Здоровьесбережение в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 20.01.2023

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Захарова, М. В. Здоровьесбережение в вузе / М. В. Захарова, И. Г. Волошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99102/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются основные направления деятельности вуза по формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся, формированию и поддержанию физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровый образ жизни.

На данный момент в НИУ «БелГУ» обучаются 24,5 тыс. студентов., поэтому одной из важных задач вуза является сохранение и укрепление здоровья обучающихся образовательного учреждения.

Поддержание здоровья студентов, преподавателей и сотрудников НИУ «БелГУ» является одним из важных направлений социальной политики университета. Технология здоровьесбережения в университете представляет собой комплекс действий ректората, медицинского персонала поликлиники НИУ «БелГУ», участников образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, преподавателей и сотрудников университета.

Деятельность по здоровьесбережению включает в себя систему взаимосвязанных компонентов:

— целевой — обеспечение целостного здоровья,

— содержательный — укрепление, сохранение и формирование психического, физического и социального здоровья,

— операциональный — формы, методы и средства сохранения здоровья,

— результативный — осведомленность студентов в сфере здорового образа жизни, показатели здоровья студентов, преподавателей и сотрудников университета и др.

Итак, здоровьесбережение — это комплекс мероприятий, требований и навыков, способствующих укреплению здоровья и предупреждению его ухудшения.

В последнее время в связи с увеличением количества студентов с хроническими заболеваниями, проблеме состояния здоровья обучающихся уделяется особое внимание. У современной молодежи на данный момент основными причинами ухудшения здоровья являются:

— курение, в том числе очень модным для молодых людей стало курение кальянов, которое может вызывать такие проблемы, как бесплодие, нарушение работы центральной нервной системы, проблемы с сердцем, болезни легких;

— алкоголь, употребление которого наносит непоправимый вред для физического, психологического и социального здоровья человека;

— неправильное питание, может оказать негативное влияние на организм, стать причиной возникновения сахарного диабета и ожирения, проблемы с сердцем и заболеванием желудочно-кишечного тракта. В наше время данная проблема является актуальна, так как очень развита система фастфуда, а кроме того, приготовление пищи из полуфабрикатов, которые содержать вредные для организма вещества;

— малоподвижный образ жизни вызывает ухудшение состояния опорно-двигательного аппарата, сутулость головные боли, нарушение пищеварения и т. д.

На основе рассмотренных причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья студентов, образовательный процесс должен оказывать положительное влияние на здоровье студента в процессе обучения и воспитания, при этом должны учитываться возрастные, физиологические и психологические особенности студентов.

В НИУ «БелГУ» формирование здорового образа жизни в условиях образовательного процесса осуществляется через проведение воспитательных мероприятий, направленных на формирование у студентов здорового образа жизни, а также взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.

В университете активно ведется пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни. На данный момент на базе НИУ «БелГУ» создан Центр развития физической культуры и спорта (ЦРФКиС), который включает в себя: спортивный клуб, спортивный комплекс «Буревестник», Центр развития интеллектуальных видов спорта, Конноспортивная школа, Учебно-спортивный комплекс С.Хоркиной.

Спортивный клуб является структурным подразделением центра развития физической культуры и спорта Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Основные цели клуба:

— вовлечение студентов университета, в том числе аспирантов, ординаторов сотрудников и преподавателей к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

— укрепление здоровья, снижение риска возникновения хронических заболеваний, формирование моральных, волевых и физических качеств, социальной активности;

— организация и проведение спортивной и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися и сотрудниками университета;

— организация и проведение массовых спортивных мероприятий и соревнований.

Спортивный комплекс «Буревестник», располагается на территории учебного комплекса университета в непосредственной близости со студенческими общежитиями, в котором есть:

— зал для проведения занятий и соревнования по игровым видам спорта, таких как: футбол, баскетбол, волейбол;

— тренажерный зал, также есть зал, оборудованный кардиотренажерами;

— зал для занятия хореографией, зал греко-римской борьбы;

— стадион с беговыми дорожками;

Конноспортивная школа расположена на территории более 6 га, деятельность школы связано с популяризацией верховой езды, с работой, по реализации программ по укреплению здоровья, культурному проведению досуга, развития и формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

На базе Центра развития интеллектуальных видов спорта организован Шахматный клуб, с 2005 года в клубе проводится Кубок Ректора, проводится «Кубок Белогорья», являющийся крупнейшим шахматным соревнованием в Белгородской области. Интеллектуальные виды спорта помогают бороться с ленью, а для этого нужно поддерживать здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня.

В учебно-спортивном комплексе С. Хоркиной созданы все условия для занятия физической культуре и спортом:

— бассейн (1682 кв.м.) имеет восемь дорожек длиною 50 метров, вышки для прыжков в воду (десять, семь, пять и три метра), два метровых и два трёхметровых парных трамплина;

— универсальный игровой зал размером 45х27 метров оснащённый всем необходимым сертифицированным оборудованием и инвентарём для проведения учебных, учебно-тренировочных занятий и соревнований различного уровня по волейболу, баскетболу, мини-футболу, ручному мячу;

— легкоатлетический манеж с искусственным покрытием (4186 кв.м.): 3 дорожки по кругу длиною 200 метров, 8 дорожек по 60 метров, сектора для прыжков в длину, для прыжков в высоту, для прыжков с шестом;

— центр спортивной гимнастики включает в себя два зала: соревновательный (42х22 метров) и разминочный (35х25 метров). В соревновательном зале установлено гимнастическое оборудование и инвентарь для проведения учебных, учебно-тренировочных занятий и соревнований различного уровня (всероссийские и международные) по всем видам женской и мужской спортивной гимнастики;

— два зала хореографии (236 кв.м. и 215 кв.м.), оборудованные «станком» и зеркалами, находящиеся на 3-м этаже центра;

— тренажёрные залы (около 300 кв.м, 108 кв.м. и 65 кв.м.) оснащены современными силовыми тренажёрами, кардио-тренажёрами, свободными отягощениями (штангами, гантелями, гирями).

На базе НИУ «БелГУ» сформирован Центр тестирования ВФСК ГТО, для обеспечения возможности выполнения нормативов ГТО всех желающих студентов, преподавателей и сотрудников НИУ «БелГУ». Сдача норм ГТО является эффективной программной и нормативной основой физического воспитания населения.

Для своевременного выявления проблем со здоровьем в поликлиники НИУ «БелГУ» ежегодно организуются медицинские осмотры обучающихся и сотрудников университета. В Поликлинике создан Диагностический центр, где оказывается широкий спектр самых современных диагностических услуг: ЭКГ, УЗИ систем и органов, холтер-АД, холтер-ЭКГ, РЭГ, ЭЭГ, ЭНМГ и многое другое.

В отделении эндоскопии проводится выявление заболеваний ЖКТ на аппаратах Olimpus: колоноскопия, фиброгастродуоденоскопия.

Широко представлены услуги рентгенологического отделения: маммография, флюорография, рентген. На базе поликлиники работает бактериологическая лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием, включая масс-спектрометр, дающим возможность в кротчайшие сроки определить возбудителя инфекции и его чувствительность к антибиотикам, что значительно ускоряет процесс лечения пациента.

Клинико-диагностическая лаборатория позволяет определить биохимические показатели крови, гормональне изменения, онкомаркеры и многое другое.

Для поддержания психологического здоровья обучающихся и сотрудников университета в НИУ «БелГУ» действует психологическая служба, которая оказывает услуги: личные консультации с психологом, консультации по вопросам семейных отношений, работает детский психолог, консультации по вопросам профориентации, проведение тренингов.

Психологическая служба помогает разобраться в себе и в отношениях с окружающими, найти ответы на волнующие вопросы и сделать свою жизнь счастливее; определить причины разногласий в семье и найдете общее решение, чтобы сделать свою семью гармоничней; работа с родителями по вопросам детской психологии; помогут решить проблему общения, конфликтов, самопонимания и личностного роста. Организована горячая линия психологической службы для экстренной помощи в решении психологических проблем в экстренных ситуациях.

Также в вузе развита культурно-досуговая деятельность, функционирует Молодежный культурный центр, основной задачей которого является организация культурной и досуговой жизни студенческой молодежи, что помогает обучающимся развить коммуникативные навыки, вести активный образ жизни, раскрыть свой творческий потенциал.

Таким образом, можно сделать вывод, что в НИУ «БелГУ» созданы разнообразные структуры для поддержания здорового образа жизни, обеспечения психологического и социального здоровья, возможность для самореализации не только обучающихся, а также преподавателей и сотрудников университета.

Литература:

  1. Организация здоровьеориентированной деятельности Белгородского государственного национального исследовательского университета: результаты и перспективы / О. Н. Полухин [и др.] // Актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО и развития массового спорта: материалы всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 1–3 нояб. 2016 г. / НИУ «БелГУ»; под общ. ред. И. Н. Никулина. — Белгород, 2016. — С. 11–15
  2. Никулина, Т.В. «Социокультурная среда вуза» / С. А. Острикова, Т. В. Никулина //Высшее образование в России» /. — 2016. — № 2. — С. 126–131
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, сотрудник университета, физическая культура, интеллектуальный вид спорта, образовательный процесс, психологическая служба, укрепление здоровья, конноспортивная школа, различный уровень, социальное здоровье.


Похожие статьи

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача современного общества

В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Воспитание основ безопасного поведения детей в учебных заведениях

В статье проанализированы данные литературных научных источников по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности в дошкольных и высших учебных заведениях, обеспечение систематичности, последовательности и преемственности в реализации здоровьес...

Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования

В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Методическая работа в направлении здоровьесбережения

В статье рассматривается актуальная для современного образования проблема здоровьесбережения. Одним из условий здоровьесбережения в образовательной организации является эффективная методическая работа, направленная на формирование компетентности педа...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации

В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи

В статье рассматривается эффективность государственной политики в отношении физического воспитания студенческой молодежи в системе высшего образования и формирования навыков здорового образа жизни.

Похожие статьи

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача современного общества

В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Воспитание основ безопасного поведения детей в учебных заведениях

В статье проанализированы данные литературных научных источников по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности в дошкольных и высших учебных заведениях, обеспечение систематичности, последовательности и преемственности в реализации здоровьес...

Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования

В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Методическая работа в направлении здоровьесбережения

В статье рассматривается актуальная для современного образования проблема здоровьесбережения. Одним из условий здоровьесбережения в образовательной организации является эффективная методическая работа, направленная на формирование компетентности педа...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации

В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи

В статье рассматривается эффективность государственной политики в отношении физического воспитания студенческой молодежи в системе высшего образования и формирования навыков здорового образа жизни.

Задать вопрос