Характеристика физического развития школьников сельских районов Центрального Казахстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нурханова, А. Т. Характеристика физического развития школьников сельских районов Центрального Казахстана / А. Т. Нурханова, В. В. Кожанов, З. А. Каирбекова, К. С. Абсатарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/archive/171/45630/ (дата обращения: 17.12.2024).



Было изучено состояние физического развития у школьников сельских районов центрального Казахстана. Число школьников составило 593. У всех детей проведены антропометрические исследования (длина и масса тела, окружность грудной клетки). Наиболее интенсивное развитие наблюдалось у девочек в возрасте 9–14 лет и у мальчиков в 12–16 лет, что отвечало типичным закономерностям повозрастного нарастания всех показателей соматометрии.

Ключевые слова: дети, физическое развитие

The state of physical development in schoolchildren in rural areas of central Kazakhstan was studied. The number of schoolchildren was 593. All children underwent anthropometric studies (length and weight of the body, circumference of the thorax). The most intensive development was observed in girls aged 9–14 years and in boys at the age of 12–16 years, which corresponded to the typical patterns of age-related increase in all indicators of somatometry.

Keywords: children, physical development

Состояние здоровья подрастающего поколения, пути его совершенствования являются одной из приоритетных задач, решение которых лежит в основе дальнейшего социально-экономического и культурного развития современного общества [1,2]. В данном аспекте физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из важнейших интегральных показателей, определяющих уровень здоровья населения, чутко реагирующим на воздействие социально-гигиенических и экономических факторов. В этой связи нужно указать на то, что наиболее динамичные и качественно новые изменения происходят в детском и подростковом возрастных периодах, когда наблюдается значительная интенсивность процессов роста и развития. [3,4].

Целью данного этапа исследования явилась характеристика физического развития детей, проживающих в Центральном регионе Республики.

Материалы иметоды исследования.

Объектом исследования были дети и подростки в возрасте 7–17 лет, проживающих в Карагандинской области (пп.Улытау и Атасу), что отвечало принципу рандомизации, а число обследованных (593) обеспечивало достаточную репрезентативность выборочной совокупности.

Полученные данные обрабатывались вариационно-статистическим методом с вычислением основных параметров вариационного ряда: средней арифметической (М), среднего квадратичного отклонения (δ), ошибки средней арифметической (m), коэффициента корреляции (r).

Результаты иих обсуждение.

Исходя из полученных результатов исследования, была проведена оценка физического развития детей. В соответствие с основными биологическими закономерностями, длина тела (табл.1) у детей Карагандинской области обоего пола была практически одинакова в возрасте 7–10 лет. Затем в возрасте 11–13 лет у девочек она превышала таковую у мальчиков. В возрасте 14 лет показатели длины тела в обеих группах уравнивались и далее в возрасте 15–17 лет длина тела у мальчиков значимо (р<0,05) превышали аналогичные показатели у девочек.

Что касается массы тела, то практически одинаковые ее величины регистрировались в сравниваемых половых группах в возрасте 7–10 лет. Далее, начиная с 11 лет и до 16 лет, показатели массы тела у девочек были значимо выше, чем у мальчиков и только затем в возрасте 16–17 лет масса тела у мальчиков превышала таковую у девочек.

Сравнение показателей окружности грудной клетки свидетельствовало о том, что в период 5–10 лет они не имели половой дифференциации. В возрасте 11–15 лет они были выше у девочек по сравнению с мальчиками и далее, в возрасте 16–17 лет они уравнивались.

Для выяснения пропорциональности и гармоничности физического развития у детей Карагандинской области были изучены корреляционные соотношения между длиной тела (и другими тотальными размерами тела. Было установлено, что коэффициент корреляции между длиной и массой тела у мальчиков указывал на умеренную взаимосвязь (в пределах 0,53–0,80). В тоже время у девочек при наличии высокой тесноты этих взаимоотношений в возрастной группе 7–12 лет (r в пределах 0,60–0,82) они значительно снижались в более старших возрастах до 0,40–0,28, указывая на признаки дисгармоничности между длиной и массой тела. Несколько меньшие взаимосвязи были установлены у детей обоего пола между длиной тела и окружностью грудной клетки (r для возрастной группы 7–15 лет у мальчиков в пределах 0,52–0,64, снижаясь в последующем до 0,17, т. е. практически отсутствием взаимосвязи). Аналогичная картина зарегистрирована у девочек (r от 0,47 до 0,78 в группе 7–13 лет, снижаясь в последующем до 0,39–0,12).

Для суждения об интенсивности изменений в определенные периоды детского возраста были вычислены кривые прибавок основных размеров тела. Сопоставляя интенсивность увеличения длины тела у детей обоего пола следует указать, что у девочек наибольшая интенсивность роста приходилась на возраст 9,11 и 13лет, тогда как у мальчиков пики увеличения длины тела регистрировались в 8,12 и 14 лет, т. е. на год позднее. При сопоставлении интенсивности увеличения массы тела у детей обоего пола было выявлено, что у девочек прибавки массы тела наиболее выражены в возрасте 8–14 лет с пиками интенсивности в период с 9 до 13 лет. Далее, начиная с 15 лет,темпы прибавок массы тела спадают и к 17-летнему возрасту обнуляются. В тоже время у мальчиков регистрируется три пика наиболее высокой интенсивности прироста массы тела. Это возраст 8,12 и 15 лет с сохранением активности в 16-летнем возрасте.. Что касается величины окружности грудной клетки, то у девочек основные пики интенсивности прибавок приходились на возраст 9 лет и 11–14 лет. В свою очередь, у мальчиков, наибольшая прибавка регистрировалась в возрасте 8 лет, затем в период 12–16 лет, оставаясь на положительном уровне и в 17-летнем возрасте.

Таблица

Центильная оценка показателей длины, массы тела иокружности грудной клетки у школьников сельских районов Центрального Казахстана.

Длина тела

Девочки

возраст

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

n

35

29

23

24

24

23

24

24

41

36

28

M

119,5

125,9

133,4

138,7

145,7

148,1

155,9

159,7

160,0

162,0

161,9

δ

7,8

5,7

8,8

6,8

7,5

6,5

7,5

5,5

5,9

5,2

6,7

m

1,32

1,06

2,14

1,31

1,58

1,55

1,53

1,12,

0,92

0,87

1,26

Мальчики

возраст

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

n

23

30

27

23

16

22

28

32

27

27

23

M

119,8

128,0

132,6

137,8

139,3

150,4

152,9

160,4

166,0

171,1

172,3

δ

6,6

6,4

5,2

6,4

4,1

9,2

10,9

7,3

6,7

5,6

5,5

m

1,38

1,16

1,00

1,33

0,85

1,96

2,06

1,28

1,29

1,08

1,15

Масса тела

Девочки

возраст

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

n

35

29

23

24

24

23

23

24

34

41

36

M

22.3

24.7

29.4

33.8

36.7

42.0

46.5

52.1

54.0

55.4

55.2

δ

4.0

4.3

8.5

5.9

6.4

9.1

10.3

8.7

10.9

9.3

6.3

m

0.68

0.80

1.77

1.20

1.31

1.90

2.10

1.50

1.7

1.55

1.19

r

0.81

0.59

0.82

0.68

0.61

0.82

0.55

0.40

0.40

0.38

0.42

Мальчики

возраст

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

n

23

30

27

23

23

22

28

32

27

27

23

M

22.1

27.1

29.2

32.6

32.2

39.0

41.7

44.8

52.9

58.9

59.1

δ

3.6

5.3

4.9

6.3

5.1

6.8

9.2

7.9

9.9

7.5

7.5

m

0.75

1.00

0.94

1.31

1.06

1.45

1.74

1.39

1.90

1.44

1.56

r

0.53

0.67

0.72

0.61

0.58

0.80

0.75

0.58

0.67

0.55

0.63

Окружность грудной клетки

Девочки

возраст

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

n

35

29

23

24

24

23

24

24

34

41

36

M

58.3

59.8

63.7

65.3

68.6

72.9

75.8

80.2

82.5

82.8

83.0

δ

4.3

3.7

6.9

4.9

5.3

8.0

7.9

6.0

7.2

6.9

4.5

m

0.73

0.69

1.44

1.0

1.08

1.67

1.61

1.04

1.13

1.15

0.85

r

0.68

0.52

0.75

0.47

0.48

0.78

0.50

0.39

0.36

0.12

0.21

Мальчики

возраст

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

n

23

30

27

23

23

22

28

32

27

27

23

M

57.8

62.9

63.9

65.3

66.4

68.7

72.0

75.6

79.5

82.3

83.3

δ

4.8

4.8

4.7

5.4

3.4

5.0

6.5

7.3

7.5

4.6

4.5

m

1.00

0.87

1.35

1.13

0.71

1.06

1.23

1.28

1.44

0.89

0.94

r

0.55

0.64

0.62

0.54

0.60

0.96

0.63

0.42

0.52

0.17

0.17

Заключение.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что показатели физического развития у детей Карагандинской области отражали типичные закономерности повозрастного нарастания всех исследуемых показателей соматометрии. Наиболее интенсивное развитие у девочек наблюдалось в возрасте 9–14 лет, когда отмечались наиболее высокие темпы нарастания основных тотальных размеров тела. У мальчиков этот период приходился на 12–16 лет и оставался активным конечному изучаемому возрасту. Что может свидетельствовать о том, что развитие мальчиков к изучаемому периоду не заканчивается и дефинитивные размеры тела могли быть зарегистрированы на более высоком уровне в дальнейших возрастах. Нужно отметить некоторую дисгармоничность развития детей старшего возраста, о чем свидетельствует снижение тесноты связей между основными показателями соматометрии.

Литература:

  1. Баранов А. А., Ильин А. Г. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2011: № 7,С 11.
  2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. Медицина 2008: С 216.
  3. Щеилягина Л. А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка. Российский педиатрический журнал. 2003: № 6, С-4–9.
  4. Адамзатова С. Ж. Психосоматическая характеристика школьников-воспитанников детских домов. Автореф.дисс.к.м.н 14.00.09; Алматы; 2008: с 15.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, возраст, длина тела, Карагандинская область, физическое развитие детей.


Ключевые слова

дети, физическое развитие

Похожие статьи

Исследование антропометрических показателей физического развития подростков, занимающихся спортом

Известно, что способность заниматься тем или иным видом спорта и спортивные результаты часто связаны с антропометрическими характеристиками спортсменов. Выявление этих характеристик и их развитие является важной составляющей работы тренера. Наша стат...

Физическое развитие сельских школьников Арзамасского района

Осуществлен сравнительный статистический анализ физического развития городских и сельских школьников Арзамасского района Нижегородской области. С учетом информативности антропометрического обследования, оценка физического развития школьников показала...

Индексовые значения антропометрии у детей с бронхиальной астмой

Обследовано физическое развитие 124 детей с бронхиальной астмой. Изучены индексовые показатели антропометрии в основной и в сравниваемой группе. Сделан вывод о том, что оценка физического развития может проводиться с помощью индексовых показателей ка...

Влияние профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков

В данной научной статье проанализированы ключевые показатели влияния выбранного профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков. В результате исследования установлено, что у детей двенадцатилетнего возраста специализированного пр...

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта

Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз з...

Театрализованная деятельность как средство развития младших школьников с умственной отсталостью

В данной работе рассматриваются особенности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся основные задачи по их развитию, которые могут стоять перед специалистами и педагогами. Описывается важность творчества в жизни ребенка, а т...

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Экспериментальная работа по формированию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста

В статье приводятся результаты экспериментальной работы по развитию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством проводимой в дошкольном образовательном учреждении оздоровительной работы. Описаны педагогические услов...

Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса

В статье рассмотрены результаты исследования выборки студентов 1 курса в количестве 93 человек. Целью исследования была оценка уровня здоровья студентов и факторов, его определяющих. Согласно выбранной авторами методики исследовались ведущие антропом...

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена особенностям развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье на основе изучения материала по данной теме изложена сравнительная характеристика развития мелкой моторики в норме у дошко...

Похожие статьи

Исследование антропометрических показателей физического развития подростков, занимающихся спортом

Известно, что способность заниматься тем или иным видом спорта и спортивные результаты часто связаны с антропометрическими характеристиками спортсменов. Выявление этих характеристик и их развитие является важной составляющей работы тренера. Наша стат...

Физическое развитие сельских школьников Арзамасского района

Осуществлен сравнительный статистический анализ физического развития городских и сельских школьников Арзамасского района Нижегородской области. С учетом информативности антропометрического обследования, оценка физического развития школьников показала...

Индексовые значения антропометрии у детей с бронхиальной астмой

Обследовано физическое развитие 124 детей с бронхиальной астмой. Изучены индексовые показатели антропометрии в основной и в сравниваемой группе. Сделан вывод о том, что оценка физического развития может проводиться с помощью индексовых показателей ка...

Влияние профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков

В данной научной статье проанализированы ключевые показатели влияния выбранного профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков. В результате исследования установлено, что у детей двенадцатилетнего возраста специализированного пр...

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта

Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз з...

Театрализованная деятельность как средство развития младших школьников с умственной отсталостью

В данной работе рассматриваются особенности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся основные задачи по их развитию, которые могут стоять перед специалистами и педагогами. Описывается важность творчества в жизни ребенка, а т...

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Экспериментальная работа по формированию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста

В статье приводятся результаты экспериментальной работы по развитию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством проводимой в дошкольном образовательном учреждении оздоровительной работы. Описаны педагогические услов...

Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса

В статье рассмотрены результаты исследования выборки студентов 1 курса в количестве 93 человек. Целью исследования была оценка уровня здоровья студентов и факторов, его определяющих. Согласно выбранной авторами методики исследовались ведущие антропом...

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена особенностям развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье на основе изучения материала по данной теме изложена сравнительная характеристика развития мелкой моторики в норме у дошко...

Задать вопрос