Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кузина, О. С. Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования / О. С. Кузина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118126/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни, физическая культура, здоровье детей, дошкольное образование.

Еще в I веке нашей эры древнегреческий философ Плутарх сформулировал идею о том, что здоровье — это работа, это процесс, а не результат: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос».

Вопрос работы над сохранением и укреплением здоровья становится тем более актуальным, чем менее здоровыми рождаются новые и новые поколения детей. Малоподвижный образ жизни, снижение рабочей активности, работа, не требующая физических усилий, доступная дешевая высококалорийная еда, ухудшающаяся экология — все это приводит к снижению здоровья всей популяции. Поэтому с ранних лет ребенка и до глубокой старости взрослого человека необходимо прилагать усилия, направленные на здоровьесбережение, так как именно здоровье гарантирует определенное качество жизни.

Зачатки воспитания культуры, саногенного мышления ребенка, его ценностного отношения к жизни и здоровью, основ здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда активно формируется его личность, реализуются его возможности как человека, приобретающего собственный опыт деятельности, субъекта, познающего окружающий мир и самого себя 5, с.48–49.

Здоровье причисляют к базовым ценностям, от его наличия или отсутствия во многом зависят возможности самореализации человека, его дальнейшее качество жизни, успешность, благополучие и прочее 5, с. 49. Ценности как некие смыслообразующие идеалы во многом определяют культуру страны, даже образуют ее ядро, помогают отличать сущее от должного и имеют внеличностный характер. Более того, для них характерна надвременность, непреходящая важность 6, с. 120.

Государство дает следующее определение понятию «здоровье» — это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма 2.

Ценность здоровья и жизни в русской культуре носит двойственный характер. С одной стороны, каждый россиянин хочет жить и при этом быть здоровым, о чем свидетельствуют русские пословицы и поговорки: «Здоровье всему голова», «Здоровому все здорово», «Коли болен — лечись, а здоров — берегись». С другой стороны… Условия жизни многих россиян не позволяют уделять должного внимания состоянию своего здоровья, вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься физкультурой или спортом. Во многом это, опять же, обусловлено традиционной культурой, некоторые «скрепы» которой нуждаются в обновлении.

Первая скрепа — питание. Несмотря на то, что голод в нашей стране давно побежден, нет и дефицита продуктов, для большинства россиян между словами «праздник» и «застолье» стоит знак равенства. «Люблю повеселиться, особенно поесть», как бы в шутку повторяют многие. Но в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки. Сладости и фастфуд для многих служат утешением в проблемных ситуациях и украшением в радостных. Отсюда рост числа граждан, имеющих лишний вес, заболевания ЖКТ, болезни сердечно-сосудистой системы.

Что касается активного образа жизни, то тут надо вспомнить, что в традиционной русской культуре работа носит циклический характер, поэтому отдых, как правило, связан с пассивным времяпрепровождением. Чтобы накопить силы, следует пребывать в покое; затем наступает интенсивный выплеск накопленного потенциала, который снова сменяется пассивным состоянием. В результате физкультура и спорт как активный отдых вступают в диссонанс с глубинными основаниями культуры 6, с. 121. Неслучайно, самый популярный среди россиян отдых — это так называемый «тюлений» отдых на пляж, в гостиницах all inclusive с шведским столом и аниматорами.

В 2020 году был издан Указ Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г»., первой целью указано следующее: «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Указ прекратил свое действие с 1 мая 2024 г. в виду необходимости разработки нового проекта аналогичного указа, однако, несомненно, эта цель в новом программном документе сохранится.

Основу охраны здоровья россиян составляет Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 2, который определяет ключевые понятия данной сферы, основные принципы и ответственность должностных лиц. Упомянем два ключевых принципа охраны здоровья:

  1. Приоритет охраны здоровья детей (ст. 7 ФЗ), который указывает, что «дети подлежат особой охране», а «медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья». Очевидно, что к категории «иные организации» относятся и дошкольные образовательные учреждения, что ставит вопрос о профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере охраны здоровья и здоровьесбережения.
  2. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (ст. 12 ФЗ). В пункте 5 этой статьи указано следующее: «осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Отдельное место в государственной программе здоровьесбережения занимает Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Этот закон формулирует следующие ключевые определения:

– Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

– Спорт — сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним 1.

К недостаткам данного закона стоит отнести его направленность на профессиональный спорт и связанные с ним правовые отношения. По мнению правоведа В. В. Галкина, «в нем нет духа заботы о здоровье нации, ее физическом и интеллектуальном развитии» 6, с. 123. Но в тоже время закон призывает обеспечить «непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам».

Очевидно, что здоровье как неотъемлемый компонент ценности «жизнь» является одной из доминант государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Ценностный подход сейчас становится вектором, задающим направление развития во всех сфера жизни и деятельности общества. Находит свое выражение он и в образовательных стандартах и программах, включая Федеральную образовательную программу дошкольного образования.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы формирования психического и физического здоровья человека. Поэтому на этапе дошкольного детства перед родителями и сотрудниками детского сада ставится задача формирования у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни. Важно вызвать у детей осознанную потребность в соблюдении режима дня, правильного питания, систематических занятиях физической культурой 4, с. 79.

Очевидно, что одной из целей воспитательного и образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является выработка у дошкольников устойчивых представлений о здоровье и его составляющих, о необходимости придерживаться здорового образа жизни, о влиянии здоровья на жизнедеятельность человека, базовых знаний об анатомии, физиологии и гигиене человека. Такие знания позволяют ребенку слышать свой организм, обеспечивать его функционирования через гигиену, ЗОЖ, соблюдение мер безопасности при физической активности, уметь оказать первую помощь. Такие знания и навыки необходимы для осознания самоценности жизни, способствующей оптимистическому само- и мироощущению, выработке у ребенка потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом, желанию достичь совершенства в физическом и нравственном плане 5, с. 49–50. Сохранение и укрепление здоровья, в конечном счете, обусловливаются позицией самого ребенка (его знаниями, умениями, действиями) в отношении к собственному здоровью, уровнем сформированности здорового образа жизни 5, с. 48.

В здоровьесберегающей деятельности важна свобода и инициатива самого ребенка, подкрепленные предметно-целевой работой педагогов и культурными практиками, принятыми в ДОУ и семье. Такие практики позволяют дошкольникам самостоятельно и инициативно применять в жизни полученные знания о здоровом образе жизни, гигиене, правилах безопасности в быту и во время физической активности. Дети посредством личного опыта «присваивают» себе совокупность этих знаний и правил, которые становятся неотъемлемой частью их собственной иерархии ценностей и потребностей, переходят в категорию осознанных и личностных 5, с. 51.

Педагог ДОУ в соответствии с профессиональными требованиями обязан иметь здоровьесберегающие компетентности, позволяющие осуществлять свою педагогическую профессиональную деятельность на основе современных требований, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья, как подрастающего поколения, так и самого воспитателя.

Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К таким мерам относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс. Также такие меры формируют базу знаний о здоровье и позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Технологии здоровьесбережения основываются на следующих факторах учебного процесса:

– комфортные условия: доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребёнку на занятиях, их соответствие физическому, интеллектуальном и эмоциональному уровню развития ребенка;

– соответствие учебной нагрузки возрасту ребёнка;

– рациональная организация учебного и воспитательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребёнка;

– достаточная двигательная активность.

Компетентность — наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области. Также компетентность — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

В контексте здоровьясбережения воспитатель должен владеть компетенциями в сфере здоровьесбережения, к которым относятся:

  1. Позитивное отношение к своему здоровью, владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля.
  2. Знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владение способами оказания первой помощи.
  3. Владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения.
  4. Наличие многообразия двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.
  5. Знание факторов положительного влияния здорового образа жизни на общее состояние организма.
  6. Умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических, психических и личностных качеств.

Компетентностный подход формирования здоровьесберегающих знаний педагогов дошкольного образования постепенно занимает ведущее место в профессиональной подготовке воспитателей, выступает основой образовательной государственной политики, трансформируется в общественно осознанное необходимое явление.

Педагог уточняет представления детей о здоровье, факторах, положительно влияющих на него, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (соблюдать очередность при занятиях с оборудованием, не толкать товарища, бегать в колонне, не обгоняя друг друга и др.), способствует пониманию детьми необходимости занятий физической культурой, важности правильного питания, соблюдения гигиены, закаливания для сохранения и укрепления здоровья. Формирует первичные представления об отдельных видах спорта 3.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.12. 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // ИПО ГАРАНТ сайт. — URL: https://base.garant.ru/12157560/. Дата обращения: 20.09.2023.
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // ИПО ГАРАНТ сайт. — URL: https://base.garant.ru/12191967/. Дата обращения: 18.09.2023.
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования // ИПО ГАРАНТ сайт. — URL: https://ivo.garant.ru/#/document/406042493. Дата обращения: 18.09.2023.
  4. Боева, Д. М. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ / Д. М. Боева // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Липецк, 27 мая 2022 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. — С. 79–82.
  5. Борисова, М. М. Формирование ценности жизни и здоровья в дошкольном возрасте как проблема воспитания / М. М. Борисова, С. Е. Шукшина // Hominum. — 2023. — № 1(9). — С. 47–58.
  6. Махаматов, Т. Т. Здоровье как ценность в массовом спорте России и Китая / Т. Т. Махаматов, Н. В. Узюмова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2023. — Т. 13, № 6. — С. 120–125.


Задать вопрос