоды, представляющих интерес для проведения ВНП;

– анализ программных налоговых рисков и рисковых операций, установленных при проведении камеральных проверок; исследование бухгалтерской и налоговой отчётности налогоплательщика и его контрагентов; изучение их операций по расчётным счетам; анализ движения имущества и т. п.;

– истребование документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ); проведение допросов свидетелей на основании ст. 90 НК РФ; направление письменных и электронных запросов в государственные, муниципальные и иные органы и службы в соответствии со ст. 31 НК РФ; пр.

В результате предпроверочного анализа разрешаются вопросы:

– нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство; каковы налоговые риски и их сумма; вероятность доначислений в ходе ВНП недоимки по налогам и сборам;

– возможные источники погашения доначисленных в ходе ВНП сумм налогов, пеней и штрафов.

Кроме того, проводится анализ «высокорисковых» налогоплательщиков по критериям оценки рисков, приведенным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3–06/333@.

Сам предпроверочный анализ имеет два этапа: автоматизированный и ручной. Автоматизированный анализ производится с помощью специальных программ, в частности:

– СУР АСК НДС — система, с которой начинается проведение предпроверочного анализа. На основании бухгалтерской и налоговой отчётности налогоплательщиков она автоматически распределяет их на три группы. Первая — с низким налоговым риском, деятельность которых не вызывает подозрений. Вторая — с высоким налоговым риском: организации, не исполняющие свои налоговые обязательства или исполняющие их в минимальном объёме. Третья — со средним налоговым риском: компании, которых программа не смогла отнести ни к одной из предыдущих категорий. Основным объектом внимания предпроверочного анализа становятся налогоплательщики, относящиеся ко второй группе. Работа с СУР АСК НДС-2 регламентирована письмом ФНС России от 03 июня 2016 года № ЕД-4–15/9933@;

– АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС, аккумулирующая в себе сведения обо всех налогоплательщиках, введённая в работу Приказом ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7–12/134@. Этой системой формируются индивидуальные карточки (ИКН) и досье налогоплательщиков;

– ПК «ВАИ», «Фира-Про» — программы, позволяющие наглядно оценить взаимосвязь налогоплательщика с другими организациями, к примеру участие его учредителей в других юридических лицах и т. п.

Такой «трехслойный» программный фильтр отсеивает существенное количество законопослушных лиц. Остальные отрабатываются налоговым органом на втором этапе анализа — ручной проверке «рисковых» организаций.

Ручной предпроверочный анализ, проводимый налоговым органом, представляет собой исследование документов и информации о налогоплательщике и его контрагентах.

Налоговая инспекция располагает электронной информацией из следующих органов и организаций:

– банков, в которых открыты/закрыты банковские счета налогоплательщиков, с доступом к выпискам по банковским счетам налогоплательщиков, позволяющим отслеживать движение денежных средств СПД;

– ГИБДД, с доступом к сведениям о зарегистрированных за юридическими и физическими лицами транспортных средствах;

– Росреестра, с доступом к сведениям о фактическом составе имущества, зарегистрированного на индивидуального предпринимателя, организацию, «выгодоприобретателей» и членов их семей;

– ЗАГСа, с доступом к сведениям о членах семей, позволяющим установить связанных лиц, состав физических лиц- «выгодоприобретателей».

Кроме того, анализируется общедоступная информация: сайты, социальные сети её учредителей, «выгодоприобретателей», сотрудников, членов их семей, сайт Арбитр.ру, пр.

Для налогового органа важно, чтобы проверка была результативной не только с точки зрения выявления нарушения, но и с точки зрения фактического взыскания.

В случае, если после комплексного анализа всего массива полученных в предпроверке данных налоговые риски подтверждены и собрана достаточная доказательственная база, налогоплательщику вменяются нарушения налогового законодательства и предлагается устранить их добровольно в установленный срок. Если налогоплательщик отказывается уточнить и уплатить налоговые обязательства по предъявленным налоговым органом налогам (сборам), налоговый орган принимает решение о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, в предпроверочных мероприятиях согласовывается период и тематика выездной налоговой проверки (по одному виду налога (сбора) или комплексная — по всем налогам и сборам), состав проверяющих и необходимость привлечения в проверку сотрудников правоохранительных органов. Предварительное решение налогового органа согласовывается вышестоящей инстанцией и утверждается в планах ВНП.

Тем не менее, результаты предпроверочного анализа налогового органа можно прогнозировать, а налоговыми рисками управлять. Для этого налогоплательщику необходимо регулярно проводить мониторинг производственно-хозяйственной деятельности в пределах срока исковой давности с целью оценки налоговых рисков.

Управлять налоговыми рисками можно опираясь на анализ следующих показателей:

– величина налоговой нагрузки и средней зарплаты сотрудников организации должна быть сопоставима с другими налогоплательщиками в той же сфере;

– величина и повторяемость убытков и налоговых вычетов, отражаемых в бухгалтерской и налоговой отчётности;

– соотношение темпов роста расходов и доходов;

– отношения с «высокорисковыми» контрагентами и посредниками;

– частая перерегистрация компании по новым местам учета;

– надлежащее оформление операций по финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающееся соответствующими первичными документами.

В случае признания выдвинутых налоговым органом рисков и добровольном их устранении путём предоставления в Инспекцию уточнённой налоговой отчётности и уплаты сумм налогов, сборов и пеней, необходимость в проведении выездной налоговой проверки автоматически отпадает. Соблюдение налогового законодательства снижает риск налоговых проверок, но не исключает их.

Таким образом, предпроверочный анализ является эффективным инструментом налогового контроля, позволяющий при снижении финансовых и трудовых затрат налоговой службы достигнуть целей по наполнению бюджета. В тоже время налогоплательщику предоставлен эффективный механизм устранения допущенных налоговых нарушений, а также контроля своих налоговых рисков, что способствует созданию благоприятной налоговой среды.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ
  2. Приказ ФНС РФ от 03.03.2007 № ММ-3–06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
  3. Приказ ФНС РФ от 01.07.2019 № ММВ-7–12/333@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего автоматизацию технологических процессов ФНС России в составе подсистем и компонент АИС «Налог-3»
  4. Приказ ФНС РФ от 14.03.2016 N ММВ-7–12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)»
  5. Письмо ФНС РФ от 03.06.2016 № ЕД-4–15/9933@ «Об оценке рисков признака СУР»
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый орган, анализ, выездная налоговая проверка, налоговый контроль, налоговое законодательство, налогоплательщик, риск, РФ, налоговая служба, проведение.


Похожие статьи

Налоговые риски при риск-ориентированном подходе в налоговом контроле

В статье автор пытается определить специфику налоговых рисков, выявленных в процессе налогового контроля в рамках риск-ориентированного подхода. При этом рассматривается правовой статус налоговых органов и их роль в системе администрирования налоговы...

Приоритетные направления совершенствования правового и организационного обеспечения налоговых проверок в Российской Федерации

В статье автор ставит перед собой задачу определить слабые места в правовом и организационном аспекте проведения налоговых проверок в Российской Федерации, проанализировать текущие пути решения, предпринимаемые законодателем, а также разработать собс...

Построение эффективного взаимосуществования государства и экономически-хозяйствующих субъектов как тренд экономического развития России

В данной статье рассмотрены проблемы взимания налоговых платежей в бюджет. Проведено исследование, направленное на частичное заимствование зарубежной специфики эффективного построения налоговых взаимоотношений государства и экономически-хозяйствующих...

Особенности правового регулирования организации и проведения выездной налоговой проверки

В данной статье рассматривается правовое регулирование такой формы налогового контроля как выездные налоговые проверки, очерчиваются особенности законодательства: порядок проведения, сроки, оформление результатов. Приведены исключительные процедуры, ...

Специальные налоговые режимы как инструмент дробления бизнеса

Упрощенная система налогообложения представляет из себя удобный инструмент налогового администрирования, позволяющий малым предприятиям сократить материальные и временные издержки на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также сниз...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов

Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательст...

Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах и перспективы развития в Российской Федерации

В данной статье производится анализ правового регулирования исполнения налогового мониторинга в различных государствах. Кроме этого, подробно рассмотрены отличительные черты осуществления данного контроля на территории Российской Федерации. Также в с...

Пути совершенствования системы налогового контроля в России

В статье рассматривается понятие налогового контроля в России, его сущность. Автором приводится ряд недостатков налоговой системы, которые приводят к малоэффективному налоговому контролю, и предлагаются меры, направленные на улучшение налоговой систе...

Аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса

В статье исследованы аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса с учетом особенностей современной информационной базы. В статье подробно рассмотрены особенности экспресс-оценки хозяйственной деятельности с использованием...

Правовые проблемы налога на профессиональный доход

Проблема детенизации рынка профессиональной деятельности самозанятых лиц является одной из основных проблем, с которой сталкиваются фискальные органы при осуществлении своих функций. В статье исследованы основные парадигмы налогового эксперимента — н...

Похожие статьи

Налоговые риски при риск-ориентированном подходе в налоговом контроле

В статье автор пытается определить специфику налоговых рисков, выявленных в процессе налогового контроля в рамках риск-ориентированного подхода. При этом рассматривается правовой статус налоговых органов и их роль в системе администрирования налоговы...

Приоритетные направления совершенствования правового и организационного обеспечения налоговых проверок в Российской Федерации

В статье автор ставит перед собой задачу определить слабые места в правовом и организационном аспекте проведения налоговых проверок в Российской Федерации, проанализировать текущие пути решения, предпринимаемые законодателем, а также разработать собс...

Построение эффективного взаимосуществования государства и экономически-хозяйствующих субъектов как тренд экономического развития России

В данной статье рассмотрены проблемы взимания налоговых платежей в бюджет. Проведено исследование, направленное на частичное заимствование зарубежной специфики эффективного построения налоговых взаимоотношений государства и экономически-хозяйствующих...

Особенности правового регулирования организации и проведения выездной налоговой проверки

В данной статье рассматривается правовое регулирование такой формы налогового контроля как выездные налоговые проверки, очерчиваются особенности законодательства: порядок проведения, сроки, оформление результатов. Приведены исключительные процедуры, ...

Специальные налоговые режимы как инструмент дробления бизнеса

Упрощенная система налогообложения представляет из себя удобный инструмент налогового администрирования, позволяющий малым предприятиям сократить материальные и временные издержки на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также сниз...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов

Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательст...

Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах и перспективы развития в Российской Федерации

В данной статье производится анализ правового регулирования исполнения налогового мониторинга в различных государствах. Кроме этого, подробно рассмотрены отличительные черты осуществления данного контроля на территории Российской Федерации. Также в с...

Пути совершенствования системы налогового контроля в России

В статье рассматривается понятие налогового контроля в России, его сущность. Автором приводится ряд недостатков налоговой системы, которые приводят к малоэффективному налоговому контролю, и предлагаются меры, направленные на улучшение налоговой систе...

Аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса

В статье исследованы аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса с учетом особенностей современной информационной базы. В статье подробно рассмотрены особенности экспресс-оценки хозяйственной деятельности с использованием...

Правовые проблемы налога на профессиональный доход

Проблема детенизации рынка профессиональной деятельности самозанятых лиц является одной из основных проблем, с которой сталкиваются фискальные органы при осуществлении своих функций. В статье исследованы основные парадигмы налогового эксперимента — н...

Задать вопрос