В статье рассматривается литературная рождественская сказка Э. Т. А. Гофмана, проводится подробный анализ содержания учебника по русской литературе для 6 класса, в котором изучается данная сказка. Авторами статьи определяется роль сказки в творческом развитии школьников среднего звена, приводится методика работы над произведением.
Ключевые слова: литературный жанр, календарная литература, художественное произведение, сказка, способ изучения, школа, критическое мышление, творчество.
Сказка — уникальный жанр, в котором отражаются особенности картины мира определенного этноса. В сказках присутствуют универсальные и специфические признаки культурного кода: национальные, моральные, социальные, религиозные ментальные традиции.
В последние годы внимание исследователей сосредоточено на изучении такой разновидности сказки как литературная сказка. Литературная сказка характеризуется не только наличием авторства, опорой на древнейшие архетипы и ориентацией на жанры народной сказки, но и на ассимиляцию элементов предшествующей культурной традиции. К жанру литературной сказки относятся произведения Э. Т. А. Гофмана, Ч. Диккенса, Л. Кэролла, О. Генри, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро, П. Трэверс, А. С. Пушкина, А. Н. Толстого и др. Многие из перечисленных писателей посвятили свои сказки Рождеству, что положило развитию такой разновидности литературной сказки как рождественская сказка. Рождественская сказка (рождественский, или святочный рассказ) — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы [1, с. 45]. В отличие от традиционного повествования рождественская сказка (рассказ) обладает следующими жанровыми признаками:
— события происходят в канун или в само Рождество;
— небольшой объем и ограниченное количество персонажей;
— в начале произведения главный герой — отрицательный персонаж;
— должна произойти встреча с чудесным или необычным;
— в конце рассказа главный персонаж меняется в лучшую сторону [2, с. с. 78].
Целью данной статьи является анализ учебника по русской литературе для 6 класса, определения роли сказки в литературном развитии школьников среднего звена. В школьной образовательной программе по литературе теме Рождества уделяется особое внимание. Так, в учебнике для 6 класса по русской литературе (часть I) под ред. Бодровой Е. В. к изучению представлена литературная рождественская сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» [3, с. 139].
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822) признается автором, который во многом стал «завершающим» представителем немецкого романтизма, поэтому научный интерес к его творчеству актуален до сих пор. В своих новеллах и романах он осуществил значительную ироническую переоценку наследия немецких романтиков. Однако многочисленные исследования, посвященные его творчеству в контексте немецкого романтизма (научные труды А. В. Карельского, Ф. П. Федорова, Н. Я. Берковского, Д. Л. Чавчанидзе, С. В. Тураева и др.), практически не обращаются к известной сказке «Щелкунчик и Мышиный Король» (1816). Тем не менее, это произведение, безусловно, является самым известным среди широкой читательской аудитории. Если творчество его современников Шамиссо, Тика и Новалиса вызывают скорее академический интерес, то Гофман остается привлекательным для читателя и накануне XXI века. Фантастический мир, созданный воображением писателя, завораживает реальностью измысленных фантасмагорий, причудливостью образов и мистическим ужасом безумных видений [4].
Гофман передает нам уроки морали — о тех этических принципах, которые принято считать нормами в обществе и которые обязаны направлять поведение людей. Мы все знаем о том, что важно проявлять доброту, относиться к другим с вниманием и чуткостью, поддерживать ближнего в трудные моменты, защищать тех, кто слаб, не обманывать, и с отвагой отстаивать справедливость. Персонажи «Щелкунчика» действуют именно в соответствии с этими принципами.
В начале изучения темы «Э.Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»» дается параграф «Сказочник из Германии», где подробно описывается биография писателя, анализируется его творческий путь. Затем для прочтения представлен текст сказки, который разбит на несколько глав, к каждой главе в рубрике «Анализируем прочитанное» сформулированы задания с применением приемов и стратегий критического мышления, критериального оценивания, теоретических (освоение теоретического материала) и практических методов (практические и творческие задания). Примечательно, что задания направлены на всестороннее и глубокое освоение текста сказки. Например, для первой главы сказки даны следующие задания:
- Прочитать первую главу сказки и подготовить краткий пересказ.
- Послушать и оценить пересказ одноклассника:
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Передано основное содержание текста |
Частично передано содержание текста |
Плохо передано содержание текста |
Ощущалось понимание |
Не всегда присутствовало понимание эмоций героев |
Эмоции героев не переданы |
Использовались мимика, жесты, эмоционально окрашенные слова |
Некоторые жесты были лишними |
Мимика и жесты не использованы |
- Прочитать историю традиции дарить на Рождество подарки и сравнить, как разные авторы изображают канун Рождества.
Традиция дарить подарки по случаю Рождества восходит к истории о трех волхвах, преподнесших в дар младенцу Иисусу золото, ладан и смирну. Одним из наиболее известных дарителей подарков на Рождество был святой Николай. Он готовил сюрпризы и для детей, и для взрослых, оставляя подарки в обуви, которая выставлялась у порогов домов.
В XIII веке французские монахини накануне дня святого Николая своими руками изготавливали и дарили подарки нуждающимся. Но только в XVIII веке дарение подарков стало одной из основных традиций Рождества.
- Познакомиться с отрывками из произведения О. Генри «Дары волхвов».
- Вспомни прочитанную главу из сказки Гофмана. Перенеси в тетрадь и заполни таблицу.
Герои О. Генри |
Вопросы |
Герои Э. Т. А. Гофмана |
Возраст персонажей |
||
Ждут ли они подарки? |
||
Готовы ли герои принять любой подарок |
- Используя материал урока, заполни пропуски словами.
Во все времена праздник… и все события вокруг него — это настоящее…. Дети ждут это время, потому что знают, что только в … возможно, казалось бы, невозможное. Но они взрослеют и понимают, что волшебниками становятся…. Это они во имя бескорыстной любви, победы добра, человеколюбия готовы….
- А ты любишь получать подарки на Рождество, Новый год или другие праздники? Вспомни самый памятный подарок в твоей жизни и напиши небольшой рассказ о том, как ты его получил.
- Как ты думаешь, какие подарки получат на Рождество Фриц и Мари — герои сказки Э. Т. А. Гофмана? Попробуй описать их или нарисовать.
Анализ учебной литературы показал, что задания по сказке Э. Т. А. Гофмана обладают интересом и разнообразием. В то же время современные условия жизни требуют от образовательной системы подготовки выпускников, способных к самостоятельному и оригинальному мышлению, умеющих добывать и анализировать знания в процессе творческой исследовательской деятельности. С учетом социально-экономических изменений и трансформации ценностей и потребностей общества, возросло значение творческой активности.
В этой связи для развития творческих способностей можно выработать следующие рекомендации и предложить некоторые приемы по работе с литературной рождественской сказкой в школе:
— Не утверждать, что в реальной жизни такие события или ситуации невозможны;
— Ставить проблемные вопросы, способствующие размышлению школьников над поступками персонажей, помогающие определить ценностное содержание сказки;
— Не переводить мораль сказки на уровень человеческих отношений, дидактизм сказки способствует тому, что дети сами сформулируют выводы;
— Пересказ должен быть близким к оригиналу и содержать эмоциональные акценты (грусть, радость, смех), а также содержать свойственные именно этой сказке выражения, устойчивые словосочетания, порядок слов, интонацию;
— Делать пересказ по иллюстрациям, сценарию, сохраняя речевые особенности сказки (зачин, повторы, концовка);
— Важно проводить чтение ролями, показывать картонных кукол, использовать кукольные выступления и теневой театр; инсценировка сказок помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности;
— На доске записать яркие определения и выражения, необходимые для пересказа.
Таким образом, работа над литературной рождественской сказкой в школе достаточно интересна и обширна, она способствует развитию познавательной и творческой активности учащихся. Кром того изучение зарубежной литературной сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» помогает развить кругозор учащихся, а также умение находить и сопоставлять международные сюжеты сказок, увидеть взаимосвязь между авторской сказкой и фольклорными традициями.
Литература:
- Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. -СПб.: Издательский отдел Языкового центра СПбГУ, 1995. — 258 с.
- Зенкевич С. И. Жанр святочного рассказа в творчестве Н. С. Лескова: дис.... канд. филологических наук. Санкт-Петербург, 2005.. — 224 с.
- Е. В. Бодрова, А. С. Франк, О. А. Кравченко, Л. В. Винникова, А. М. Кусаинова. Русская литература [Для 6 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения]: учебник — Алматы: Кітап, 2018. — 224 с.
- Сидорова С. Л. Эрнст Теодор Амадей Гофман и его произведение “Мастер Мартин-бочар и его подмастерья”. Система образов и особенности изображения // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // https://kopilkaurokov.ru/nemeckiy/meropriyatia/tiema-ernst-tieodor-amadiei-gofman-i-iegho-proizviedieniie-mastier-martin-bochar-i-iegho-podmastier-ia-sistiema-obrazov-i-osobiennosti-izobrazhieniia#google_vignette