Литературная сказка и ее изучение в современной казахстанской школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 20.08.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Абильдинова, Ж. Б. Литературная сказка и ее изучение в современной казахстанской школе / Ж. Б. Абильдинова, Еркемарал Сабиткызы. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117223/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается литературная рождественская сказка Э. Т. А. Гофмана, проводится подробный анализ содержания учебника по русской литературе для 6 класса, в котором изучается данная сказка. Авторами статьи определяется роль сказки в творческом развитии школьников среднего звена, приводится методика работы над произведением.

Ключевые слова: литературный жанр, календарная литература, художественное произведение, сказка, способ изучения, школа, критическое мышление, творчество.

Сказка — уникальный жанр, в котором отражаются особенности картины мира определенного этноса. В сказках присутствуют универсальные и специфические признаки культурного кода: национальные, моральные, социальные, религиозные ментальные традиции.

В последние годы внимание исследователей сосредоточено на изучении такой разновидности сказки как литературная сказка. Литературная сказка характеризуется не только наличием авторства, опорой на древнейшие архетипы и ориентацией на жанры народной сказки, но и на ассимиляцию элементов предшествующей культурной традиции. К жанру литературной сказки относятся произведения Э. Т. А. Гофмана, Ч. Диккенса, Л. Кэролла, О. Генри, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро, П. Трэверс, А. С. Пушкина, А. Н. Толстого и др. Многие из перечисленных писателей посвятили свои сказки Рождеству, что положило развитию такой разновидности литературной сказки как рождественская сказка. Рождественская сказка (рождественский, или святочный рассказ) — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы [1, с. 45]. В отличие от традиционного повествования рождественская сказка (рассказ) обладает следующими жанровыми признаками:

— события происходят в канун или в само Рождество;

— небольшой объем и ограниченное количество персонажей;

— в начале произведения главный герой — отрицательный персонаж;

— должна произойти встреча с чудесным или необычным;

— в конце рассказа главный персонаж меняется в лучшую сторону [2, с. с. 78].

Целью данной статьи является анализ учебника по русской литературе для 6 класса, определения роли сказки в литературном развитии школьников среднего звена. В школьной образовательной программе по литературе теме Рождества уделяется особое внимание. Так, в учебнике для 6 класса по русской литературе (часть I) под ред. Бодровой Е. В. к изучению представлена литературная рождественская сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» [3, с. 139].

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822) признается автором, который во многом стал «завершающим» представителем немецкого романтизма, поэтому научный интерес к его творчеству актуален до сих пор. В своих новеллах и романах он осуществил значительную ироническую переоценку наследия немецких романтиков. Однако многочисленные исследования, посвященные его творчеству в контексте немецкого романтизма (научные труды А. В. Карельского, Ф. П. Федорова, Н. Я. Берковского, Д. Л. Чавчанидзе, С. В. Тураева и др.), практически не обращаются к известной сказке «Щелкунчик и Мышиный Король» (1816). Тем не менее, это произведение, безусловно, является самым известным среди широкой читательской аудитории. Если творчество его современников Шамиссо, Тика и Новалиса вызывают скорее академический интерес, то Гофман остается привлекательным для читателя и накануне XXI века. Фантастический мир, созданный воображением писателя, завораживает реальностью измысленных фантасмагорий, причудливостью образов и мистическим ужасом безумных видений [4].

Гофман передает нам уроки морали — о тех этических принципах, которые принято считать нормами в обществе и которые обязаны направлять поведение людей. Мы все знаем о том, что важно проявлять доброту, относиться к другим с вниманием и чуткостью, поддерживать ближнего в трудные моменты, защищать тех, кто слаб, не обманывать, и с отвагой отстаивать справедливость. Персонажи «Щелкунчика» действуют именно в соответствии с этими принципами.

В начале изучения темы «Э.Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»» дается параграф «Сказочник из Германии», где подробно описывается биография писателя, анализируется его творческий путь. Затем для прочтения представлен текст сказки, который разбит на несколько глав, к каждой главе в рубрике «Анализируем прочитанное» сформулированы задания с применением приемов и стратегий критического мышления, критериального оценивания, теоретических (освоение теоретического материала) и практических методов (практические и творческие задания). Примечательно, что задания направлены на всестороннее и глубокое освоение текста сказки. Например, для первой главы сказки даны следующие задания:

  1. Прочитать первую главу сказки и подготовить краткий пересказ.
  2. Послушать и оценить пересказ одноклассника:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Передано основное содержание текста

Частично передано содержание текста

Плохо передано содержание текста

Ощущалось понимание

Не всегда присутствовало понимание эмоций героев

Эмоции героев не переданы

Использовались мимика, жесты, эмоционально окрашенные слова

Некоторые жесты были лишними

Мимика и жесты не использованы

  1. Прочитать историю традиции дарить на Рождество подарки и сравнить, как разные авторы изображают канун Рождества.

Традиция дарить подарки по случаю Рождества восходит к истории о трех волхвах, преподнесших в дар младенцу Иисусу золото, ладан и смирну. Одним из наиболее известных дарителей подарков на Рождество был святой Николай. Он готовил сюрпризы и для детей, и для взрослых, оставляя подарки в обуви, которая выставлялась у порогов домов.

В XIII веке французские монахини накануне дня святого Николая своими руками изготавливали и дарили подарки нуждающимся. Но только в XVIII веке дарение подарков стало одной из основных традиций Рождества.

  1. Познакомиться с отрывками из произведения О. Генри «Дары волхвов».
  2. Вспомни прочитанную главу из сказки Гофмана. Перенеси в тетрадь и заполни таблицу.

Герои О. Генри

Вопросы

Герои Э. Т. А. Гофмана

Возраст персонажей

Ждут ли они подарки?

Готовы ли герои принять любой подарок

  1. Используя материал урока, заполни пропуски словами.

Во все времена праздник… и все события вокруг него — это настоящее…. Дети ждут это время, потому что знают, что только в … возможно, казалось бы, невозможное. Но они взрослеют и понимают, что волшебниками становятся…. Это они во имя бескорыстной любви, победы добра, человеколюбия готовы….

  1. А ты любишь получать подарки на Рождество, Новый год или другие праздники? Вспомни самый памятный подарок в твоей жизни и напиши небольшой рассказ о том, как ты его получил.
  2. Как ты думаешь, какие подарки получат на Рождество Фриц и Мари — герои сказки Э. Т. А. Гофмана? Попробуй описать их или нарисовать.

Анализ учебной литературы показал, что задания по сказке Э. Т. А. Гофмана обладают интересом и разнообразием. В то же время современные условия жизни требуют от образовательной системы подготовки выпускников, способных к самостоятельному и оригинальному мышлению, умеющих добывать и анализировать знания в процессе творческой исследовательской деятельности. С учетом социально-экономических изменений и трансформации ценностей и потребностей общества, возросло значение творческой активности.

В этой связи для развития творческих способностей можно выработать следующие рекомендации и предложить некоторые приемы по работе с литературной рождественской сказкой в школе:

— Не утверждать, что в реальной жизни такие события или ситуации невозможны;

— Ставить проблемные вопросы, способствующие размышлению школьников над поступками персонажей, помогающие определить ценностное содержание сказки;

— Не переводить мораль сказки на уровень человеческих отношений, дидактизм сказки способствует тому, что дети сами сформулируют выводы;

— Пересказ должен быть близким к оригиналу и содержать эмоциональные акценты (грусть, радость, смех), а также содержать свойственные именно этой сказке выражения, устойчивые словосочетания, порядок слов, интонацию;

— Делать пересказ по иллюстрациям, сценарию, сохраняя речевые особенности сказки (зачин, повторы, концовка);

— Важно проводить чтение ролями, показывать картонных кукол, использовать кукольные выступления и теневой театр; инсценировка сказок помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности;

— На доске записать яркие определения и выражения, необходимые для пересказа.

Таким образом, работа над литературной рождественской сказкой в школе достаточно интересна и обширна, она способствует развитию познавательной и творческой активности учащихся. Кром того изучение зарубежной литературной сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» помогает развить кругозор учащихся, а также умение находить и сопоставлять международные сюжеты сказок, увидеть взаимосвязь между авторской сказкой и фольклорными традициями.

Литература:

  1. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. -СПб.: Издательский отдел Языкового центра СПбГУ, 1995. — 258 с.
  2. Зенкевич С. И. Жанр святочного рассказа в творчестве Н. С. Лескова: дис.... канд. филологических наук. Санкт-Петербург, 2005.. — 224 с.
  3. Е. В. Бодрова, А. С. Франк, О. А. Кравченко, Л. В. Винникова, А. М. Кусаинова. Русская литература [Для 6 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения]: учебник — Алматы: Кітап, 2018. — 224 с.
  4. Сидорова С. Л. Эрнст Теодор Амадей Гофман и его произведение “Мастер Мартин-бочар и его подмастерья”. Система образов и особенности изображения // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // https://kopilkaurokov.ru/nemeckiy/meropriyatia/tiema-ernst-tieodor-amadiei-gofman-i-iegho-proizviedieniie-mastier-martin-bochar-i-iegho-podmastier-ia-sistiema-obrazov-i-osobiennosti-izobrazhieniia#google_vignette
Основные термины (генерируются автоматически): литературная рождественская сказка, литературная сказка, мышиный король, рождественская сказка, русская литература, глава сказки, календарная литература, критическое мышление, литературный жанр, немецкий романтизм.


Похожие статьи

«Муки» педагогического творчества. Тактика работы с детьми-дошкольниками

В статье рассматривается личная позиция педагога, связанная с вопросами методики проведения музыкальных занятий в ДОУ. Главная идея статьи заключается в раскрытии своеобразия системы музыкального образования дошкольников.

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Патриотическое воспитание учащихся средствами русского языка

В данной статье представлены возможные формы работы с текстами-образцами на уроках русского языка, направленные на патриотическое воспитание учащихся. Автор рассмотрела и проанализировала материалы традиционного учебника по русскому языку для 5, 6 кл...

Образ учителя в школьной литературе и его актуальность в современном мире

Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

История изучения литературной сказки в отечественной школе

В данной статье произведен анализ исторического процесса включения литературной сказки в школьную программу России. Автор рассматривает цензурные препятствия на пути преподавания сказок в XIX и XX веках, а также исследует различные взгляды на ценност...

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор статьи описывает особенности работы с детьми начальной школы посредством сказок как одного из литературных жанров. Подчеркивается роль и место сказки в образовательном процессе начальной школы.

Духовно-воспитательное значение сказок в воспитании здорового ребенка

В статье идет речь о значении сказок — яркого образца народного устного творчества, в воспитании здорового ребенка, о творческой деятельности артистов в литературно-художественных и воспитательных программах в телевидении Узбекистана, в целях воспита...

Методика преподавания русской поэзии XX века на уроках литературы в 11-м классе

Данная статья посвящена методике преподавания современной русской поэзии на уроках литературы в 11-м классе общеобразовательной школы РК. В статье подробно проводится анализ учебника, выявляются основные этапы работы над лирическими произведениями, т...

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Похожие статьи

«Муки» педагогического творчества. Тактика работы с детьми-дошкольниками

В статье рассматривается личная позиция педагога, связанная с вопросами методики проведения музыкальных занятий в ДОУ. Главная идея статьи заключается в раскрытии своеобразия системы музыкального образования дошкольников.

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Патриотическое воспитание учащихся средствами русского языка

В данной статье представлены возможные формы работы с текстами-образцами на уроках русского языка, направленные на патриотическое воспитание учащихся. Автор рассмотрела и проанализировала материалы традиционного учебника по русскому языку для 5, 6 кл...

Образ учителя в школьной литературе и его актуальность в современном мире

Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

История изучения литературной сказки в отечественной школе

В данной статье произведен анализ исторического процесса включения литературной сказки в школьную программу России. Автор рассматривает цензурные препятствия на пути преподавания сказок в XIX и XX веках, а также исследует различные взгляды на ценност...

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор статьи описывает особенности работы с детьми начальной школы посредством сказок как одного из литературных жанров. Подчеркивается роль и место сказки в образовательном процессе начальной школы.

Духовно-воспитательное значение сказок в воспитании здорового ребенка

В статье идет речь о значении сказок — яркого образца народного устного творчества, в воспитании здорового ребенка, о творческой деятельности артистов в литературно-художественных и воспитательных программах в телевидении Узбекистана, в целях воспита...

Методика преподавания русской поэзии XX века на уроках литературы в 11-м классе

Данная статья посвящена методике преподавания современной русской поэзии на уроках литературы в 11-м классе общеобразовательной школы РК. В статье подробно проводится анализ учебника, выявляются основные этапы работы над лирическими произведениями, т...

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Задать вопрос