Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Сегодня, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос, только конкурентоспособный специалист востребован на рынке труда. Рыночные условия, а также — расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника вуза требует от учебного заведения значительного повышения качества его образования, выводя на первый план такую характеристику выпускника, как «конкурентоспособность». Поэтому целью данного эксперимента является изучение состояния учебно-воспитательного процесса, степени соответствия его результатов требованиям стандартов образования и обоснование целесообразности совершенствования содержания и организации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста в сфере экономической деятельности.
На основе поставленной цели, перед нами стоит задача: выявить степень достаточности овладения студентами социально-экономическими знаниями, умениями, владения основными понятиями [1].
Для реализации поставленной задачи нам потребовалось разработать критерии, показатели степени сформированности изучаемых параметров, спроектировать диагностическую программу изучения социально значимых и профессионально важных качеств студентов. В нашем эксперименте приняли участие студенты-старшекурсники Государственного Аграрного Университета Северного Зауралья, обучающихся по направлениям подготовки: «Менеджмент», «Экономика», «Товароведение» (всего 280 человек). Обследование проводилось в период с 2011 по 2015 год.
Для оценки степени сформированности знаний и умений, личных качеств, участия в деятельности применялись когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный критерии. В соответствии с критериально-уровневым подходом дифференцировались низкий, средний и высокий уровни сформированности измеряемых параметров.
Когнитивный критерий включает предметные знания, владение понятиями, терминами, методами маркетингового исследования — то, что составляет ядро профессиональной компетентности специалиста.
Мотивационно-ценностный критерий определяет профессиональные интересы, мотивы, направленность личности, ценностные ориентации.
Для измерения уровня знаний применялись контрольные срезы, тестирование, опросы, терминологические диктанты.
Результаты выражались по пятибалльной шкале, а также с помощью коэффициента успешности (количество правильных ответов). Высокий уровень — 1,0–0,8; средний — 0,7–0,5; низкий — 0,4–0,3.
Мотивы, интересы, ценностные ориентации измерялись через отношение к объектам.
Диагностика саморегуляции личности осуществлялась по методике Ю. А. Миславского [2].
В ходе эксперимента изучались уровни усвоения знаний, владения понятиями в области дисциплин общекультурного блока, экономики.
Выбор диагностируемых разделов знаний осуществлялся на основе положений междисциплинарного подхода, определяющего единство общей и профессиональной культуры, являющихся основой для овладения специальными знаниями, умениями.
Результаты диагностики уровня специальных знаний — о сущности, функциях маркетинга представлены в таблице 1.
Таблица 1
Степень осведомлённости студентов осущности, функциях маркетинга
Содержание знаний |
Уровни знаний, в% |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Сущность, содержание маркетинга |
20 |
46 |
34 |
Отличие маркетинга от обычной производственно-сбытовой деятельности |
60 |
31 |
9 |
Маркетинговые методы управления |
58 |
33 |
9 |
Окружающая среда маркетинга, контролирующие факторы |
45 |
40 |
15 |
Организационные формы, структура маркетинга |
60 |
21 |
19 |
Система стратегического планирования маркетинга |
65 |
36 |
18 |
Сущность, этапы, методы маркетинговых исследований |
32 |
40 |
28 |
Цель, задачи, организация службы маркетинга |
25 |
41 |
34 |
Политика ценообразования |
23 |
42 |
35 |
Методы исследования конкурентного преимущества фирмы |
42 |
50 |
8 |
Оценка конкурентоспособности специалиста-экономиста |
23 |
58 |
19 |
Система знаний в области маркетинга — одна из наиболее сложных в блоке специальной подготовки, так как требует не только широкого кругозора, но и овладения соответствующим понятийным аппаратом, знаниями терминологии, алгоритмов расчетов, порядка применения специальных методик, умений применять теоретические знания на практике, еще более глубокой, интенсивной самостоятельной работы, высоко развитого экономического мышления. Именно в этой области студенты испытывают наибольшие затруднения. И в то же время студенты, уже имеющие опыт работы в организациях, где применяется маркетинг, обнаруживают более развитые умения и навыки, более точно приводят примеры из практики [5].
Трудности студенты испытывают в установлении отличий маркетинга от производства и сбыта (60 %); в знаниях маркетинговых методов управления (58 %), в знаниях организационных форм маркетинга (60 %).
Таблица 2
Степень сформированности у студентов знаний, умений вобласти менеджмента
Содержание знаний |
Уровни знаний, в% |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Менеджмент как система управления |
30 |
53 |
17 |
Экономические аспекты менеджмента |
38 |
54 |
8 |
Методы менеджмента |
36 |
44 |
20 |
Организационный менеджмент |
38 |
54 |
8 |
Менеджмент качества и ресурсоемкости товара |
32 |
52 |
16 |
Управление персоналом |
24 |
69 |
7 |
Инновационный менеджмент |
35 |
60 |
5 |
Методы анализа и прогнозирования управленческого решения |
45 |
50 |
5 |
Финансовый менеджмент |
32 |
50 |
18 |
Психология и социология менеджмента |
46 |
44 |
10 |
Менеджмент как элемент культуры |
42 |
45 |
13 |
Система ценностей и убеждений |
45 |
40 |
15 |
Подготовка студентов по менеджменту включает наиболее сложный комплекс теоретических и практических дисциплин, способных «обеспечить профессиональную деятельность людей по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора» [3]. Именно деятельность менеджера направлена на принятие и реализацию конкурентоспособных решений.
В области менеджмента студенты испытывают наибольшие трудности в усвоении теоретических знаний по таким разделам как: «инновационный менеджмент» (45 %), «психология и социология менеджмента» (46 %), «Система ценностей и убеждений» (45 %), «Методы анализа и прогнозирования управленческого решения» (45 %).
В среднем около четверти опрошенных обнаружили низкий уровень знаний (микроэкономика) по таким разделам, как «факторы спроса: индивидуальный и рыночный» (30 %), «рынок капитала» (26 %), «монополистическая конкуренция» (25 %) «экономические циклы» (29 %). Качественный анализ показал, что слабость обнаруживается там, где материал предлагался для самостоятельного изучения. Это позволяет сделать вывод о том, что у студентов недостаточно развиты умения и навыки самостоятельной работы, несформировано категориальное мышление. В то же время знания таких тем, как «располагаемый личный доход» (60 %), «потребление и сбережение»(56 %), «совокупный спрос и предложение» (58 %), «безработица и ее формы» (49 %), у половины опрошенных имеют достаточно высокий уровень, что позволяет говорить о высокой личной мотивации при их изучении, осведомленности об указанных явлениях, полученных вне формального образования.
Таблица 3
Степень сформированности у студентов экономических знаний
Содержание знаний |
Уровни знаний, в% |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Микроэкономика Закон конкуренции и экономии времени |
15 |
40 |
45 |
Факторы спроса: индивидуальный и рыночный |
30 |
50 |
20 |
Эффективность конкурентных рынков |
22 |
53 |
25 |
Рыночная власть |
20 |
54 |
26 |
Монополистическая конкуренция |
25 |
52 |
23 |
Рынок труда |
19 |
52 |
29 |
Рынок капитала |
26 |
46 |
28 |
Неравенство |
18 |
48 |
34 |
Внешние эффекты и общественные блага |
23 |
50 |
27 |
Макроэкономика Национальная экономика и ВВП |
15 |
55 |
30 |
Национальный доход |
13 |
44 |
43 |
Располагаемый личный доход |
13 |
27 |
60 |
Безработица и ее формы |
16 |
35 |
49 |
Экономические циклы |
29 |
41 |
30 |
Совокупный спрос и предложение |
10 |
32 |
58 |
Потребление и сбережение |
15 |
29 |
56 |
Бюджетно-налоговая политика |
16 |
56 |
28 |
Экономический рост и развитие |
13 |
44 |
43 |
Банковская система |
26 |
52 |
22 |
Таким образом, получаемые студентами экономические знания несут преимущественно абстрактный характер, недостаточно связаны с реальными проблемами, которые придется решать в будущей профессиональной деятельности.
Для достижения целостности подготовки, развития экономического мышления и поведения целесообразно ориентироваться не столько на полноту изучаемой дисциплины, сколько, на междисциплинарный подход. Проблемное обучение должно строиться в контексте будущей профессиональной деятельности, что требует поиска усиления практической составляющей в структуре подготовки специалистов.
Успешность экономической подготовки зависит от эффективности экономического воспитания, повышения мотивации к учебно-профессиональной деятельности, применения специального комплекса мер по повышению профессиональной направленности [4].
Литература:
- Виноградова М. В. Педагогические условия и факторы совершенствования процесса подготовки конкурентоспособного специалиста // Агропродовольственная политика России, 2012.- № 9.- с 31.
- Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. — М.: Педагогика, 1991. –152 с
- Фатхутдинов, Р. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высш. образование в России. — 1999. — № 2. — с. 18–22.
- Якобюк Л. И., Виноградова М. В. Основные тенденции развития высшего профессионального образования в контексте глобализации. Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно — практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований» / Одесса: КУПРИЕНКО, 2013 — № 3. Т. 20 — С. 55–59
- http://bib.convdocs.org