Комплексная оценка программы формирования здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях технического вуза на примере Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 12.05.2016

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Рахматов, А. А. Комплексная оценка программы формирования здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях технического вуза на примере Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10311/ (дата обращения: 16.12.2024).



Здоровье студентов и формирование их физической культуры является одной из важных проблем в современном образовательном пространстве. Воспитание и формирование будущего специалист настоящего интеллигента с широким кругозором и подлинном внутренней культурой во многом происходит в вузовской среде. От здоровья студентов в будущем специалистов в различных областях деятельности зависит уровень экономического развития страны. Является актуальным внедрение в повседневную жизнь молодых людей моделей здорового образа жизни с использованием средств и физической культуры.

Качественная составляющая различных проявлении жизнедеятельности, благополучие и счастье человека непосредственно зависит от уровня его здоровья, соблюдения правил здорового обрив жизни. Сознательная ориентация на здоровьесберегающее поведение в различных жизненных ситуациях являются базовой составлявши и общей культуры человека.

Цель работы — комплексная оценка программы формировании здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ).

Научная проблема, на решение которой направлено оздоровительная программа, заключается в разработке моделей развития мотивации активных действий студентов для сохранении и укрепления потенциала здоровья средствами физической культуры и спорта.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить факторы, влияющие на формирование у молодежи осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  2. Рассмотреть роль рекреационных мероприятий, проводимых на базе Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ) в формировании культуры здоровья студентов.

Для изучения факторов, влияющих на формирование здравоцентрических установок студентов, проведено социологическое исследование. По анкете, разработанной авторским коллективом, было опрошено 105 студентов в возрасте 17–19 лет, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении.

Проведенные исследования показали, что здоровье в иерархии ценностей студентов занимает достаточно высокие позиции. Вместе с тем, конкретные модели жизнедеятельности молодых людей в большинстве случаев не способствуют сохранению и укреплению их здоровья. Успешное решение задач физического воспитания обучающихся во многом определяется общими, согласованными действиями образовательных учреждений и семьи. Лишь 7,2 % респондентов отметили, что родители уделяли достаточное внимание их физическому развитию и укреплению здоровья. Это свидетельствует об очевидной недооценке значения физической культуры в системе основных факторов обеспечения здоровой жизнедеятельности ребенка. Как показали результаты проведенного опроса, семья, которая изначально должна закладывать у детей основные представления о здоровом образе жизни, оптимальном тщательном режиме в настоящее время выполняет данную функцию далеко не в полном объеме. В этой связи на современном этапе возрастает роль образовательной системы в формировании физической культуры молодого человека.

По данным опроса, только 17.3 % молодых людей считает свое поведение здоровьесберегающим. Студенты в массе своей пребывают в глубоком убеждении, что по большому счету кардинальное изменение сложившейся модели поведения ничего не изменит в их жизни. Молодость нередко является периодом вступления на путь рас граты ресурсов здоровья, подчас весьма бездумной и бездарной.

Нaкафедре физического воспитания Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ), врачебно-педагогической комиссией ежегодно проводится обследование первокурсников и анализ их заболеваемости. На основании данных медицинского осмотра установлено, что только 18–28 % обследованных студентов признаны здоровыми. У остальных (72–82 %) выявлены от одного до 8 заболеваний и дефектов в физическом развитии. Причем у 31,7–52,8 % определены два и более заболеваний.

Проведённые исследования показали, что обследуемые студенты по состоянию физического здоровья в большинстве своём имеют различные отклонения и нуждаются в поддержке, помощи и разработке для них социальной, медицинской, физической реабилитации и рекреации со стороны ведомств здравоохранения, образования, физической культуры, молодёжных и научных организаций.

В разрешении поставленной проблемы необходимо исходить из положения о том, что в настоящее время физическое воспитание студентов технического вуза является одним из основных средин формирования, укрепления и сохранения здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Сфера вопросов, охватывающих выполнение здоровье формирующей программы, включает укрепление материально-спортивной базы, совершенствование форм работы и области физической культуры и спорта. В настоящее время в Московском государственном университете путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ) уделяется особое внимание организации активного отдыха, для студентов создаются условия, где интересно и с пользой для здоровья можно провести время. Деятельность в данном направлении для молодых людей должна являться импульсом и осуществлении конкретных шагов по построению индивидуальной технологии сохранения и укрепления здоровья тем более, когда спортивные объекты находятся в зоне шаговой доступности.

Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ), располагает достойной спортивной базой которая постоянно совершенствуется: стадион (соответствующий всем параметрам международных стандартов), три теннисных корта открытая площадка для гандбола и мини-футбола, площадки для пляжных видов спорта, лыжная база, три силовых городка, четыре спортивных зала, шахматный клуб, тир, зал гиревого спорта. В этом году сдан в реконструирован бассейн, а зимой функционирует ледовая хоккейная площадка. Это очередной шаг к созданию в университете всеобъемлющей территории здоровья.

С целью пропаганды здорового и спортивного стиля жизни среди студенческой молодежи, привлечения большего числа студентов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ) с 2010 года функционирует общественная студенческая организация «Студенческий спортивный клуб «Савенок». В составе спортивного клуба «Савенок» работают 24 тренера по 22 видам спорта, в которых занимаются порядка 1500 студентов дневной формы обучения.

Благодаря созданной инфраструктуре в университете удалось разнообразить формы проведения занятий со студентами и тем самым вызвать у молодежи новый всплеск интереса к укреплению своего здоровья.

Для повышения эффективности социального управления процессом физического воспитания студенческой молодежи в университете также проводится:

  1. активная пропаганда здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом: тематические рубрики по обозначенному направлению в газете «Технолог», возможность просмотра спортивных программ в холлах университета, посещение и просмотр соревнований высокого ранга по волейболу во дворце спорта «Космос» и др.
  2. увеличение количество спортивных секций, ориентированных на потребности и материальные возможности студенческой молодежи,
  3. реализация системы поощрений студентов, ведущих здоровый образ жизни и активно занимающихся спортом;
  4. спортивно-массовые мероприятия, способствующие формированию мотивации к сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни;
  5. активное привлечение студентов с ограниченными физическими возможностями для занятий спортом;
  6. внедрение в студенческую среду принципа: «Спорт без табака, алкоголя и наркотиков».

Развитие познавательного интереса, занятия в спортивном клубе, участие в физкультурно-спортивных мероприятиях способствуют вовлечению студентов в высокоактивную, целесообразную деятельность. По большому счету важно не упустить время, чтобы создать у молодых людей сферу стойких, полезных во всех отношениях увлечений.

Выводы. Проведенные исследования показали, что здоровье в иерархии ценностей студентов занимает достаточно высокие позиции. Имеете с тем, конкретные модели жизнедеятельности молодых людей и большинстве случаев не способствуют сохранению и укреплению их здоровья. В этой связи на современном этапе возрастает роль образовательной системы в формировании физической культуры молодого человека. На примере Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова были изложены особенности организации активного отдыха студентов с использованием средств физической рекреации. Показано значение физкультурно-оздоровительных мероприятий для вовлечения максимально возможного числа молодых людей в систематические занятия физической культурой и спортом.

Заключение. Таким образом, оздоровительная программа рекреационной направленности, прежде всего, должна побуждать молодых людей созидать собственное здоровье, активно задействовать физические, психические и духовные возможности самого человека. Другими словами, речь идет о формировании такого элемента культуры, который создает мощные и эффективные стимулы, побуждающие самого человека, без принуждения, систематически заботиться о своем здоровье и физическом совершенствовании. Это, в свою очередь, создает прочную базу для более быстрой социальной профессиональной адаптации будущих специалистов, а значит и достижению успехов в различных сферах деятельности с сохранением ресурса здоровья.

Литература:

  1. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 528 с.
  2. Габриелян К. Г., Ермолаев Б. В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». — М.: Физкультура и Спорт, 2006. — 122 с.
  3. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В. И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. — 480с.
  4. Евсеев Ю. И. Физическая культура: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 384 с.
  5. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1982. — 176 с.
  6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 304 с.
  7. Климов Е. А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: Принтер, 1993. — 57 с.
  8. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Прикладная физическая подготовка: 10–11 классы: Учебно-методическое пособие. — М.: Владос, 2003. — 184 с.
  9. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. — 144 с.
  10. Манжелей И. В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. — М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. — 185 с.
  11. Крамской С. И. О реализации оздоровительной программы в условиях технического вуза / С. И. Крамской, И. А. Амельченко // Высшее образование в России (научно-педагогический журнал). — М. 2014,- № 3.
  12. Лотоненко А. В. Молодежь и физическая культура: монография / А. В. Лотоненко, Г. Р. Гостев, С. Р. Гостева, О. А. Григорьев. — М.: Еврошкола, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Московский государственный университет, путь сообщения императора, здоровый образ жизни, здоровье, студенческая молодежь, молодой человек, образовательная система, оздоровительная программа, самый человек.

Похожие статьи

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Исследования мотивации студентов к учебному процессу на примере Московского государственного гуманитарного-экономического университета

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Математическое моделирование психофизиологических факторов успешности обучения студентов первого курса медицинского вуза по дисциплине «биофизика»

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Похожие статьи

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Исследования мотивации студентов к учебному процессу на примере Московского государственного гуманитарного-экономического университета

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Математическое моделирование психофизиологических факторов успешности обучения студентов первого курса медицинского вуза по дисциплине «биофизика»

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»