Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 4201 раз

Библиографическое описание:

Сафронов, А. А. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов / А. А. Сафронов, И. Т. Арисланов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 455-458. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7425/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье рассматриваются особенности физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов средней школы г. Ташкента.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность.

В настоящее время, в области физического воспитания и спорта, актуальными являются вопросы поиска новых методик обучения. Происходит это потому, что современная жизнь учащихся, особенно школьников, наполнена широким спектром активности, которая зачастую оказывает негативное влияние на их организм.

Многолетний процесс физического воспитания невозможно успешно осуществлять без тщательного учета возрастных особенностей развития учащихся средней школы, уровня их физической подготовленности, особенностей развития двигательных качеств и формирования двигательных умений и навыков. Именно поэтому, строгое регламентирование физических нагрузок, в рациональном построении процесса физического воспитания, должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Время обучения в школе является наиболее оптимальным периодом для формирования здорового, физически развитого организма юношей. В этот период закладываются основы физического здоровья учащихся.

Полноценное физическое развитие предполагает процесс физической подготовки, результатом которой является физическая подготовленность, достигнутая при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения, или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма и развития основных физических качеств. Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях на силу и выносливость [1].

Целью нашего исследования явилось выявление особенностей физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Для достижения поставленной цели было организовано исследование с участием юношей 5–6 классов средней школы № 100 г. Ташкента. Общее количество испытуемых составило 33 человека. При проведении комплексных исследований использовали следующие методы: антропометрию (измерение окружности грудной клетки, длины и массы тела); кистевую динамометрию; пульсометрию. Кроме этого, регистрировали результаты в беге на 60м, 1000м, прыжках в длину с места, подтягивании на перекладине и сгибании и разгибании рук в упоре лежа. Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке для определения влияния различных факторов на физическое развитие учащихся [2].

Исследование параметров физического развития учащихся 5 класса показывает, что средняя величина длины тела учеников составила Х=150,6±2,2см, при этом длина тела у 62,5 % испытуемых ниже среднего значения. Средний показатель массы тела учащихся составил, на момент проведения обследования, Х=40,4±2,2кг. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает индекс массы тела (ИМТ), который в среднем составил Х=17,8±0,6кг/м². Полученные данные говорят о дефиците массы тела в среднем по исследуемой группе, согласно шкале Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Нормальное соответствие между массой тела юношей и их ростом имеют 37,5 % испытуемых данной группы.

Анализ показателей физической подготовленности учащихся 5 класса говорит о её высоком уровне. В частности, средняя величина в беге на 60м Х=10,3±0,3с равна оценке «отлично», согласно требованиям Республиканского центра образования Узбекистана [4]. Так же, оценке «отлично» равны средние значения в подтягивании на перекладине, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, беге на 1000м. Кроме этого, следует отметить, что 30 % испытуемых, в таких тестах, как бег 60м, бег 1000м и подтягивание на перекладине, выполняют нормативы специальных тестов «Алпомиш» и «Барчиной» “на значок” [3]. Наиболее высокие коэффициенты вариации, у учащихся 5 класса, выявлены в подтягивании на перекладине V=15 %, показателях силы правой и левой кистей V=14 % и сгибании и разгибании рук в упоре лежа V=9,9 %. Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 5 класса приведены в таблице 1.

Изучение сводных показателей физического развития учащихся 6 класса показывает, что средняя величина длины тела учеников составляет Х=160,8±2,2см, при этом длину тела выше среднего показателя имеют 52,9 % учащихся данной группы.


Таблица 1

Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 5 класса

№ 

Ф. И. О.

Длина тела, см

Масса тела, кг

ЧСС в покое, уд/мин

Бег 60м, с

Бег 1000 м, мин, с

Подтя­гивание, раз

Динамометрия кисти, кг

Прыжок в длину с места, см

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

ИМТ, кг/м²

Окружность грудной клетки, см

правая

левая

вдох

выдох

пауза

1

А-ов А.

150

40

85

10,4

4:15

6

20

21

165

17

17,78

69

62

65

2

М-ов М.

149

38

86

10,6

4:18

6

18

18

160

16

17,12

70

63

67

3

Р-ов А.

148

38

84

10,2

4:24

5

19

18

162

18

17,35

69

61

65

4

Т-ов Д.

149

39

84

10,0

4:31

5

15

15

158

18

17,57

68

61

65

5

Т-ов М.

151

42

86

9,9

4:12

4

19

19

160

15

18,42

67

61

64

6

Х-ов М.

152

42

88

10,4

4:11

5

18

17

148

15

18,18

70

64

67

7

Х-ев И.

149

38

87

10,6

4:10

6

16

15

155

16

17,12

69

62

66

8

А-ов Т.

153

43

86

11,0

4:05

5

18

15

152

16

18,37

66

60

63

9

А-ов Ш.

150

39

86

10,5

4:45

4

19

18

162

18

17,33

68

61

64

10

Б-ов Х.

151

42

85

10,3

4:48

4

16

15

160

16

18,42

70

62

66

11

В-ов А.

149

41

85

10,2

4:24

6

16

15

155

14

18,47

65

59

61

12

З-ов А.

157

46

83

10,4

4:22

5

20

18

159

15

18,66

68

62

65

13

М-ов Ф.

150

40

85

10,1

4:19

5

22

20

160

17

17,78

65

58

61

14

М-ов М.

152

39

87

10,1

4:23

4

21

18

162

18

16,88

64

58

61

15

Н-ов А.

150

39

88

10,2

4:27

6

23

22

168

19

17,33

65

59

62

16

О-ов К.

149

41

86

10,1

4:11

5

24

22

167

20

18,47

68

61

64

X

Среднее арифметическое

150,6

40,4

85,7

10,3

4:21

5

19,0

17,9

159,6

16,8

17,8

67,6

60,9

64,1

S

Среднее квадратическое отклонение

2,2

2,2

1,4

0,3

0:12

0,8

2,6

2,5

5,2

1,7

0,6

2,0

1,7

2,0

V %

Коэффициент вариации

1

5

1,63

2,7

4,59

15

14

14

3,3

9,9

3,3

3

3

3


Таблица 2

Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 6 класса

Ф. И. О.

Длина тела, см

Масса тела, кг

ЧСС в покое, уд/мин

Бег 60м, с

Бег 1000 м, мин, с

Подтя­гивание, раз

Динамометрия кисти, кг

Прыжок в длину с места, см

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

ИМТ, кг/м²

Окружность грудной клетки, см

правая

левая

вдох

выдох

пауза

1

А-ов Ж.

160

49

83

10,2

4:16

6

25

24

174

20

19,14

72

67

69

2

А-ов М.

162

47

84

10,4

4:26

6

24

23

176

20

17,91

74

67

70

3

А-ов Н.

161

48

86

9,9

4:08

5

23

22

172

18

18,52

75

69

72

4

А-ов А.

163

51

82

10,2

4:10

5

23

20

176

18

19,20

75

70

72

5

Х-ов Ж.

159

51

83

10,5

4:34

4

23

21

182

19

20,17

77

70

74

6

М-ев Ж.

162

50

85

10,9

4:22

5

24

24

172

16

19,05

80

72

76

7

К-ев Б.

158

47

81

11,0

4:37

4

25

23

162

14

18,83

76

68

72

8

Р-ов Л.

160

52

78

10,8

4:42

5

26

24

170

15

20,31

74

67

70

9

А-ов А.

165

52

86

10,5

4:52

6

28

26

165

16

19,10

72

65

68

10

А-ов Д.

164

57

85

10,2

4:33

7

22

20

167

17

21,19

69

63

66

11

А-ов Г.

163

52

85

10,1

4:05

7

20

21

169

17

19,57

69

62

65

12

Н-ев О.

162

50

84

10,8

4:07

8

21

21

172

16

19,05

72

64

68

13

О-ов К.

161

48

84

10,6

4:21

4

21

20

180

15

18,52

68

61

64

14

С-ди. К.

157

52

83

10,4

4:18

5

22

19

182

15

21,10

67

60

63

15

Т-ов Ж.

159

46

86

10,0

4:16

6

24

20

176

14

18,20

71

65

68

16

Х-ов Ф.

160

47

82

9,8

4:28

6

25

22

175

16

18,36

69

62

65

17

Х-ов А.

158

43

81

10,2

4:31

5

22

19

180

18

17,22

68

61

64

X

Средняя арифметическая

160,8

49,5

83,4

10,4

4:23

6

23,4

21,7

173,5

16,7

19,1

72,2

65,5

68,6

S

Среднее квадратическое отклонение

2,2

3,2

2,2

0,4

0:13.2

1,1

2,0

2,0

5,8

1,9

1,1

3,7

3,6

3,8

V %

Коэффициент вариации

1

6

2,58

3,4

5,02

20

9

9

3,3

11,4

5,6

5

6

6


Масса тела в среднем составляет Х=49,5±3,2 кг. Средние величины показателей физической подготовленности учащихся 6 класса в таких тестах, как бег 60м, бег 1000м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, соответствует оценке «хорошо», согласно требованиям Республиканского центра образования Узбекистана. Следует отметить, что коэффициент вариации, в подтягивании на перекладине, составил V=20 %, это говорит о высокой степени изменчивости показателя данного теста относительно средней величины. Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 6 класса приведены в таблице 2.

Сопоставление показателей физического развития учащихся 5 и 6 классов показывает, что длина тела учащихся 6 класса в среднем больше на 10,2см, в то время как разница в массе тела составляет в среднем 9,1кг. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое у учеников 6 класса в среднем ниже, но не значительно и составляет Х=83,4±2,2уд/мин. Достоверных различий в показателях бега на 60м (t=0,63, P>0,05), 1000м (t=0,526, P>0,05), подтягивании на перекладине (t=1,382, P>0,05) и сгибании и разгибании рук в упоре лежа (t=0,071, P>0,05) не обнаружено. Индекс массы тела учащихся 6 класса в среднем больше на 1,3кг/м², что в соответствии с рекомендациями ВОЗ означает норму, в то время как средняя величина этого показателя у учащихся 5 класса Х=17,8±0,6 кг/м² говорит о недостаточной массе тела. Достоверность различий параметров физического развития и двигательной подготовленности учащихся 5 и 6 класса приведена в таблице 3.

Вышеизложенное позволяет рекомендовать применение научно-обоснованных фитнес-программ в физическом воспитании юношей 5–6 классов, с целью повышения показателя ИМТ у учащихся с дефицитом массы тела, и улучшения показателей физической подготовленности отстающих учеников.

Таблица 3

Достоверность различий параметров физического развития и двигательной подготовленности учащихся 5 и 6 класса

Показатели

5 класс (n=16)

6 класс (n=17)

m

t

P

x

S

x

S

Длина тела, см

150,6

2,19

160,8

2,24

0,77

13,29

<0,05

Масса тела, кг

40,4

2,19

49,5

3,2

0,961

9,4

<0,05

ЧСС в покое, уд\мин

85,7

1,4

83,4

2,15

0,637

3,57

<0,05

Бег 60м, с

10,3

0,27

10,4

0,35

0,111

0,63

>0,05

Бег 1000м, мин, с

4:21

0:12.0

4:23

0:13.2

0:4.4

0,526

>0,05

Подтягивание, раз

5

0,77

6

1,12

0,338

1,382

>0,05

Динамометрия кисти, кг

правая

19,0

2,61

23,4

2,033

0,811

5,439

<0,05

левая

17,9

2,47

21,7

2,024

0,785

4,883

<0,05

Прыжок в длину с места, см

159,6

5,23

173,5

5,79

1,924

7,258

<0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

16,8

1,65

16,7

1,89

0,621

0,071

>0,05

ИМТ, кг/м²

17,8

0,6

19,1

1,1

0,3

4,331

<0,05

Окружность грудной клетки, см

вдох

67,6

2,0

72,2

3,7

1,037

4,504

<0,05

выдох

60,9

1,7

65,5

3,6

1,001

4,591

<0,05

пауза

64,1

2,0

68,6

3,8

1,069

4,176

<0,05

                   

Примечание: n — количество учащихся; x — средняя арифметическая величина; S — среднее квадратическое отклонение; m — средняя ошибка средних арифметических; t — критерий достоверности Стьюдента; P — вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента.

Литература:

1.      Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305–306

2.      Денисова Л. В., Хмельницкая И. В., Харченко Л. А. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: Учебное пособие для вузов. — К.: Олимп. л-ра, 2008. — 127 с.

3.      Махситов Б., Ачилов А., Юнусов Т., Юнусова Ю., Насимов Р., Зокиров Л., Туляганов Ш., Кудратов Р., Исмоилов Ш. Твое здоровье — в твоих руках «Алпомиш» и «Барчиной». Методическое пособие. Издательство «Ташкентский Исламский Университет», Ташкент, 2000. — 47 с.

4.      Республиканский центр образования Узбекистана. Календарно-тематический план по программе уроков физического воспитания (5–9 класс). Ташкент, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, разгибание рук, класс, двигательная подготовленность учащихся, масса тела, физическая подготовленность, длина тела, среднее, грудная клетка, физическое воспитание.


Похожие статьи

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихся — юношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента

В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента.

Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Динамика общей и специальной физической подготовленности боксеров юношей, занимающихся боксом на этапе начальной спортивной специализации

В статье рассматриваются изменения параметров общей и специальной физической подготовленности юношей, занимающихся боксом, на этапе начальной спортивной специализации.

Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Исследование объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток

В статье приводятся результаты исследования объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток, проведена оценка и сравнение полученных данных.

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств у юных спортсменов групп начальной спортивной специализации

В статье рассматриваются особенности развития двигательных качеств юных спортсменов групп начальной спортивной специализации.

Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описаны условия развития координации движений детей старшего дошкольного возраста в непосредственн...

Похожие статьи

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихся — юношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента

В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента.

Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Динамика общей и специальной физической подготовленности боксеров юношей, занимающихся боксом на этапе начальной спортивной специализации

В статье рассматриваются изменения параметров общей и специальной физической подготовленности юношей, занимающихся боксом, на этапе начальной спортивной специализации.

Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Исследование объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток

В статье приводятся результаты исследования объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток, проведена оценка и сравнение полученных данных.

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств у юных спортсменов групп начальной спортивной специализации

В статье рассматриваются особенности развития двигательных качеств юных спортсменов групп начальной спортивной специализации.

Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описаны условия развития координации движений детей старшего дошкольного возраста в непосредственн...

Задать вопрос