Модели сотрудничества науки и производства в пищевой промышленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Модели сотрудничества науки и производства в пищевой промышленности / С. А. Скляренко, О. А. Суворов, А. А. Мастихин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 246-249. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7403/ (дата обращения: 16.12.2024).

На рубеже 2000–10-х гг. тематика научных работ, посвященных анализу уровня взаимодействия научно-образовательной среды и предприятий реального сектора экономики, всё так же остается в мейнстриме научной экономической мысли в России [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Данный спектр научной мысли является на сегодня актуальным и для работников научной сферы, специализирующихся по профилю пищевой промышленности [7, 8, 9, 10, 11, 12].

В 2012 году, временным творческим коллективом сотрудников Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) была проведена работа по разработке и анализу моделей сотрудничества в сфере исследований и разработок компаний пищевой промышленности и профильных российских вузов. Основные результаты были доложены на ряде научно-практических конференций и освещены в статье рецензируемого журнала [13]. В рамках данной статьи, коллектив авторов представляет обобщающий результат проведенной работы и появившиеся наработки постфактум к ней.

В первом квартале 2012 года, на основании обобщенного материала и статистических данных Северо-Западного научно-методического центра Минобрнауки России нами была сформирована диаграмма по общероссийской динамике изменения количества заключенных хозяйственных договоров между вузами и предприятиями, которая представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Общероссийская динамика изменения количества заключенных хоздоговоров между вузами и предприятиями пищевого профиля

Как видно из графика, по сравнению с 2007 годом, общероссийские показатели объемов взаимодействия предприятий и вузов на хоздоговорной основе снижались ежегодно в среднем на 22 % (Рис. 1). При анализе статистических данных по пяти наиболее крупным технологическим вузам пищевой отрасли России (Московский государственный университет пищевых производств, Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, Институт холода и биотехнологий, на момент исследования имевший статус отдельного юридического лица, и именовавшийся Санкт-петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий), была выявлена аналогичная тенденция. За пятилетний период зафиксировано снижение объемов заключенных договоров в среднем на 29 %. И, не смотря на промежуточный рост объемов хоздоговорных отношений в период с 2008 по 2010 г., показатели 2011 года упали в сравнении с предыдущим годом на 57 %. (Рис. 2).

Рис. 2. Динамика изменения количества заключенных хоздоговоров между предприятиями и крупными технологическими вузами пищевой отрасли России

Глубокий общероссийский анализ за 10 лет от ведущих специалистов в области анализа внутренних затрат на исследования и разработки в РФ, дают в целом аналогичные выводы [14].

Стоит заметить, что несмотря на снижение объемов финансирования хоздоворной тематики между вузами и предприятиями в России продолжает оставаться огромный научный потенциал, который при этом хронически недоиспользуется — спрос на результаты научно-технических достижений значительно ниже предложения. Проблемы отсутствия спроса имеют общероссийский характер и присущ каждому региону. Главная причина — бездействие механизмов привлечения средств в научно-техническую, инновационную и образовательную сферы. Также серьезными факторами сниженного спроса на инновационные разработки являются отсутствие учета результатов научно-технической деятельности и плохо организованный обмен информацией о них [15]. Уменьшение уровня взаимодействия вузов и предприятий в определенной мере обусловлено отсутствием точек соприкосновения в отношениях между образованием и бизнесом. Главная цель бизнеса — прибыль. Если вузы и наука поймут цель бизнеса, а бизнес поймет их, то, возможно такое сотрудничество будет иметь перспективы. И это улучшит перспективы развития сторон [16].

На втором этапе работы по государственному заданию, для определения актуальных на текущий момент направлений и точек взаимодействия профильных вузов и предприятий пищевой промышленности, была поставлена задача получения ответа на вопрос — «какие услуги представители предприятий пищевой промышленности готовы приобретать от ВУЗов для развития собственного предприятия?». Ответ на вопрос было принято решение получать путем проведения двухступенчатого полевого исследования в начале среди выпускников пищевых вузов, работников предприятий пищевой промышленности, и далее среди руководителей и специалистов ведущих предприятий пищевой промышленности. Анкета при работе с респондентами состояла из четырех разделов, соответствующих сферам деятельности предприятий, потребности которых могли бы быть удовлетворены профильными вузами: инновации и технологические решения, экономико-маркетинговая деятельность предприятия, техническое и кадровое обеспечение предприятия.

Некоторые из результатов по итогам анкетирования, в котором приняло участие 382 респондента, получились следующие: (Рис.3)

Рис. 3. Потребности предприятия в инновационных и технологических решениях

Согласно полученным данным, 68 % респондентов обозначили свою потребность в разработке, внедрении, наладке либо эксплуатации одного или нескольких видов технологических процессов, в зависимости от направления деятельности предприятия. Как видно из диаграммы, наибольшее количество респондентов нуждаются, прежде всего, в разработках.

На вопрос о том, какие услуги для развития собственного предприятия по технологии и созданию нового производства необходимы предприятию большой удельный вес респондентов отметили необходимость разработки системы качества — 48 %, а также новые технологические решения — 37 % (Рис.4).

Рис. 4. Потребности предприятия в решениях по созданию нового производства

На следующем этапе работы — на основе полученных данных, и путем экспертного мнения выполнялись мероприятия по рекомендательной части поставленной задачи. Ряд первичных, а потом и основополагающих выводов легли и в параллельно проводимую работу направленную на формирование инновационно-образовательного кластера. Аналитические и методологические работы по связующим звеньям данных двух проектов легли в ряд научных работ [17, 18, 19, 20, 21, 22, 23]. Параллельно с этим, профессорско-преподавательским составом МГУПП совместно с научными сотрудниками иных вузов РФ в этот период времени выполнялись также ряд интересных работ по тематике развития кластерных формирований в регионах РФ [24, 25, 26, 27].

На выходе, наиболее рациональной и прогрессивной на сегодняшний день методикой взаимовыгодной совместной работы предприятий и научно-образовательных организаций среди разных вариантов (прямая дотация государства, технологическая платформа и пр.) была определена форма — кластера.

В заключении стоит отметить, что в 2013 году исследовательско-методологическая и прикладная часть по данному направлению в стенах МГУПП также продолжает развиваться. Результатам данной работы будут дано описание в последующих статьях.

Литература:

1.                  Харин А. А., Рождественский А. В., Коленский И. Л., Зарайская И. М. Высшая школа России и инновационная система// Инновационный менеджмент. 2011. № 3. С.7

2.                  Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е. Стратегия 2020: Новые контуры российской инновационной политики//Форсайт. 2011. Т.5. № 4. С.8–30

3.                  Куликова Ю. П. Эффективность управления научно-образовательным комплексом в высшем образовательном учреждении РФ// Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 2. С. 234–240

4.                  Куликова Ю. П. Межрегиональные особенности интеграции высших учебных заведений с целью организации стратегических консорциумов (на примере Томского государственного университета)// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С.48–51

5.                  Сафаралиева С. Г. Правовые проблемы интеграции науки и высшего образования в Российской Федерации// Мир юридической науки. 2011. № 7. С. 4–11

6.                  Сафаралиева С. Г. Важнейшие парадигмы системы образования// Мир экономики и права. 2011. № 2. С.42–46

7.                  Иванова В. Н., Серегин С. Н., Куликова Е. А. Модернизация отраслей пищевой промышленности в реализации программных мероприятий технологической платформы «Хранение и переработка — 2030»// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 5. С.15–20

8.                  Минко И. С., Шамина Л. К. Переход на принципы открытых инноваций в пищевой промышленности// Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С.299–304

9.                  Рокотянская В. В. Императивы формирования модели взаимодействия образования и промышленного производства// Пищевая промышленность. 2013. № 2. С. 48–50.

10.              Еделев Д. А., Майорова Н. В. Экономические отношения и мотивы в развитии системы высшего образования// Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2012. № 4. С. 91–97.

11.              Майорова Н. В. Мотивационная составляющая развития системы высшего образования// Terra Economicus. 2010. T.10. № 4–3. С.238–241.

12.              Майорова Н. В. Реформа высшего образования: от новых организационных форм к новым экономическим отношениям// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 4. С.261–266.

13.              Строев В. В., Скляренко С. А., Суркова Н. Ю., Ростовцева Н. П. Взаимодействие предприятий пищевой промышленности и профильных высших учебных заведений// Пищевая промышленность. 2012. № 7. С.37–39.

14.              Харин А. А. Формирование инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса/ Москва: изд-во Пензенского фил. ФГБОУ ВПО «РГУИПТ». 2011. С.29

15.              Баснина Т. Д. Научный потенциал — важнейший фактор в формировании региональной инновационной структуры российской экономики С. 83–88

16.              Гумаргалиев И. Е. Проблемы взаимодействия науки и образования с коммерческим сектором в рамках реализации НИОКР С. 408–411

17.              Савватеев Е. В. Разработка модели образовательного кластера как инструмента взаимодействия учреждений высшего и среднего профессионального образования и предприятий пищевой отрасли Москвы // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1. С.70–76

18.              Рокотянская В. В. Анализ экономического состояния и развития пищевой промышленности г.Москва// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1. С. 87–92

19.              Афанасьева Г. А. Теоретические основы кластерного взаимодействия образования, науки и производства на региональном уровне // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1. С. 77–81

20.              Скляренко С. А., Мастихин А. А., Филиппова М. Г., Каппушева Ф. М. Формирование инновационного кластера взаимодействия образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и предприятий пищевой отрасли г. Москвы // Пищевая промышленность. 2013. № 3. С. 58–59

21.              Плесенкова Н. Ю., Аштаева О. А. Кластеры — сложение возможностей// Профессиональное образование. Столица. 2012. № 8. С.21–22.

22.              Еделев Д. А., Тарасов Н. А. Кластеризация регионального экономического пространства// Вестник института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2012. № 3. С.5–10.

23.              Еделев Д. А., Тарасов Н. А. Кластеризация региональной хозяйственной деятельности в условиях глобализации экономики// Инженерный вестник Дона. 2012. № 3. С. 302–307.

24.              Нагоев А. Б. Шадуева Э. Ч. Разработка и внедрение системы антикризисного управления промышленным предприятием на основе кластерного подхода// Экономические науки. 2012. № 97. С.23–27.

25.              Нагоев А. Б. Организационно-экономические аспекты прогнозирования промышленности региона// Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2013. № 1. С.34–38.

26.              Пахомов Р. И., Нагоев А. Б. Повышение роли региональной экономической политики в процессе создания единого экономического пространства// Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2013. № 1. С. 49–54.

27.              Новоселов С. Н. Методология становления новых и совершенствования развивающихся региональных рынков (на примере аграрных, продовольственных, экологических товаров и услуг)// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1. С. 93–100.

Основные термины (генерируются автоматически): пищевая промышленность, вуз, Московский государственный университет, предприятие, Россия, Общероссийская динамика изменения, пищевая отрасль России, потребность предприятия, собственное предприятие, создание нового производства.


Задать вопрос