This article deals with the problems of understanding fiction by preschool children. The paper pays special attention to misunderstanding obsolete words being used in children's fiction works, gives as an example obsolete words from the works of K.Chukovsky, S.Marshak, H. C. Andersen and points out the necessity of forming the ability to perceive the fiction, recognizing content.
Keywords: preschool child, fiction, fictional work, fairy tale, perception, obsolete words, book.
В настоящее время современное общество предъявляет все новые и новые требования к личности ребенка дошкольного возраста. Дошкольнику необходимо обладать умениями воспринимать и анализировать информацию, быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, находить творческий подход к любым ситуациям. Художественная литература — один из наиболее важных источников развития личности ребенка дошкольного возраста. Конечно, в дошкольном возрасте ребенок не может сам выбирать книги и читать их, поэтому выбор литературы зависит от взрослого, а для родителей и воспитателей важно правильно и грамотно организовать процесс чтения. Готовность к восприятию художественной литературы дошкольниками формируется в условиях воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении [4, с. 708].
Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста — одно из важнейших средств формирования культуры поведения дошкольников, об этом пишут такие российские исследователи как В. И. Логинова, М. А. Саморукова, С. В. Петерина и другие. Низкий уровень культуры поведения является актуальной проблемой современного общества, поэтому так важно с ранних лет прививать детям чувство справедливости, учить уважительному отношению к другим людям и предметам окружающей действительности. Проблема восприятия художественной литературы дошкольниками так же является актуальной. Этот вопрос исследуют такие ученые как И. Л. Зимняя, Н. Г. Морозова, Н. Н. Светловская, Е. А. Флерина. В восприятии художественной литературы задействованы почти все познавательные процессы, художественная литература открывает для ребенка мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает представление о взаимозависимости общества и природы, определяет развитие познавательных процессов, помогает ребенку в освоении социальной действительности.
Художественные произведения сопровождают человека с первых лет жизни. Ознакомление с ними начинается еще в младенческом возрасте. Младенцем ребенок учится по ним звукам родной речи, запоминает отдельные слова, позже переходит на этап осмысления. В основном, это произведения народного творчества, которые откладываются в памяти, и в последующем дети начинают воспроизводить их самостоятельно. Под песенки и потешки многие дети играли, умывались, кушали.
Чтение — это условное понятие применимое к детям дошкольного возраста. Чаще всего взрослый человек является чтецом, а дошкольник — слушателем. Ребенок зависим от взрослого в выборе литературных произведений для чтения, периодичности, длительности, выразительности процесса чтения. Поэтому как воспримет ребенок литературных персонажей, как ярко сможет представить себе прочитанное, зависит от взрослого. Ребенок должен воссоздать в своем воображении образы, понять замысел автора произведения, запомнить прочитанный материал.
Конечно, восприятие ребенком литературного произведения зависит и от возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны:
— зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;
— установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
— в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
— эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.
Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
В исследованиях отмечается, что у ребенка 4–5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста [7, с. 1].
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован [7, с. 2].
А.Запорожец говорил, что для того, чтобы правильно понять художественное произведения, ребенок должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений. Однако современные дети могут не понимать смысл некоторых слов, особенно имеющих устаревшие значения. Примером может служить произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр». Многие городские дети не представляют себе образ кочерги и не имеют представление о ее применении. А уж тем более из современного лексикона исчезло слово «кушак». Так же в данном произведении используются другие устаревшие слова: «вакса», «мойка», «чернила», «трубочист», «ушат», «лохань». Из повседневного использования ушли такие предметы как «гребешок» и «зубной порошок». Так же в произведениях К. И. Чуковского описываются животные, которых современные дети могут не представлять себе, поэтому при чтении книги у них будут отсутствовать соответствующие образы: «сычи», «каракатица», «хавронья» [6, с.106]. Или в пьесе С.Маршака «Кошкин дом»: «Поскорей, без проволочки, наливайте воду в бочки», «Ты не знаешь ли, овечка, где была намедни речка?» [5, с.36].
Непонимание могут вызвать и отдельные слова, например, в той же пьесе «Кошкин дом»: «котильон», «галоп козлиный», «полать», «рогожка». Очевидно, что детям дошкольного возраста вряд ли будет под силу самим понять, что такое рогожка или котильон.
В момент восприятия художественной литературы ребенка ожидают и другие трудности.
Известные сказки Г. Х. Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро имеют много вариантов переводов на русский язык. Поэтому одна и та же сказка имеет несколько вариантов изложений: где-то добавлены дополнительные события, где-то имеется эмоциональная окраска действий героев. В итоге одна и та же сказка может по-разному восприниматься детьми.
Воспринимая художественные произведения, дети дают сознательную оценку героям, используя в своих суждениях сложившиеся под влиянием воспитания критерий поведения человека в обществе.
В сказке «Мальчик с пальчик» родители ведут семерых своих детей в лес, так как детей нечем кормить. Родители решили, что так будет лучше для всех. Но с морально-психологической стороны любой ребенок понимает, что так родители не должны поступать со своими детьми, поэтому сказка может вызвать у детей эмоциональную неприязнь к поведению взрослых людей.
Сказка Г. Х. Андерсена «Огниво» имеет негативное нравственно-смысловое содержание. Во-первых, старую женщину солдат при первой встрече называет «старой ведьмой». Во-вторых, описаны очень страшные собаки, которые охраняли золото в дупле. В-третьих, когда старушка не сказала солдату, зачем ей огниво, «солдат взял и отрубил ей голову. Ведьма повалилась мертвая, а он завязал все деньги в ее передник, взвалил узел на спину, сунул огниво в карман и зашагал прямо в город» [1, с.15]. Подобное поведение главного героя и такие подробности могут нанести вред психике ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, важно сформировать у дошкольника умение воспринимать художественную литературу, осознавая содержание, художественные средства выразительности, понимая поговорки, пословицы и небылицы. Необходимо так же аккуратно подбирать литературу по содержанию. Главный принцип психологов — «не навреди» — можно перенести и на процесс чтения: родителю необходимо изучить произведение, дабы убедиться, что оно не разовьет у ребенка страхи и не нанесет вред его психическому здоровью. Семейное чтение — важная составляющая психического и психологического здоровья ребенка. В этот момент закладываются доверительные отношения в семье, развиваются коммуникативные навыки, которые влияют на дальнейшее общение и социальную адаптацию ребенка вне семейного круга. Важно не просто выбрать интересную книгу, а подобрать литературу, соответствующую возрасту и потребностям ребенка, уровню его физического и психического развития, потому что, книги формируют личность, влияют на развитие психических процессов, помогают осваивать духовный опыт и являются связующим звеном между поколениями.
Литература:
1 Андерсен, Г. Х. Огниво — Рипол Классик, 2013. — 40 с.
2 Гримм, В., Гримм, Я. Мальчик с пальчик- Профиздат, 2008. — 80 с.
3 Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения / Избранные психологические труды: Т.1. — М.: Педагогика, 2009. — 128 с.
4 Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 707–709.
5 Маршак, С. Кошкин дом. — М.: Лабиринт, 2016. — 48 с.
6 Чуковский К. Сказки малышам. — Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2014. — 128 с.
7 Шуваева Л. Н. Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/655459/ (дата обращения: 30.11 2016).