Roadmap IT-специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 10.04.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Гаврилов, А. Д. Roadmap IT-специалиста / А. Д. Гаврилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112729/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор пытается определить наиболее универсальный подход к систематизации, актуализации и приоритезации технологий, требуемых в профессиональной деятельности IT-специалистов различных направлений, вводит концепцию Rodmap.

Ключевые слова: информационные технологии, IT-специалисты, компетенции IT-специалистов, рынок труда информационных технологий, подготовка IT-специалистов.

Введение

В настоящее время происходит глобальная цифровизация в сфере экономики, образования, здравоохранения, бизнеса, политики и других всеобъемлющих сферах жизни. Множество людей различных профессий, возрастов и статусов устремилось в сферу информационных технологий. Их привлекает высокая стоимость труда, комфортные условия работы и возможность использования творчества в профессиональной деятельности. Однако все эти преимущества обусловлены как правило специфическим и узконаправленным умственным трудом, нацелены на максимальный результат и требуют высокого темпа работы. Все эти особенности ведут к определенным требованиям и изначальным навыками, которым должен соответствовать специалист того или иного направления.

Когда студент выбирает ту или иную специальность, ему необходимо понять, какие навыки от него потребуются для будущей профессиональной деятельности. В научных публикациях, статьях, монографиях, в том числе опубликованных в сети интернет, упоминается и рассматривается множество технологий, необходимых специалистам. Однако, чтобы определить ключевой набор, необходимый для той или иной специальности, часто уходит определенное время. Также необходимо расставить приоритеты между технологиями, чтобы студент мог постепенно и планомерно обучаться, а не пытался освоить технологию, для которой нужен ряд начальных знаний. Чтобы расставить приоритеты, также необходимы дополнительные знания и временные ресурсы.

1. Определение методологий для исследования по теме « Roadmap IT -специалиста »

Была сформулирована тема исследования:

«Roadmap IT-специалиста».

Выявлена проблема исследования:

При выборе и обучении той или иной специальности из сферы информационных технологий есть проблема затраты большого количества времени и появлении ошибок при структуризации, актуализации и приоритезации технологических компетенций.

Была поставлена следующая цель исследования:

Проанализировать требования рынка труда информационных технологий и выдвинуть концепцию, позволяющую систематизировать и актуализировать данные требования, а также определять их приоритет.

Были определены следующие задачи:

— Проанализировать подходы к структурированию, актуализации и приоритезации технологий по ключевым специальностям в IT-отрасли;

— Сформулировать общие понятия концепции Roadmap;

Объект исследования: Технологические компетенции по специальностям IT сферы.

Предмет исследования: Структуризация, актуализация, приоритезация языков программирования, фреймворков, концепцией, платформ, программ и других технологий .

Гипотеза исследования : Проанализировав нижеописанные источники и проведя дополнительный поиск материалов можно будет предложить решение кратно уменьшающее время составление учебного плана, убирающее ошибки и выставляющее приоритет профессиональным компетенциям.

2. Анализ предметной области

Для более конструктивного анализа по теме Roadmap IT-специалиста, необходимо рассмотреть подход к самой проблеме с разных сторон.

В статье «Анализ спроса на компетенции в области информационных технологий от лидирующих российских компаний» авторы Л. А. Константинова и И. В. Крамаренко, ссылаясь на сервис HeadHunter, выделяют до 35 должностей для IT-специалистов и делят их по 6 ключевым направлениям: ИТ-разработка, дизайн и создание контента, менеджмент и маркетинг, аналитика, обслуживание и поддержка ИТ-проектов, прикладные ИТ-специальности. Также в статье приводится пример компании Яндекс и ее направления: бэкенд-разработчик, разработчик машинного обучения, инженер по тестированию, разработчик интерфейсов, разработчик мобильных приложений для операционной системы IOS, разработчик мобильных приложений для операционной системы Android, DevOps инженер, разработчик мобильных приложений, разработчик фулстек, системный разработчик, разработчик баз данных. Автор приводит анализ технологических требований как в общем виде, так и по отдельной специальности.

В статье «Спрос на навыки на рынке труда в сфере информационных технологий», опубликованной в 2020 г. ( https://cyberleninka.ru/article/n/spros-na-navyki-na-rynke-truda-v-sfere-informatsionnyh-tehnologiy ), А. А. Терников проводит анализ спроса на навыки рынка информационных технологий. Автор вводит термин ЗУН и отражает его показатели на двух аналитических рисунках. В статье ЗУН определяется как «Совокупность знаний, умений и навыков (англ. skills, далее — ЗУН), предъявляемых работодателями, является одним из наиболее информативных показателей для оценки спроса на рынке труда, представляя собой описание компетенций, требуемых в различных профессиональных областях (англ. occupations»). На рисунке 1 показан ТОП-50 ЗУН по профессиональным группам в выборке IT сектора.

ТОП-50 ЗУН по профессиональным группам в выборке IT сектора

Рис. 1. ТОП-50 ЗУН по профессиональным группам в выборке IT сектора

В статье «Повышение уровня подготовки IT-специалистов на основе анализа требований рынка труда», опубликованной в 2019 г. ( https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-podgotovki-it-spetsialistov-na-osnove-analiza-trebovaniy-rynka-truda ), авторы отмечают, что существует существенный разрыв между теоретической подготовкой в высших учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности. По мнению авторов современный уровень динамики развития IТ-технологий может привести к ситуации, когда содержание теоретической части дисциплины полностью соответствует требованиям стандартов, но практическая часть, определяемая составом изучаемых программных продуктов, не выдерживает критики с точки зрения востребованности у работодателей.

Р. И. Нуретдинов в своей статье «Востребованность компетенций молодых специалистов среднего уровня профессионального образования в области информационных технологий рынком труда» поднимает следующий вопрос: какие ключевые качества молодого специалиста важны для будущего работодателя? Пытаясь ответить на данный вопрос, автор утверждает, что работодатель требует умения определенной «направленности», знания уже определенных средств разработки от программистов. Ему необходимы программисты, способные работать уже в сложившихся условиях, с учетом уже тех средств и технологий, с помощью которых реализуются проекты компании. Например, в «типовой» вакансии «программист в АО «Силовые машины»» описаны следующие требования к соискателю: знания скриптового языка JavaScript и библиотек jQuery, AngularJS и BackboneJS; знание баз данных MySql и MongoDB и т. д. Такие «узкие» требования государственными регламентирующими документами не определяются и образовательные учреждения решают вопрос наполнения учебных программ самостоятельно в рамках их составления. Таким образом, мы видим, что образовательные организации при составлении рабочих программ дисциплин должны не только обеспечивать профессиональную подготовку студентов фундаментальными знаниями, но и точно понимать, какие технологии и средства разработки актуальны. Более того, какие из них будут актуальны в будущем для обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

3. Концепция Roadmap

Для того, чтобы описать концепцию Rodmap, стоит более подробно рассказать о самих требованиях, выдвигаемых к специалистам в сфере IT.

Опишем подробно ключевые из них:

Теоретические сведения — базовые концепции той или иной специальности, которые как правило относятся к одной или нескольким предметным областям, но их понимание необходимо для грамотного использования множества инструментов: языков программирования, операционных систем, фреймворков, библиотек и т. д.

Операционные системы — наборы программ, которые обеспечивают управление и взаимодействие систем компьютера между собой, а также позволяют пользователю работать со своим оборудованием. Понимание работы операционных систем необходимо для множества специальностей и упрощает взаимодействие со многими языками программирования и программами.

Языки программирования — это формальные знаковые системы, на которых пишут компьютерные программы. Они являются наборами разнообразных правил и команд. Язык программирования необходим множеству специальностей и является базовым знанием для использования фреймворка соответствующего данному языку.

Фреймворки — программные платформы, определяющие структуру программной системы, программное обеспечение, облегчающие разработку и объединение разных компонентов большого программного проекта. Фреймворки необходимы множеству специальностей и завязаны на конкретный язык программирования. Часто меняющаяся и пополняющаяся категория.

Библиотеки — программные реализации, предоставляющие функционал для решения конкретных проблем. Библиотеки предназначены для того, чтобы разработчику не приходилось от проекта к проекту повторять большое количество похожего кода, это в свою очередь ускоряет время разработки и стандартизирует ее. Библиотеки отличаются в зависимости от языков программирования и фреймворков.

Системы управления базами данных — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных. Понимание той или иной системы управления базами данных необходимо для множества специальностей в сфере информационных технологий.

Программы и прочие инструменты — это готовые средства для реализации тех или иных функций, среди них: текстовые и графические редакторы, различные консоли, окружения, хостинг сервисы, системы контроля версий. Каждая из специальностей обладают большим набором перечисленных средств. Это самая большая, часто пополняющаяся и меняющаяся категория.

Все вышеописанные технологические требования по отдельности и в различных наборах описываются в научных статьях и публикациях, а также представлены в виде неструктурированной, неформализованной информации в открытых источниках в сети «Интернет», но в научных источниках не существует единых актуальных приоритизированных структурированных наборов требований под конкретные ключевые специальности IT сферы. Из-за этого человеку приходится искать, структурировать и приоритизировать актуальную информацию самому, что требует большого количества времени и может быть подвержено ошибкам в связи с малой осведомленностью в той или иной направленности информационных технологий.

Roadmap является решением данной проблемы. Суть решения состоит в том, что квалифицированной специалист IT отрасли приоритезирует, графически изображает, так называемую Roadmap, являющуюся структурированной последовательностью технологических требований, которой в последствии может воспользоваться будущий студент.

Такая реализация решает проблему возможных ошибок и экономит время множества начинающих студентов. Рассмотрим Roadmap более подробно.

Roadmap представляет собой диаграмму из 20–100 различных технологических требований в зависимости от конкретной специальности и детализации диаграммы. Во множестве из них описывается только название необходимых технологий, но есть и диаграммы, в которых и сами технологии декомпозируются на более мелкие технические блоки. Rodmap имеет древовидную структуру, технологии в которой соединены между собой узлами. На рисунке 2 представлен Roadmap Blockhain разработчика.

Roadmap Blockhain разработчика

Рис. 2. Roadmap Blockhain разработчика

Основные особенности Roadmap диаграммы:

Названия в большинстве случаях вписываются в прямоугольники;

Чтобы показать последовательность между технологиями, используются изогнутые линии;

Чтобы показать вариативность выбора технологий, используются линии с пунктиром;

При большой вариативности появляется основная последовательность и большое количество пунктирных узлов;

Заключение

Исходя из всего вышеперечисленного, можно выдвинуть предположение о том, что потребность в структурированном актуализированном описании набора технологических требований специалистов есть. При этом в научной среде не так много работ, подчеркивающих и пытающихся решить описанную проблему.

Анализ IT-рынка показал, что есть необходимость автоматизированного и динамического анализа требований к специалистам IT-отрасли. Обзор анализа компетентности работников показал, что отсутствуют структурированные и актуализированные требования к IT-специалистам. Разработан алгоритм генерации требований к IT-специалистам на основе концепции Roadmap. Отличительной особенностью предложенного алгоритма является детализация IT-компетенций при структуризации и приоритезации технологий, которыми должен владеть IT-специалист того или иного направления.

Литература:

  1. Л. А. Константинова и др. Анализ спроса на компетенции в области информационных технологий от лидирующих российских компаний. Л. А. Константинова, Крамаренко И. В., URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sprosa-na-kompetentsii-v-oblasti-informatsionnyh-tehnologiy-ot-lidiruyuschih-rossiyskih-kompaniy (дата обращения: 05.04.2024).
  2. А. В. Гаврилов и др. Повышение уровня подготовки IT-специалистов на основе анализа требований рынка труда. А. В. Гаврилов, С. В. Куликова, Голкина Г. Е., URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-podgotovki-it-spetsialistov-na-osnove-analiza-trebovaniy-rynka-truda (дата обращения: 05.04.2024).
  3. Терников А. А. и др. Спрос на навыки на рынке труда в сфере информационных технологий. / Терников А. А., Александрова E. A., URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spros-na-navyki-na-rynke-truda-v-sfere-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 05.04.2024).
  4. Нуредтинов Р. И. Востребованность компетенций молодых специалистов среднего уровня профессионального образования в области информационных технологий рынком труда. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vostrebovannost-kompetentsiy-molodyh-spetsialistov-srednego-urovnya-professionalnogo-obrazovaniya-v-oblasti-informatsionnyh (дата обращения: 05.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): множество специальностей, рынок труда, язык программирования, разработчик, специальность, требование, IOS, анализ спроса, баз данных, операционная система.


Ключевые слова

информационные технологии, IT-специалисты, компетенции IT-специалистов, рынок труда информационных технологий, подготовка IT-специалистов

Похожие статьи

Внедрение BIM-технологий: революция в образовательном процессе

В статье автор рассматривает внедрение технологий информационного моделирования (BIM) в образовательный процесс.

Анализ уровня зрелости бизнес-процессов организаций, функционирующих на медиарынке в России

В статье авторы пытаются провести комплексную оценку зрелости бизнес-процессов в медийных агентствах.

Влияние информационных систем управления машиностроительным предприятием на процессные инновации в контексте стандарта ISA-95

В статье автор пытается определить роль информационных систем управления машиностроительным предприятием, используя стандарт ISA-95 и функциональную модель предприятия.

К вопросу о требованиях к моделированию сети деловых процессов на базе IDEF0 в системах менеджмента качества на современном промышленном предприятии

Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.

Информационные технологии в компании: использование и результат

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Интеллектуальный анализ данных и бизнес-аналитика в 2024 году

В статье автор рассматривает современные технологии интеллектуального анализа данных и бизнес-аналитики, их роль в повышении эффективности бизнес-процессов, а также российские платформы для интеграции данных.

Роль дистанционных технологий в образовании

Цель работы заключается в определении роли дистанционных технологий в современном образовании. Для реализации цели работы даны определение современного образования, дистанционного обучения, приведена статистика объема рынка дистанционного образования...

Формирование бренда предприятия в сфере HoReCa

В научной статье рассматриваются сложившиеся авторские подходы к восприятию понятия «бренд» и «брендирование». Разграничиваются существующие подходы на составляющие. Научная новизна статьи заключается в разработке инструментария на основе опыта бренд...

Похожие статьи

Внедрение BIM-технологий: революция в образовательном процессе

В статье автор рассматривает внедрение технологий информационного моделирования (BIM) в образовательный процесс.

Анализ уровня зрелости бизнес-процессов организаций, функционирующих на медиарынке в России

В статье авторы пытаются провести комплексную оценку зрелости бизнес-процессов в медийных агентствах.

Влияние информационных систем управления машиностроительным предприятием на процессные инновации в контексте стандарта ISA-95

В статье автор пытается определить роль информационных систем управления машиностроительным предприятием, используя стандарт ISA-95 и функциональную модель предприятия.

К вопросу о требованиях к моделированию сети деловых процессов на базе IDEF0 в системах менеджмента качества на современном промышленном предприятии

Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.

Информационные технологии в компании: использование и результат

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Интеллектуальный анализ данных и бизнес-аналитика в 2024 году

В статье автор рассматривает современные технологии интеллектуального анализа данных и бизнес-аналитики, их роль в повышении эффективности бизнес-процессов, а также российские платформы для интеграции данных.

Роль дистанционных технологий в образовании

Цель работы заключается в определении роли дистанционных технологий в современном образовании. Для реализации цели работы даны определение современного образования, дистанционного обучения, приведена статистика объема рынка дистанционного образования...

Формирование бренда предприятия в сфере HoReCa

В научной статье рассматриваются сложившиеся авторские подходы к восприятию понятия «бренд» и «брендирование». Разграничиваются существующие подходы на составляющие. Научная новизна статьи заключается в разработке инструментария на основе опыта бренд...

Задать вопрос