Разработка компетентностного профиля маркетолога, востребованного работодателем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №36 (535) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 09.09.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Сучкова, А. Ю. Разработка компетентностного профиля маркетолога, востребованного работодателем / А. Ю. Сучкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 150-157. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117458/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье разработан компетентностный профиль маркетолога, востребованный работодателем на рынке труда. Анализ требований работодателей осуществлялся на основе изучения вакансий маркетологов, размещенных на сайте по поиску работы и сотрудников HeadHunter. Было рассмотрено 250 вакансий работодателей для должностей «Ассистент маркетолога», «Маркетолог» и «Директор по маркетингу». Результаты исследования показывают, какие требования работодатели предъявляют к образованию, квалификации и опыту работы соискателей.

Ключевые слова: ассистент маркетолога, маркетолог, директор по маркетингу, компетенции, профессиональные компетенции, надпрофессиональные компетенции, высшее образование, смысловое облако, вакансии, требования, ключевые навыки, стрессоустойчивость.

В настоящее время направление маркетинг очень динамично трансформируется. Профессия обогащается новыми технологиями, которые используются для изучения целевой аудитории, анализа её взаимодействия с брендами, коммуникации с ней и анализа результативности. Более того, поведенческие образы потребителей подвергаются пересмотру и изменению гораздо чаще, чем когда-либо. Всё это обязывает современного специалиста по маркетингу развиваться вместе с внешним окружением, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.

По данным экспертом Работа.ру и СберМаркетинг в начале 2022 годы в сфере маркетинга было зафиксировано большое количество резюме, превосходящее число вакансий. К концу 2022 года число резюме снизилось и составляло 3 резюме на вакансию. Уровень желаемой заработной платы при этом у соискателей возрос до 63,3 тысяч рублей. Основными тенденциями в требованиях работодателей можно выделить следующие: «поиск и создание позитивного потребительского опыта», «следование текущим трендам» и «формирование новых». От маркетологов работодатели ожидают обеспечение «стабильного развития бизнеса компании в условиях высокой неопределенности рынка».

Целью данной работы является исследование компетентностного профиля маркетологов, в оценке и развитии которого заинтересованы выпускники высших учебных заведений, сами образовательные организации и работодатели. Исследование направлено на установление компетенций, которые являются предпосылкой личностного роста и профессионального успеха выпускников.

Объектом исследования является рынок труда в сфере маркетинга, а предметом — компетентностный профиль маркетологов.

На первом этапе были проведены опросы, обработка результатов которых осуществлялась с использованием смысловых облаков. Это позволяет структурировать ответы респондентов на открытые вопросы и выделить из них наиболее повторяющиеся слова (рис. 1–3). Каждое слово — это отдельное облако. Выделение слов помогает увидеть ценные, уникальные характеристики изучаемого объекта и это может стать основой формулировки оригинального ценностного предложения. Из смыслового облака можно выделить, например, топ-3 словосочетаний — ключевых фраз. [1, с.33]

Первый — среди абитуриентов (выпускников 10, 11 классов МОУ Гимназия № 15 г. Клин) с целью определения их ожиданий от будущего после окончания школы.

Смысловое облако ожиданий абитуриентов от будущего после окончания школы (старшеклассники МОУ Гимназия № 15 г. Клин)

Рис. 1. Смысловое облако ожиданий абитуриентов от будущего после окончания школы (старшеклассники МОУ Гимназия № 15 г. Клин)

Ожидания старшеклассников, как видно из рисунка 1, в основном связаны с высоким и стабильным доходом, домом и успешным бизнесом. Объем выборки составил 22 человека.

Второй опрос — абитуриентов (выпускников 10, 11 классов) с целью определения их ожиданий от обучения в МИЭТе (выборка — 28 человек).

Смысловое облако ожиданий абитуриентов от поступления и обучения в МИЭТе

Рис. 2. Смысловое облако ожиданий абитуриентов от поступления и обучения в МИЭТе

Здесь можно заметить (рис.2), что основные ожидания связаны с получением качественного высшего образования, освоением профессии, высокой заработной платой.

Также был проведен опрос для студентов второго курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» НИУ МИЭТ с целью определения образа, которому они хотели бы соответствовать через 4 и более лет. Размер выборки — 21 человек. Студентам предлагалось ответить на 3 вопроса (рис. 3–5): [2, с.76]

Чем занимается маркетолог (в чем заключаются его каждодневные обязанности)?

Кем вы видите себя после окончания Университета?

Какие навыки, по вашему мнению, вам необходимо приобрести (развить) для того, чтобы приблизиться к этому образу?

На основании анализа смыслового облака результатов ответа на вопрос: «Чем занимается маркетолог?» можно сделать вывод, что у респондентов работа маркетолога ассоциируется в основном с продвижением продукта или услуги, с исследованием и аналитикой рынка.

Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Чем занимается маркетолог?»

Рис. 3. Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Чем занимается маркетолог?»

Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Кем себя видите после окончания университета?»

Рис. 4. Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Кем себя видите после окончания университета?»

На данном смысловом облаке можно увидеть, что ребята видят себя после окончания университета хорошими, востребованными специалистами, с хорошей заработной платой.

Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Какие навыки, по вашему мнению, вам необходимо приобрести (развить) для того, чтобы приблизиться к этому образу?»

Рис. 5. Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Какие навыки, по вашему мнению, вам необходимо приобрести (развить) для того, чтобы приблизиться к этому образу?»

Основные навыки, выделенные студентами: знание, профессиональные навыки, стрессоустойчивость, решительность, ответственность, креативность и другие.

Для того чтобы сопоставить ожидания абитуриентов и образ маркетолога, который видят студенты, с тем, что требуют работодатели было проведено исследование вакансий маркетологов, размещенных на одном из самых крупных сайтов по поиску работы и сотрудников в мире HeadHunter (по данным рейтинга Similarweb). Был проведен анализ таких должностей как «ассистент маркетолога», «маркетолог» и «директор по маркетингу», в ходе которого было рассмотрено по 100 вакансий для ассистента и маркетолога и 50 вакансий для директора. [3, с.158]

Отрасли, в которых наблюдается спрос для ассистента маркетолога: медицина, информационные технологии и маркетинг. Для маркетолога и директора по маркетингу картина немного иная. Но наибольшее количество вакансий представлено в сфере IT.

Распределение различных уровней заработной платы по вакансиям «ассистент маркетолога», «маркетолог» и «директор по маркетингу» отражено на рисунках 6–8.

Зарплата в вакансиях для ассистента маркетолога

Рис. 6. Зарплата в вакансиях для ассистента маркетолога

Зарплата в вакансиях для маркетолога

Рис. 7. Зарплата в вакансиях для маркетолога

Зарплата в вакансиях для директора по маркетингу

Рис. 8. Зарплата в вакансиях для директора по маркетингу

По данным ГородРабот.ру средняя зарплата помощника маркетолога по Москве за 2023 год составляет 52 928 рублей. В анализируемых вакансиях в основном представлена зарплата ниже средней. Но это связано с тем, что для ассистента маркетолога 25 % проанализированных вакансий подразумевают работу удаленно, соответственно, в таких вакансиях зарплата указана ниже, чем в аналогичных.

Зарплата маркетолога в среднем начинается от 60–70 тысяч рублей. Средняя зарплата — 79 533 рубля, соответственно, в анализируемых вакансиях в основном представлено значение зарплаты равное средней и выше. 19 % вакансий предлагают возможность удаленной работы, но при этом на заработной плате это никак не сказывается.

Для директора по маркетингу основное значение зарплаты находится в диапазоне от 100 до 200 тысяч рублей, а средняя по данным ГородРабот.ру 135 470 рублей. 18 % вакансий предлагают возможность удаленной работы аналогично, как и для маркетолога.

Для ассистента маркетолога в большинстве вакансий указано, что требуется опыт работ от 1 года до 3 лет, но также встречаются и вакансии, в которых этот опыт не требуется. Для маркетолога — в основном 1–3 года, для директора по маркетингу — 3–6 лет. В 90 % вакансиях условием является полная занятость.

Далее был осуществлен анализ основных требований и ключевых навыков, предъявляемых к исследуемым вакансиям (рис. 9–14).

Основные требования, предъявляемые к ассистенту маркетолога

Рис. 9. Основные требования, предъявляемые к ассистенту маркетолога

Ключевые навыки ассистента маркетолога

Рис. 10. Ключевые навыки ассистента маркетолога

Основные требования, предъявляемые к маркетологу

Рис. 11. Основные требования, предъявляемые к маркетологу

Ключевые навыки маркетолога

Рис. 12. Ключевые навыки маркетолога

Основные требования, предъявляемые к директору по маркетингу

Рис. 13. Основные требования, предъявляемые к директору по маркетингу

Ключевые навыки директора по маркетингу

Рис. 14. Ключевые навыки директора по маркетингу

Требования, предъявляемые к ассистенту маркетолога, в основном основываются на поддержке менеджера по маркетингу в планировании, подготовке и реализации товаров или услуг, а также включают в себя различную административную работу. Здесь важны базовые навыки по работе с компьютером, а также универсальные надпрофессиональные компетенции, такие как: ответственность, командная работа, креативность и т. д. Основные требования, предъявляемые к маркетологу, в основном связаны с продвижением товара или услуги. Также сами требования формулируются достаточно обобщенно, шаблонно. Навыки близки к тем, наличие которых требуется у ассистента маркетолога. Самым главным отличием является то, что для маркетолога важно наличие практического опыта. Для директора по маркетингу требования формулируются достаточно узко и конкретно, в зависимости от специфики отрасли и деятельности компании, для анализа вакансий они были обобщены. Также в большинстве случаев сами должности формулируются более конкретно: руководитель отдела маркетинга В2В, руководитель отдела didgital маркетинга, руководитель отдела рекламы, директор по маркетингу и PR и т. д. Что касается ключевых навыков, то для директора по маркетингу важен уже не только практический опыт в сфере маркетинга, но еще и управленческие навыки, наличие опыта на руководящей должности. Для директора большое значение имеет персональная эффективность, которая включает в себя стратегическое, системное мышление, решение проблем и принятие решений.

Таким образом, каждая из профессий включает в себя определенный набор профессиональных и надпрофессиональных компетенций, который постоянно увеличивается в процессе перехода на следующую ступень карьерной лестницы.

В сравнении с компетенциями, отмеченными студентами второго курса, и требованиями, которые предъявляют работодатели, есть некоторые различия. Например, студенты особо подчеркнули навык «стрессоустойчивость», в то время как работодатели не отметили ее критическую значимость. Возможно, для студентов большое количество ситуаций является стрессом. Это обусловлено тем, что со многими ситуациями в своей жизни в силу возраста студенты сталкиваются впервые, в то время как работодатели — более опытные люди. Многие ситуации уже не вызывают у них подобный стресс и тревогу, а значит, значимость компетенции «стрессоустойчивость» снижается. Исходя из этого, работодателям и университетам стоит уделить особое внимание эмоциональному состоянию молодых сотрудников, которым может быть трудно адаптироваться в новой для себя реальности и в ситуациях повышенной нагрузки. Студентам же следует осознать, что многие ситуации необходимо прожить для извлечения опыта, который позволит снизить стресс от подобных ситуаций в дальнейшем.

Таким образом, практическая значимость состоит в том, что важно сформировать понимание в процессе осуществления и развития профессиональных и надпрофессиональных компетенций обучающихся, что в дальнейшем сможет предотвратить опасные для рынка труда и начинающих специалистов проблемы, вызванные недостаточным пониманием требований работодателей к профилю выпускника и начинающего специалиста.

Литература:

  1. Игрунова О. М. Практикум по дисциплине «Маркетинговые исследования». Учебное пособие. — М.: ООО «Русайнс», 2023. — 144С.
  2. Игрунова О. М. Маркетинг своими руками: учебное пособие / О. М. Игрунова. — Москва: РУСАЙН, 2021. — 192 с.
  3. Игрунова О., Манакова Е., Прима Я. Маркетинговые исследования: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2017. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ассистент маркетолога, вакансия, маркетинг, директор, маркетолог, навык, смысловое облако результатов ответа, окончание университета, рынок труда, смысловое облако.


Ключевые слова

компетенции, профессиональные компетенции, стрессоустойчивость, высшее образование, требования, вакансии, маркетолог, надпрофессиональные компетенции, ассистент маркетолога, директор по маркетингу, смысловое облако, ключевые навыки

Похожие статьи

Развитие профессиональной квалификации специалистов в крупных торговых компаниях

В статье дается оценка требований, предъявляемых крупными торговыми компаниями, к квалификации специалистов на рынке труда. На основе результатов исследования составлен портрет востребованных специалистов для розничной сети. В статье описывается р...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей

В статье описываются актуальные проблемы подготовки молодых специалистов под запрос работодателя. Какие задачи стоят перед образовательным учреждением для повышения качества подготовки выпускников, которые в дальнейшем будут удовлетворять потребности...

Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях

В статье обозначена роль оценки soft skills кандидатов при приеме на работу и рассмотрена фактическая распространенность оценки данной категории навыков с помощью личностных опросников.

Карьерное консультирование сотрудников для формирования кадрового резерва компании

Представлены понятия кадрового резерва и карьерного консультирования сотрудников. Отражены особенности консультирования персонала по вопросам карьеры. Проведено исследование отношения руководителей к карьерному консультированию сотрудников для формир...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Особенности управления человеческими ресурсами в салоне красоты

В статье рассматриваются социально-психологические особенности управления человеческими ресурсами в компаниях индустрии красоты: важность эмоционального и эстетического труда как части профессиональной деятельности специалистов салона красоты, необхо...

Из опыта проведения стресс-интервью как эффективной технологии отбора персонала

Статья посвящена исследованию методики проведения стрессового интервью как эффективной технологии отбора персонала и его практическому применению. Исследование снабжено опросом службы исследований HeadHunter, анализом опыта проведения стресс-интервью...

Сравнительный анализ отношения к специальности студентов-первокурсников и выпускников

В исследовании мы рассмотрели процесс профессионального самоопределения студентов. В данной статье представлены результаты аналитики мнений о будущей специальности студентов 1-го курса и представлений выпускников вуза.

Похожие статьи

Развитие профессиональной квалификации специалистов в крупных торговых компаниях

В статье дается оценка требований, предъявляемых крупными торговыми компаниями, к квалификации специалистов на рынке труда. На основе результатов исследования составлен портрет востребованных специалистов для розничной сети. В статье описывается р...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей

В статье описываются актуальные проблемы подготовки молодых специалистов под запрос работодателя. Какие задачи стоят перед образовательным учреждением для повышения качества подготовки выпускников, которые в дальнейшем будут удовлетворять потребности...

Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях

В статье обозначена роль оценки soft skills кандидатов при приеме на работу и рассмотрена фактическая распространенность оценки данной категории навыков с помощью личностных опросников.

Карьерное консультирование сотрудников для формирования кадрового резерва компании

Представлены понятия кадрового резерва и карьерного консультирования сотрудников. Отражены особенности консультирования персонала по вопросам карьеры. Проведено исследование отношения руководителей к карьерному консультированию сотрудников для формир...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Особенности управления человеческими ресурсами в салоне красоты

В статье рассматриваются социально-психологические особенности управления человеческими ресурсами в компаниях индустрии красоты: важность эмоционального и эстетического труда как части профессиональной деятельности специалистов салона красоты, необхо...

Из опыта проведения стресс-интервью как эффективной технологии отбора персонала

Статья посвящена исследованию методики проведения стрессового интервью как эффективной технологии отбора персонала и его практическому применению. Исследование снабжено опросом службы исследований HeadHunter, анализом опыта проведения стресс-интервью...

Сравнительный анализ отношения к специальности студентов-первокурсников и выпускников

В исследовании мы рассмотрели процесс профессионального самоопределения студентов. В данной статье представлены результаты аналитики мнений о будущей специальности студентов 1-го курса и представлений выпускников вуза.

Задать вопрос