В статье автор рассматривает разные виды транспортного шеринга.
Ключевые слова : райдшеринг, каршеринг, код-шеринг.
В последние годы набирают популярность совместное потребление или по-другому (sharing) шеринг. К транспортному шерингу относятся райдшеринг, каршеринг и код-шеринг
Каршеринг
Каршеринг (carsharing — от англ. «машина» и «делиться») — это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией. Обычно его используют для коротких внутригородских поездок.
Данный сервис приобрел популярность не так давно, хотя его история насчитывает несколько столетий. Каршеринг очень похож на классическую систему аренды автомобиля. Идея создания этого сервиса заключается в возможности аренды на краткосрочный период. С помощью приложений на смартфоне можно быстро найти по геолокации максимально близкий автомобиль и арендовать его. Безусловно, подобная система очень удобна и является альтернативой общественному транспорту и такси. Ценообразование выходит дороже, чем общественный транспорт, но дешевле, чем такси, так как в основном идет поминутная тарификация. Важно отметить, что не существует единого закона, который бы устанавливал конкретные условия для аренды машины путем каршеринга. Сами компании, дающие машины в аренду, устанавливают ценз на возможность использования их системы, у каждого автопарка свои условия. Кто-то может предоставить в аренду клиенту с необходимым стажем и возрастом, а кто-то не имеет каких-либо требований [3, с.158].
Привлекательность такого предложения заключается в том, что в крупных городах гораздо выгоднее взять машину в аренду на несколько часов, нежели пользоваться услугами такси [5, с.139] Однако, проанализировав содержание договоров нескольких наиболее известных компаний в этой сфере (Делимобиль, Belka Car, You Drive), можно обнаружить много юридических коллизий, которые не согласуются с общими положениями об аренде, а также нормами о прокате — ведь именно с ним, на первый взгляд, больше всего схож каршеринг. Основным видом деятельности организаций, оказывающих услуги каршеринга (OOO «Каршеринг Руссия, АО «Каршеринг», ООО «Яндекс.Драйв», OOO «НТС»), по ОКВЭД является аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств. Согласно п. 2.1 договора ООО «Каршеринг Руссия» (Делимобиль), под предметом договора понимается следующее:
Арендодатель обязуется в порядке, определенном Договором, предоставлять Клиенту ТС по его запросу во временное (до 24 часов) владение и пользование (аренда) ТС без оказания услуг по управлению ТС, оказывать услуги по бронированию ТС, а Клиент обязуется пользоваться ТС в соответствии с требованиями (условиями) настоящего Договора и приложений к нему, своевременно оплачивать арендную плату, плату за бронирование, надлежащим образом исполнять иные условия Договора.
Определяя правовую природу данного договора, необходимо обратиться к его преамбуле, где указано, что он не является договором проката и публичной офертой. На основании ст. 428 ГК РФ он является договором присоединения. Особенностью данного договора является то, что автомобили сдаются в аренду для потребительских целей, как при прокате, однако отсутствие такого признака, как «публичность», исключает определение каршеринга по ст. 626 ГК РФ (договор проката). Но, нужно заметить, что далеко не у всех компаний в договоре определено, что они не являются публичными, так, в договоре АО «Каршеринг» содержится лишь указание на ст. 421 ГК РФ (свобода договора) и ст. 428 ГК РФ (договор присоединения).
Райдшеринг
В современном мире происходит развитие электронных систем и информационных технологий, упрощающих жизнь общества, появляются новые объекты, возникают не существовавшие ранее общественные отношения, такие как отношения райдшеринга (карпулинга) — отношения, связанные с перемещением пассажиров в заранее определенном направлении. В своей статье Дерюгина Т. В. определяет райдшеринг как «совместное передвижение с использованием частного транспортного средства по заранее оговоренному маршруту водителя и попутчиков, найденных путем размещения оферты с использованием информационно-коммуникационной сети, где водитель и попутчики объединены общей целью перемещения в пункт назначения и минимизации расходов, направленных на достижение этой цели». Наличие электронного информационного посредника и отсутствие цели извлечения прибыли являются существенными признаками для квалификации возникающих договорных отношений, как райдшеринг (самые популярные сервисы поиска попутчиков в России BlaBlaCar.ru и BeepCar.ru) [2,с.40]
Райдшеринг имеет две главные цели. Первая, как и в договоре перевозки, связана с перемещением в определенный пункт назначения. При этом у лица, управляющего транспортным средством, по договору перевозки цель — доставить пассажиров в пункт назначения, а в райдшеринге данную цель преследуют все попутчики, включая лицо, управляющее транспортным средством. Вторая цель заключается в экономии денежных средств путем образования суммарного капитала для покрытия фактических затрат на эксплуатацию транспортного средства для перемещения в пункт назначения.
Код-шеринг
В соответствии со ст. 423 ГК РФ коммерческие договоры, как договоры, заключаемые в процессе предпринимательской деятельности, направлены на извлечение сторонами определенной выгоды и всегда носят возмездный характер. В авиакомпании примером коммерческого договора может служить договор Код-Шеринг. «Практика код-шеринга широко распространена в гражданской авиации и основана на соглашениях, заключаемых между авиаперевозчиками. Код-шеринг (совместная эксплуатация рейсов) — форма сотрудничества между авиакомпаниями, когда одно направление обслуживается двумя или несколькими перевозчиками. При этом одна из авиакомпаний непосредственно выполняет рейс, а другая авиакомпания является партнером на направлении с правом продажи билетов на рейс под собственным кодом» [4, с.168].
Соглашение о код-шеринге можно считать стратегически важным аспектом улучшения состояния авиакомпаний в данной экономически непростой ситуации. Код-шеринг является далеко не новым инструментом в работе авиакомпаний, еще в 1967 году был совершен первый полет по код-шеринговому соглашению, однако оно было заключено между двумя американскими перевозчиками: Henson Airlines и Allegheny Airlines. Особую популярность код-шеринг начал обретать после отмены государственного контроля на рынке авиаперевозок США в 1970 году, далее практика распространилась и на международные рынки. Термин «код-шеринг» был введен в 1989 году, годом позднее международные рейсы с использованием код-шеринга стали регулярными для авиакомпаний Qantas (Австралия) и American Airlines (США). Популярность код-шеринга начала расти, но всеобщее признание инструмент получил с появлением авиационных альянсов.
Термин код-шеринг означает совместное использование. Например, несколько авиакомпаний продают билеты под своим собственным брендом и под своим номером рейса в рамках своего расписания. Однако выполняет рейс только одна из них.
Для того, чтобы разобраться с понятием, можно представить, что на табло показано 4 разных авиакомпании, которые продали билеты на одно и тоже время и в один и тот же пункт назначения. У каждого из перевозчиков этот рейс обозначен собственным кодом и выполняется под собственным брендом. Однако по факту здесь нет четырех разных самолетов — перелет будет осуществлять одна авиакомпания. Это и есть код-шеринговый перелет.
Большинство крупных авиакомпаний сегодня имеют код-шеринговые соглашения с другими перевозчиками, а совместное использование кода является ключевой особенностью крупных альянсов авиакомпаний.
Основная цель использования код-шеринга состоит в возможности:
1) получить прибыль с помощью арбитража (Арбитраж в данном случае представляет собой извлечение прибыли из-за разницы в ценах на авиабилеты оперирующей и маркетинговой авиакомпании);
2) расширить географию полетов за счет партнеров, не привлекая дополнительные ресурсы (авиатехника, затраты на персонал, обслуживание в аэропорту и так далее);
3) получить доступ на новые рынки (новые направления полетов);
4) увеличить количество рейсов на определенных направлениях и гибко менять это количество;
5) кроме того, код-шеринг позволяет сохранить лояльность клиентов.
Важно отметить, что не все код-шеринговые соглашения заключаются исключительно между партнерами по альянсу. Помимо использования кода авиакомпании на рейсе, выполняемом оперирующей авиакомпанией, соглашения о совместном использовании кода всегда включают в себя базовый набор операционных и коммерческих соглашений.
Выделяют три типа код-шеринга:
1) параллельные операции (parallel operations),
2) стыковочные операции (connecting operations),
3) односторонние операции (unilateral operations).
Параллельный код-шеринг используется, если авиакомпании осуществляют полеты по одному направлению, и партнеры могут использовать коды друг друга наряду с собственными; оперирующим партнером может стать любой из перевозчиков, или они могут меняться согласно условиям соглашения. Стыковочные операции предполагают, что авиаперевозчик не работает по этому направлению, но обеспечивает стыковочные рейсы. (Разница между рейсами по код-шеринговому соглашению и классическим стыковочным рейсом состоит в способе его продажи: при бронировании код-шерингового рейса будет отображаться только один перевозчик.) Односторонние операции означают, что маркетинговая авиакомпания не совершает полеты по данному направлению, а всего лишь использует бренд оперирующего партнера для привлечения большего числа пассажиров на свои рейсы.
Рассматривая данный процесс, можно выделить 7 этапов.
1) Авиакомпании должны разработать проект основного текста соглашения о код-шеринге наряду с приложениями к нему;
Основные положения код-шеринговых соглашений включают:
- Список маршрутов.
- Определение доли мест на рейсе для каждого партнера.
- Ценообразование и комиссионные выплаты.
- Технические и эксплуатационные требования.
- Безопасность и охрана.
- Обслуживание пассажиров и процедуры в аэропорту.
- Ответственность, компенсация и страхование.
- Маркетинг.
- Контроль качества.
2) Подготовка соглашения происходит при тесном сотрудничестве с основными отделами компании. При подготовке к заключению соглашения в каждой авиакомпании создается рабочая группа, в которую входят представители отделов [6];
3) Следующим этапом проводятся переговоры с авиакомпанией-партнером, на которых важно согласовать условия с целью подписания соглашения;
4) Во время переговорного процесса возможно появление дополнительных условий по существенным пунктам соглашения;
5) После урегулирования всех разногласий соглашение подписывается;
6) Передается на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
7) При положительном решении авиакомпания внедряет рейсы в свою систему и начинает действовать в качестве одной из сторон договора. В некоторых случаях заключение код-шеринговых соглашений способствует кооперации авиакомпаний и в других областях.
Код-шеринговые соглашения с юридической точки зрения являются коммерческими соглашениями (контрактами) между маркетинговыми и оперирующим перевозчиками. Их нужно отличать от более широких отношений, лежащих в основе альянсов авиакомпаний. Членство в альянсе подразумевает ряд взаимных обязательств, которые выходят далеко за рамки требований код-шеринга (например, обычно требуется взаимное участие в программе для часто летающих пассажиров).
Основная цель применения код-шеринговых соглашений состоит в повышении экономической эффективности. Не только средние, но даже крупные авиакомпании не могут позволить себе увеличивать количество рейсов (что, несомненно, приводит к снижению цен на авиабилеты и увеличению операционных расходов). Иногда присутствие на рынке нескольких авиакомпаний нерентабельно, а с помощью совместного использования рейсов авиакомпании могут оптимизировать свои издержки на мало загруженных маршрутах и получить долю рынка. Код-шеринговые соглашения способствуют сохранению международных связей компаний, что может способствовать стабилизации ситуации ввиду значительного сокращения пассажиропотока [1, с.25–26].
Литература:
- Аксенова, Е. В. Процесс подготовки и заключения соглашения о код-шеринге / Современные проблемы управления в сфере внешнеэкономической деятельности: III Международная научная конференция студентов и аспирантов: сборник статей, Москва, 01 ноября 2020 года -Выпуск 76. — Москва: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2021.
- Дерюгина, Т. В. Правовая природа договора райдшеринга (карпулинга) / Т. В. Дерюгина, С. Р. Дерюгина // Власть Закона. — 2020. — № 1(41).
- Никитин, А. А. Актуальные проблемы сервиса «каршеринг» / А. А. Никитин // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации: Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции, Уфа, 12 декабря 2023 года. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2023.
- Прозванченков, А. В. Договорная система в авиакомпании /Ленинградский юридический журнал, 2018. — № 1(51).
- Филиппов, С. А. Каршеринг как новое явление в гражданском праве Российской Федерации / С. А. Филиппов, П. О. Переярина // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2019. — № 3(128).
- Организационная структура ПАО «Аэрофлот» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/structure_of_company/structure (дата обращения 16.08.2024).