В статье рассмотрены вопросы оказания скорой медицинской помощи населению Казахстана, дальнейшее улучшение и перспективы развития.
Ключевые слова:скорая медицинская помощь, догоспитальная помощь, интерполяция, экстраполяция, метод экспертных оценок, моделирование.
За период реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы (далее — Госпрограмма) были достигнуты определенные результаты: — принят Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»; — установлены минимальные стандарты по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи; — разработаны и реализуются отраслевые программы по снижению материнской и детской смертности в Республике Казахстан на 2008–2010 годы; — о мерах по совершенствованию службы крови в Республике Казахстан на 2008–2010 годы; — по противодействию эпидемии СПИД в Республике Казахстан на 2006–2010 годы; — развития кардиологической и кардиохирургической помощи в Республике Казахстан на 2007–2009 годы; — «Здоровый образ жизни» на 2008–2016 годы.
В концепции развития здравоохранения Республики Казахстан подчеркнуто важность службы скорой медицинской помощи и медицины катастроф, а также осуществления комплексных мер по приоритетному развитию специализированной медицинской помощи населению. Повышение качества услуг скорой медицинской помощи предусмотрено в Государственной программе здравоохранения «Саламатты ?аза?стан» на 2011–2015 годы. Данная программа реализуется Правительством РК во исполнение поручения Главы государства, сформулированного в ежегодном послании народу Казахстана. По данным Министерства здравоохранения, скорая медицинская помощь оказывается 3710 выездными бригадами. Отмечается рост числа бригад по сравнению с 2008 годом на 9,6 %. Из них 2174 (58,6 %) представлены фельдшерскими, 857 (23 %) общепрофильными врачебными, 679 (18,3 %) специализированными и 284 (7,6 %) педиатрическими бригадами. За 10 месяцев 2012 года службой скорой медицинской помощи обслужено более 4,8 млн. вызовов. Кроме того, в динамике наблюдается увеличение обращаемости за скорой медицинской помощью в среднем по стране за 10 месяцев 2012 года до 351 на 1000 населения. Наиболее высокой она отмечается в г. Астане — 438,2, г. Алматы — 431,4, Восточно-Казахстанской области — 431, Мангистауской области — 424,9. Анализируя общий уровень обращаемости населения, можно отметить, что повсеместно основным поводом обращений является внезапное заболевание, перевозка экстренных больных, несчастные случаи. В вопросах развития службы скорой медицинской помощи Казахстан изучает передовой зарубежный опыт. Например, в США существует три типа бригад скорой медицинской помощи. Они обеспечиваются радиосвязью, носилками, перевязочными и иммобилизирующими средствами и даже приспособлениями для передачи электрокардиограммы на расстоянии. Во Франции система скорой медицинской помощи функционирует по региональному принципу, в пределах департамента. В ней около 100 пунктов. Характерной особенностью службы скорой помощи Великобритании является многопрофильный характер ее деятельности. Служба скорой помощи Великобритании обслуживает большое число «неэкстренных» пациентов (перевозка плановых больных), в то время как в большинстве других стран служба скорой помощи обслуживает только острые заболевания или несчастные случаи.
Необходимо отметить, что одним из важнейших достижений бывшего советского здравоохранения в области организации и совершенствования службы СМП следует считать ее специализацию, благодаря которой значительное развитие получила экстренная специализированная медицинская помощь населению, в том числе детскому, на догоспитальном и госпитальном ее этапах. В настоящее время служба скорой медицинской помощи Казахстана характеризуется разветвленной сетью станций СМП с санитарными автомашинами, санитарной авиацией и больницами скорой медицинской помощи.
В Казахстане скорая медицинская помощь является общедоступной, своевременной и бесплатной. В связи с этим, нынче значительно повысилась требовательность не только к качеству экстренной медицинской помощи, но и к обоснованности поступающих вызовов на станцию скорой медицинской помощи, что диктует необходимость углубленного изучения состояния скорой медицинской помощи городскому населению, особенно детскому.
В современных условиях Республики Казахстан осуществлен переход на экономические методы планирования и нормирования труда в здравоохранении. Начиная с 1999 года бюджетные ассигнования на территориальном уровне выделяются из расчета на одного жителя, а организация здравоохранения получают средства по государственному заказу в расчете на единицу объема деятельности: стационары — на одного пролеченного больного, поликлиники — на одного прикрепленного жителя, СМП — на одного обслуженного вызова и. т.д.. Поэтому современный этап развития здравоохранения диктует необходимость применения экономических методов нормирования в отрасли, что в свою очередь, требует совершенствования нормативной базы в сфере охраны здоровья населения.
На сегодня организация работы станций(отделений) СМП регламентируется приказами Министерства здравоохранения РК, которыми определены положения об их работе, нормативы обеспеченности санитарным автотранспортом и медицинским персоналом, перечни необходимого оборудования и оснащения всех видов санитарных транспортных средств. Приказ Агентства по делам здравоохранения от 16.08.2001 № 756 «О мерах по совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению Республики Казахстан».
В целях совершенствования скорой и неотложной медицинской помощи и улучшения качества оказываемых услуг населению Республики Казахстан, усиления ее нормативно — правовой базы утверждены следующие правила деятельности скорой и неотложной медицинской помощи. Приказом Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения 16 августа 2001 года N 756 утверждены правила деятельности станции (отделении) скорой и неотложной медицинской помощи.
Станция скорой и неотложной медицинской помощи является медицинской организацией, оказывающей бесплатную круглосуточную скорую и неотложную медицинскую помощь взрослому и детскому населению при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях, острых тяжелых заболеваниях, как на месте происшествия, так и в пути следования.Основными принципами являются:1) полная доступность для населения; 2) оперативность в работе и своевременность помощи;3) полнота объема и высокая квалификация; 4) обеспечение беспрепятственной госпитализации в соответствующие медицинские организации. Регламент времени выезда бригад:1) по скорой медицинской помощи — до 4-х минут; 2) по экстренным перевозкам — до 30 минут; 3) по плановым перевозкам — в течение 90 минут.
Приказом министерства здравоохранения Республики Казахстан от 16-августа 2001 года № 756, определен норматив оснащения санитарным транспортом станций скорой и неотложной медицинской помощи — 1 санитарный автомобиль (с носилками) на 10 тысяч жителей.
Важно отметить, что эффективную организацию службы СМП определяет ряд факторов: развитие и рациональное размещение сети станций и отделений СМП; четкость в работе диспетчерской службы, осуществляющей прием вызовов и направление бригад медицинских работников; направление санитарного транспорта на вызов в максимально короткие сроки; налаженность в системе госпитализации больных и пострадавших, достигаемая централизованным учетом свободных мест в больницах, родильных домах и других лечебных организациях; обеспечение максимальной преемственности в лечении больных во взаимосвязи бригадой скорой помощи и другими лечебно- профилактическими организациями.
В современных условиях особую значимость приобретают разработка и внедрение новых технологий и научно-обоснованных методов текущего и перспективного планирования здравоохранения, в том числе службы СМП. Планирование службы СМП населению предусматривает определение мощности станции(подстанции) и больницы скорой помощи, а также специализированных отделений. Казахстан на сегодняшний день обладает достаточно высокой оснащенностью санитарным автотранспортом и укомплектованностью бригад. На сегодняшний день служба скорой медицинской помощи (СМП) республики представлена 262 организациями и подразделениями, из которых 26 самостоятельных станций и 236 отделений СМП.
Планирование службы СМП населению Республики Казахстан предусматривает определение расчетных показателей потребности в бригадах в заданном медицинском районе города, определение мощности станции (подстанции) и больницы скорой помощи, а также специализированных отделений. В зависимости от сроков исполнения планы развития СМП делятся на текущие, который составляется на год и перспективный план.
Перспективное планирование службы СМП сложная в методическом отношении задача, требующая учета степени влияния на конечные результаты многочисленных факторов(численность и половозрастная структура населения, уровень и структура заболеваемости и смертности, а также обращаемости населения за СМП и др.), каждый из которых нуждается в прогнозе возможного изменения на перспективу. При составлении долгосрочных планов развития службы СМП могут быть использованы такие методы прогнозирования явлений как интерполяция, экстраполяция, метод экспертных оценок и моделирование. Следует отметить, что актуальные задачи, поставленные перед станциями СМП, а также рост их объема деятельности в связи с объединением пунктов неотложной помощи при поликлиниках со станциями СМП в единые учреждения, обуславливали при планировании сети новых станции (подстанций) выделять медицинские сектора, не всегда адекватны потребности населения административных районов.
Служба СМП в Казахстане, особенно в крупных городах, в последние годы преобразовалась в мощную специализированную организацию, располагающую значительными материально- техническими и кадровыми ресурсами, работающую в жестком регламенте времени. Поэтому наряду с совершенствованием клинических аспектов оказания населению СМП все более решающее значение приобретают вопросы рациональной организации и повышения эффективности управления СМП. Успешное и действенное решение этих вопросов, как отмечают ряд исследователей, возможно путем широкого использования современных математических методов и вычислительной техники для автоматизации функций управления.
В силу специфики характера расселения сельских жителей организационно- структурные особенности различия характерны и для службы СМП функционирующей на селе. В ряде научных сообщений рассмотрены проблемы, связанные с организацией, совершенствованием и повышением качества СМП в условиях сельской местности. На разностороннюю деятельность СМП значительное влияние оказывает эффективность работы амбулаторно-поликлинического звена: организация приема больных и их обслуживание на дому, уровень и качество диспансеризации, профилактической и санитарно- просветительной работы; взаимодействие амбулаторно-поликлинической сети и СМП, преммственность и координация деятельности в лечении наиболее тяжелого контингента больных.
Таким образом, анализ литературы по медико-организационным аспектам СМП населению Казахстана свидетельствует, что наука и практика в системе СМП органически связаны. Поэтому одним из главных условий дальнейшего развития службы СМП следует считать научную разработку ее актуальных сторон, которая предполагает исследование по совершенствованию организации СМП населению Казахстана. Вместе с тем изменившиеся социально- экономические условия и новые тенденции в организации СМП последних лет свидетельствует о необходимости дальнейшего улучшения планирования деятельности СМП.
Литература:
1. Галиева Г. Б., Маусымбаева А. М., Уражанова Н. Ж. Об особенностях обращаемости за скорой и неотложной медицинской помощью детского населения г. Талдыкоргана. Молодой ученый № 2(49)/ 2013
2. Здоровье населения Алматинской области и деятельность организаций здравоохранения в 2001г.(статистический сборник).- Талдыкорган,2002г.- с.50
3. Турлыбеков Ж. Т., Мурзанова Д. А., Мухамеджанова З. М. Динамика заболеваемости детского населения в Республике Казахстан // Проблемы социальной медицины и управление здравоохранением.- Алматы,2002- № 23.-с. 47