В статье рассматривается понятие управленческих компетенций и определяются социально-психологические условия для их развития. Какими навыками должен обладать технический сотрудник ИТ-отдела, чтобы стать достойным управленцем и какие условия необходимо обеспечить для развития компетенций? Цель статьи: выявить недостающие управленческие навыки сотрудников ИТ-отделов и описать необходимые социально-психологические условия. Методологию исследования составляют анализ и обобщение литературы в сфере информационных технологий и психологии, научно- исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом.
Ключевые слова: управленческие компетенции, ИТ-сфера, навыки управления, социально-психологические условия.
По словам Г. Гартнера, управление информационными технологиями (ИТ) — это набор процессов, которые обеспечивают эффективное и действенное использование ИТ для достижения организации своих целей. Как правило, ответственность за управление ИТ несут руководители высшего звена. Но все чаще это управление делегируется менеджерам информационных отделов [7].
Для управления ИТ-отделом необходимы те же основные навыки управления бизнесом, которые требуются для управления любым другим бизнес-подразделением (лидерство, межличностные отношения, коммуникация, планирование, организация, управление, администрирование, управление ресурсами) [4]. Но, помимо основных управленческих навыков, ИТ-менеджеру необходимо обладать несколькими дополнительными, обусловленными сложностью информационных технологий, быстрыми темпами появления новых технологий и уникальными навыками, необходимыми для разработки и администрирования различных систем.
Для того, чтобы определить недостающие управленческие компетенции (навыки) ИТ-сотрудников, претендующих на должность менеджера, было проведено исследование. В исследовании приняло участие 45 респондентов мужского пола — сотрудники ИТ-отделов, выполняющие технические функции и проявившие желание перейти на управленческую должность. Респондентам предлагалось пройти опрос и экспресс-диагностику профессионально-деятельностных ограничений руководителя (М.Вудюк, Д.Френсис) [6]. В опроснике приведено 42 утверждения, которые демонстрируют сильные и слабые стороны сотрудника как у руководителя. Для наглядности, результаты опроса (слабые стороны) представлены на рисунке 1.
Рис.1. Слабые стороны сотрудников ИТ-отделов (экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя)
Был проведен анализ ответов респондентов, полученных при экспресс-диагностике и опросе, включающем проверку знаний следующих аспектов: цели и задачи организации; ключевые продукты; особенности отрасли, в которой функционирует компания; основы делового общения; аналитические способности. На основе анализа сформирован список недостающих управленческих знаний сотрудников ИТ-сферы (табл. 1).
Таблица 1
Недостающие управленческие знания сотрудников ИТ-сферы
Знание/навык |
Содержание |
Количество респондентов (45) |
Опыт использования продукта в качестве конечного потребителя |
Разработчики не пользуются конечным продуктом и не могут оценить его рентабельность, дизайн, удобство использования и т. д. Их интересует только техническая сторона вопроса. |
5 |
Аналитика |
Одна из основных задач менеджера — оценить функцию продукта, выявить достоинства и недостатки на основе собранных данных. Для этого нужны экономические знания. |
13 |
Выстраивание взаимоотношений |
Общение с инвесторами, акционерами, клиентами, согласование изменений и другие коммуникативные задачи. |
7 |
Знание целей компании и положение дел в отрасли |
Руководитель ИТ-службы Университета штата Аризона Г. Уишон утверждает: «Если вы будете ориентироваться исключительно на технологию, не понимая, какие цели стоят перед бизнесом, вы не сможете затем на эту технологию опираться, — указал Г. Уишон. — Чтобы выдавать рекомендации по выбору технических решений, нужно хорошо ориентироваться в проблемах, которые приходится решать компании» [8]. |
16 |
Умение влиять на людей |
ИТ-менеджеру нужно уметь убеждать других в правильности своей точки зрения и предлагаемых решениях. Он должен продемонстрировать ценность того или иного проекта и сплотить людей, подразделения и поставщиков вокруг общей цели. «Важнейшим качеством эффективного ИТ-директора является умение отразить те ценности, которые информационные технологии открывают перед бизнесом, и подчеркнуть вклад ИТ-подразделения в общий успех организации», — отметил Г. Уишон [8]. |
3 |
Умение управлять собой |
Навки саморегуляции. |
5 |
Умение обучать |
Создание благоприятных условий для личного роста сотрудников, а также определение возможностей каждого отдельного работника, поиск приемлемых средств для их раскрытия и проведение постоянных консультаций [5]. |
6 |
Способность творчески решать проблемы |
Творчество как реальная и острая потребность практики развития, антипод бюрократизации, технократизма, излишней централизации управления, консерватизма, догматизма. В то же время оно способствует проявлению инициативности, самостоятельности, заинтересованности. |
7 |
Условия — это основные элементы и характеристики окружающей среды, в которых происходит процесс развития личности. В процессе развития профессиональных компетенций выделяют следующие социально-психологические условия: необходимые и достаточные. Рассмотрим их более подробно.
Необходимые условия — это условия развития личности, включающие в себя внутренние объективные закономерности развития личности. Примером данных условий может служить мотивация сотрудника, активная направленность, ценности и смыслы, профессиональный имидж.
Требования к профессиональному имиджу сотрудников ИТ-сферы претерпели большие изменения за последние 10 лет. Раньше у данных сотрудников не было необходимости устанавливать личный контакт с окружающими, так как наблюдался дефицит компетентных сотрудников и им отводилась исключительно техническая роль. В настоящее время, процент конкурентоспособных сотрудников в сфере информационных технологий значительно вырос и практических знаний в отрасли становится недостаточно.
Мы провели опрос пяти руководителей организаций Красноярска и Санкт-Петербурга, которые ответили на ряд вопросов, связанных с наймом ИТ-сотрудников и влиянии имиджа.
Были получены следующие результаты исследования:
- 80 % руководителей вывели значимость имиджа сотрудника ИТ-сферы. По их мнению, сейчас нет никакого значения в том, кого они собеседуют: менеджер, программист, бухгалтер. Любой сотрудник должен выглядеть опрятно и стильно. Цель — увеличение профессиональных связей и их улучшение. Внешний облик делового человека является наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим людям и т. д. Внешний вид оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению.
- 100 % руководителей отметили важность наличия навыков делового общения сотрудников ИТ-сферы. В 21 веке программист должен уметь не только продать техническое оборудование, но и научить им пользоваться. Раньше конфликтность и некоммуникабельность сотрудников данной отрасли списывали на психологические особенности, сейчас же на рынке появляются открытые специалисты, которые умеют общаться тактично, поэтому требования стали выше.
К необходимым условиям относится внутренняя и внешняя мотивация сотрудников. В современном менеджменте выделяют два вида мотивации: внешняя и внутренняя. Под внешней мотивацией предполагается стимулирование сотрудников фирмы. Факторами внешней мотивации обычно выступают: зарплата, поощрительные бонусы, льготы и т. д. Если же говорить о внутренней мотивации, то здесь мы будем понимать стремления и цели, которые исходят от самого человека [1, с.432].
Стимулирование сотрудников ИТ-сферы материальными средствами считается неэффективным, так как заработная плата на рынке достаточно высокая. Мотивирование возможно через следующие психологические ценности: власть и признание (запрос самих сотрудников на переход в управление).
Наряду с мотивацией и имиджем важное значение имеет активность самих сотрудников. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и её изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности [2, с.336].
Активность сотрудника характеризуется целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, эмоциональностью, инициативностью и ситуативностью. Активность соотносится с деятельностью, обнаруживает её динамичность, движение. Профессиональная активность есть важнейшее качество личности, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями [3, с.127].
Достаточные условия развития в своей основе имеют причины, основания и противоречия развития. К достаточным условиям развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы относится организационная культура.
В заключение можно сделать вывод, что технический сотрудник ИТ-отдела, претендующий на роль менеджера, должен обладать следующими управленческими качествами: умение управлять собой, наличие четких личных ценностей, способность к саморазвитию, способность творчески решать проблемы, умение влиять на людей, умение обучать, знание продукта и целей компании. Для развития управленческих компетенций необходимо обеспечить следующие социально-психологические условия: необходимые (мотивация сотрудника, активная направленность, ценности и смыслы, профессиональный имидж) и достаточные (развитие орагинзациооной культуры). Следует отметить, что дальнейшие исследования будут направлены на создание программы по созданию социально-психологических условий для развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы.
Литература:
- Аширов Д. А. Управление персоналом. — М.: Проспект, 2008. — 581 с;
- Зеер Э. Ф. Психология профессий.. — М.: Академический Проект, 2005. — 399 с;
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с;
- Понятие менеджмента и его характерные черты // StudFiles. URL: https://studfiles.net/preview/2890801 (дата обращения: 24.09.2019);
- Рыженкова И. А. Полный курс MBA. Профессиональные навыки менеджера. — М.: Эксмо, 2011. — 228 с;
- Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя // GURUTESTOV.RU. URL: http://www.gurutestov.ru/test/220 (дата обращения: 24.09.2019);
- IT Management: Principles and Software // IT manager Daily. URL: http://www.itmanagerdaily.com/it-management (дата обращения: 06.08.2019);
- Six features of a successful CIO // OSP. URL: https://www.osp.ru/cio/2013/05/13035714 (дата обращения: 30.08.2019).