Автоматические шумомеры как эффективный способ борьбы с акустическим загрязнением в крупных городах (на примере проекта закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенного Московской городской Думой) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 23.08.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Шермазанов, В. Б. Автоматические шумомеры как эффективный способ борьбы с акустическим загрязнением в крупных городах (на примере проекта закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенного Московской городской Думой) / В. Б. Шермазанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117287/ (дата обращения: 01.09.2024).



Статья посвящена проблеме акустического загрязнения в крупных городах и анализу эффективности использования автоматических шумомеров как инструмента борьбы с этим явлением. На примере законодательной инициативы Московской городской Думы рассматриваются правовые аспекты внедрения систем автоматической фиксации нарушений допустимого уровня шума от транспортных средств. Автор анализируют текущее состояние проблемы, существующие механизмы контроля и предлагаемые изменения в законодательстве. Рассматриваются преимущества автоматизированных систем фиксации, включая объективность, непрерывность мониторинга и превентивный эффект.

Ключевые слова: тишина и покой граждан, законодательство субъектов РФ, санитарно-эпидемиологическое благополучие, автоматические шумомеры, административное право, системы фотовидеофиксации

Акустическое загрязнение в современных урбанизированных агломерациях представляет собой комплексную экологическую и социально-правовую проблему, оказывающую существенное негативное воздействие на качество жизни городского населения [1]. Особую актуальность данная проблематика приобретает в контексте мегаполисов, таких как город федерального значения Москва, где высокая плотность населения коррелирует с интенсивностью транспортных потоков. Среди множества антропогенных источников урбанистического шумового фона особое место занимает акустическое воздействие, производимое автомототранспортными средствами, в частности, транспортными средствами с модифицированными системами выпуска отработавших газов. Данная проблема требует комплексного подхода и эффективных правовых механизмов регулирования, одним из которых может стать введение в действие автоматизированных систем фиксации превышения допустимых уровней шума.

Согласно статистическим данным, озвученных в ходе заседания комиссии Московской городской Думы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам, на территории города Москвы зарегистрировано более 3,8 миллионов легковых автомобилей и свыше 160 тысяч грузовых транспортных средств, при этом ежедневный транзитный поток составляет более 600 тысяч дополнительных транспортных единиц [2] [3]. Особую обеспокоенность вызывают случаи эксплуатации транспортных средств с неисправными или модифицированными системами выпуска отработавших газов, такими как «прямоточные глушители», а также использование высокомощных транспортных средств с повышенным уровнем акустического шума. Необходимо отметить, что даже единичный случай проезда такого транспортного средства в жилой зоне в ночное время суток может привести к значительному превышению предельно допустимых уровней шума, установленных санитарно-эпидемиологическими нормативами, что негативно сказывается на состоянии здоровья и благополучии жителей.

Существующая в настоящее время процедура выявления и документирования правонарушений, связанных с превышением допустимого уровня шума транспортными средствами, характеризуется высокой степенью бюрократизации и низкой эффективностью [5]. Согласно действующему порядку, уполномоченное должностное лицо органов внутренних дел (полиции) обязано остановить транспортное средство, предположительно являющееся источником повышенного шума, и инициировать процедуру направления его на экспертизу в специализированную лабораторию для получения экспертного заключения о модификации выпускной системы и превышении допустимого уровня шума выпуска отработавших газов. Очевидно, что данный механизм не обеспечивает оперативного реагирования на правонарушения и эффективного противодействия проблеме акустического загрязнения. Более того, такая процедура создает дополнительную нагрузку на правоохранительные органы и потенциально может приводить к возникновению конфликтных ситуаций между участниками дорожного движения и сотрудниками органов внутренних дел.

Анализ действующего законодательства показывает, что нормативно-правовая база предусматривает ответственность за нарушение тишины и покоя граждан, в том числе с использованием транспортных средств [4]. Однако, как отмечается в аналитических материалах Московской городской Думы, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры административной ответственности (предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей) являются недостаточными и не обеспечивают эффективного превентивного воздействия на потенциальных правонарушителей. Данное обстоятельство обусловлено тем, что стоимость технической модификации двигателя и системы выпуска отработавших газов транспортного средства или установки мощной аудиосистемы может варьироваться от нескольких десятков тысяч до миллиона рублей и более. В таких условиях незначительный размер административного штрафа не является адекватным сдерживающим фактором для владельцев дорогостоящих транспортных средств.

В контексте правового регулирования акустического загрязнения в урбанизированной среде наиболее целесообразным представляется внедрение систем автоматической фиксации — специализированных шумомеров. Данные технические средства представляют собой комплексы фото-видео-фиксации, интегрированные с направленными микрофонами высокой чувствительности. Предполагается, что такие устройства будут осуществлять непрерывную видео- и аудиозапись, автоматически идентифицируя транспортные средства, являющиеся источниками акустического воздействия, превышающего установленные нормативы. Автоматические шумомеры функционируют на основе принципа непрерывного мониторинга уровня звукового давления с синхронной фиксацией видеоизображения и государственных регистрационных знаков транспортных средств [8]. При выявлении превышения допустимого уровня шума система автоматически формирует материалы, необходимые для составления протокола об административном правонарушении.

Введение автоматических шумомеров в систему правового регулирования акустического загрязнения имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, это позволяет минимизировать субъективный фактор и коррупциогенные риски при фиксации правонарушений. Автоматизированная система характеризуется беспристрастностью и не подвержена внешнему влиянию со стороны потенциальных правонарушителей, что особенно актуально в контексте того, что нарушители зачастую эксплуатируют дорогостоящие транспортные средства и могут предпринимать попытки оказания давления на должностных лиц правоохранительных органов. Во-вторых, такие системы обеспечивают возможность осуществления круглосуточного мониторинга без необходимости постоянного присутствия сотрудников органов внутренних дел, что способствует оптимизации использования кадровых ресурсов. В-третьих, автоматические шумомеры гарантируют объективность фиксации правонарушений за счет использования сертифицированного измерительного оборудования, что минимизирует риск оспаривания результатов измерений в судебном порядке. Наконец, сам факт функционирования таких систем создает превентивный эффект, способствуя снижению количества правонарушений, так как участники дорожного движения будут информированы о возможности автоматической фиксации превышения допустимого уровня шума выпуска отработавших газов.

В контексте растущей проблемы акустического загрязнения особого внимания заслуживает законодательная инициатива Московской городской Думой [6]. Данная инициатива представляет собой комплексный подход к решению проблемы повышенного уровня шума от транспортных средств и предлагает ряд инновационных мер, включая использование автоматических средств измерения уровня шума — шумомеров. На примере этого предложения мы имеем возможность детально рассмотреть потенциальные изменения в правовом регулировании акустического загрязнения и проанализировать эффективность предлагаемых мер. Данная инициатива служит отправной точкой для более широкого научного исследования проблемы и возможных путей ее решения в масштабах всей страны.

Для эффективной введения в действие систем автоматической фиксации правонарушений, связанных с превышением допустимого уровня шума, необходимо внесение соответствующих изменений в действующее законодательство. В частности, требуется внесение ряда поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прежде всего, необходимо законодательно закрепить возможность фиксации административных правонарушений, связанных с нарушением тишины и покоя граждан, с помощью автоматических средств измерения уровня шума, совмещенных с системами фото- и видеофиксации (так называемых «автоматических шумомеров»). Это позволит использовать автоматические шумомеры и обеспечить юридическую силу доказательств, полученных с их помощью. В контексте процессуальных аспектов производства по делам об административных правонарушениях предлагается распространить специальный упрощенный порядок на случаи фиксации нарушений с помощью автоматических шумомеров. Это позволит оптимизировать процедуру привлечения к ответственности и обеспечить неотвратимость наказания за совершение данных правонарушений.

Особый интерес представляет идея введения дифференцированного подхода к определению размера административного штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя. Данный подход основывается на предположении о том, что уровень шума, производимого транспортным средством, коррелирует с этими параметрами. Так, мотоциклы и грузовые транспортные средства, как правило, производят больший уровень шума, чем легковые автомобили, а у спортивных автомобилей с высокой мощностью двигателя уровень производимого шума еще выше. В рамках предлагаемых изменений рассматривается возможность установления максимального размера штрафа для граждан в размере до тридцати тысяч рублей. Такой подход обеспечит соразмерность наказания тяжести совершенного правонарушения и финансовым возможностям правонарушителей.

Кроме того, представляется обоснованным предусмотреть возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства с демонтированными или модифицированными системами выпуска отработавших газов двигателя в случае нарушения тишины и покоя граждан в ночное время суток. Данная мера позволит оперативно пресекать противоправные деяния и предотвращать их рецидив.

Реализация предлагаемых изменений потребует внесения корректировок в ряд статей КоАП РФ, в том числе в статьи 1.5, 2.6 1 , 3.5, 8.23, 27.13, 28.1, 28.6, 29.5, 29.6 и 29.10. Эти изменения затрагивают как материальные, так и процессуальные нормы административного законодательства.

В контексте рассматриваемой проблемы шумового загрязнения от транспортных средств особую значимость приобретает вопрос эффективности административно-правового регулирования в данной сфере. Опираясь на теоретические разработки в области административного права [10], можно выделить ряд ключевых факторов, определяющих результативность правоприменительной практики в сфере контроля за соблюдением норм о допустимом уровне шума. К таким факторам следует отнести: соответствие нормативно-правовой базы реальным потребностям общества и актуальным технологическим возможностям; наличие четкой и непротиворечивой системы правовых норм; оперативность и эффективность процедур выявления и фиксации правонарушений; обеспечение надлежащего порядка рассмотрения дел и назначения административных наказаний; последовательность правоприменительной практики и реальную исполнимость налагаемых санкций; а также комплексное сочетание мер административной ответственности с другими механизмами социального регулирования и технического контроля. Учет этих факторов при разработке и внедрении новых правовых механизмов, таких как использование автоматических шумомеров, позволит повысить общую эффективность борьбы с акустическим загрязнением в городской среде.

Процесс внедрения систем автоматической фиксации правонарушений, связанных с превышением допустимого уровня шума, должен сопровождаться комплексом организационно-правовых мероприятий, направленных на повышение эффективности их функционирования. В первую очередь, необходимо разработать и принять соответствующие изменения не только в федеральное законодательство, но и в законодательство субъектов Российской Федерации, регламентирующие порядок использования автоматических шумомеров. Это обеспечит формирование единой правовой основы для их применения на всей территории страны с учетом региональной специфики. Целесообразным также переставляется провести пилотное внедрение систем автоматической фиксации на отдельных участках улично-дорожной сети с последующим анализом эффективности и корректировкой методологии применения. Такой подход позволит выявить потенциальные технические и организационные проблемы и оптимизировать функционирование систем перед их масштабным внедрением.

Важным аспектом является разработка технических регламентов и стандартов для автоматических шумомеров, а также процедуры их метрологической аттестации и сертификации. Это необходимо для обеспечения единообразия и достоверности результатов измерений, а также для минимизации рисков оспаривания результатов фиксации в рамках судебного производства. Кроме того, целесообразно организовать информационно-просветительскую кампанию, направленную на повышение осведомленности граждан о негативных последствиях акустического загрязнения и мерах юридической ответственности за нарушение тишины и покоя. Такая кампания может включать размещение социальной рекламы, реализацию образовательных программ в образовательных организациях различного уровня, а также распространение информационных материалов через средства массовой информации и социальные сети.

Применение автоматических шумомеров в сочетании с совершенствованием нормативно-правовой базы позволит значительно повысить эффективность правового регулирования в сфере противодействия акустическому загрязнению в урбанизированной среде и улучшить качество жизни городского населения. Данные меры не только будут способствовать снижению уровня шумового воздействия в ночное время суток, но и окажут положительное влияние на формирование культуры ответственного поведения водителей и владельцев транспортных средств. В долгосрочной перспективе это может привести к общему снижению уровня акустического загрязнения в городах, что положительно отразится на состоянии здоровья населения, качестве сна и общем психологическом благополучии жителей мегаполисов [9].

В заключение следует отметить, что эффективное правовое регулирование акустического загрязнения требует комплексного подхода, и внедрение автоматических шумомеров является одним из ключевых элементов данной стратегии [7]. Необходимо также уделять внимание совершенствованию градостроительного законодательства, развитию технологий шумоизоляции зданий и сооружений, стимулированию использования электромобилей и других малошумных видов транспорта. Только сочетание технико-юридических, организационно-правовых и социальных мер позволит создать комфортную городскую среду, в которой конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, включая право на тишину и покой, будут эффективно защищены.

Литература:

1. World Health Organization. Environmental Noise Guidelines for the European Region. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2018. URL: https://www.who.int/europe/publications/i/item/9789289053563.

2. Московская городская Дума. Заседание комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам [Видео]. YouTube, 27 сентября 2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8hi4jPuVx-0.

3. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ». Отчет «Парк ТС в РФ». 2024. URL: https://www.autostat.ru/research/product/489/.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.07.2024). Статья 8.23 // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). ст. 1.

5. ГОСТ 33997–2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки. М.: Стандартинформ, 2017.

6. Проект федерального закона № 245000–8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СОЗД ГАС «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/245000–8.

7. European Environment Agency. Environmental noise in Europe — 2020. EEA Report No 22/2019. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. URL: https://www.eea.europa.eu/publications/environmental-noise-in-europe.

8. Alías, F., & Socoró, J. C. (2017). Description of anomalous noise events for reliable dynamic traffic noise mapping in real-life urban and suburban environments. Applied Sciences, 7(2), 146

9. Basner, M., Babisch, W., Davis, A., Brink, M., Clark, C., Janssen, S., & Stansfeld, S. (2014). Auditory and non-auditory effects of noise on health. The Lancet, 383(9925), 1325–1332

10. Майоров В. И. Оценка эффективности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в области дорожного движения // Полицейское право. 2007. № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): акустическое загрязнение, допустимый уровень шума, средство, транспортное средство, Московская городская Дума, правовое регулирование, административный штраф, комплексный подход, нормативно-правовая база, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос