История изучения литературной сказки в отечественной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 12.10.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Шахова, Н. С. История изучения литературной сказки в отечественной школе / Н. С. Шахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 386-389. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118186/ (дата обращения: 24.12.2024).



В данной статье произведен анализ исторического процесса включения литературной сказки в школьную программу России. Автор рассматривает цензурные препятствия на пути преподавания сказок в XIX и XX веках, а также исследует различные взгляды на ценность сказки в образовании. Помимо этого, отдельное внимание в статье уделено двум педагогическим подходам — академическому и воспитательному.

Ключевые слова: литературная сказка, образование, цензура, педагоги, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, академическое направление, воспитательное направление, школа, литературоведческий анализ.

Преподавание литературной сказки в российской школе стало возможным только с того времени, когда не только оформился сам этот жанр, сложилась определенная литературоведческая практика по его изучению, но и педагогическое сообщество стало проявлять интерес к заложенному в литературной сказке воспитательному потенциалу.

Говоря о факторах, препятствовавших вовлечению литературных сказок в организованный процесс обучения и воспитания, нельзя не учитывать и такое важное обстоятельство, как царская (после 1917 года — пролетарская) цензура. Сказки В. И. Даля, П. П. Ершова, А. С. Пушкина подвергались жесткой цензуре, их тиражи конфисковывались (например, «Пяток первый» собрания сказок В. И. Даля в 1832 году был изъят из продажи с формулировкой «за «насмешки над правительством»), запрещалось печатать книги (в 1855 году был наложен запрет на очередное издание сказки Ершова «Конек-Горбунок»).

Согласно замечаниям цензоров, в книгах, «назначаемых для чтения простого народа», не должно было быть «не только никакого неблагоприятного, но даже и неосторожного прикосновения к православной церкви и установлениям ее, к правительству и ко всем поставленным от него властям и законам».

Включению литературной сказки в школьную программу предшествовал длительный период осмысления и обсуждения необходимости использования фольклора в образовательных и воспитательных целях. В первой половине XIX в., когда началось становление научного изучения фольклора, педагоги не считали нужным прибегать к устному народному творчеству в качестве учебного материала для учебных заведений.

Первыми о педагогической оценке сказки заговорили в 30–40-е гг. XIX в. Н. А. Добролюбов и В. Г. Белинский. По их мнению, в сказках выражается отношением народа к современной жизни. По «преданиям народным, — писал Н. А. Добролюбов, — могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания» [4, c. 37]. В. Г. Белинский, отмечая особенности детской психологии, обращал внимание на тягу ребенка ко всему фантастическому, к ярким запоминающимся образам.

С переходом к системе начального и среднего образования во второй половине XIX века педагогика все больше стала осознавать себя как самостоятельная наука. Особенно наглядное отражение идея педагогического подхода в оценке сказочного жанра нашла в период «борьбы за сказку», которая началась с 60-х гг. XIX в. и продолжалась вплоть до 30-х гг. XX в. На этом этапе решались ключевые вопросы о роли сказки в педагогическом процессе: об определении ее значении в формировании круга чтении, о близости сказок детской природе; о мотивах выбора сказок детьми и т. д.

В 60–80-е годы XIX в методике преподавания литературы в школе конкурировали два направления — академическое (Ф. И. Буслаев, П. Е. Басистов, Л. И. Поливанов) и воспитательное (В. И. Водовозов, В. Я. Стоюнин, В. П. Острогорский, Ц. П. Балталон). Если последователи первого считали основной целью уроков умственное развитие учащихся, изучение основ науки о языке и литературе, то вторые смотрели на литературу прежде всего как на средство нравственного и эстетического воспитания учащихся.

В этой связи отдельно следует отметить вклад К. Д. Ушинского, поскольку его отношение к воспитательной роли сказки отличалось от взглядов уже упомянутых авторов. Учебные пособия Ушинского для начальной школы изобиловали фольклорным материалом, в котором особое внимание уделялось именно русской народной сказке. Сказку он ставил «недосягаемо выше всех рассказов, написанных нарочно для детей образованной литературой» [7, с. 339].

К концу XIX в. наблюдается отказ некоторых методистов (А. Я. Острогорский, В. Я. Стоюнин) от включения народных сказок, как и фольклора в целом, в школьные учебники и хрестоматии. В. Я. Стоюнин, например, аргументировал отход от использования фольклора в школе тем, что детям в русских семьях и так много рассказывают сказок, в воображении детей, приходящих в школу, сказочных образов достаточно, поэтому «в школе вызывать эти образы или прибавлять к ним новые не приходится» [6, с. 27].

В начале ХХ века в докладе Ц. П. Балталона «Экспериментальные исследования классного чтения» были обнародованы данные, выявляющие отношение учеников к русской сказке, что способствовало возобновлению спора о необходимости изучения сказочного жанра в школе [2].

В послереволюционной отечественной школе, переживавшей в течение первого десятилетия период реформ и активного экспериментирования, начинают вырабатываться новые педагогические воззрения на роль сказки в процессе воспитания школьников. На 20-е годы XX века приходится время бурных дискуссий между идеологами различных методик преподавания литературы в школе (интуитивизм, импрессионизм, формализм). Один из ведущих отечественных литературоведов, интуитивист Ю. И. Айхенвальд выдвинул радикальное предложение — «признать литературу, не поддающейся преподаванию», и вывести этот предмет из школьной программы [1].

Предметом острых дискуссий стал и вопрос о том, нужно ли включать сказку в школьную программу. Педагоги, высказывавшиеся против сказки (Е. А. Елачич, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Э. В. Яновская, Е. А. Флерина, Э. И. Станчинская и другие), считали, что произведения для детей должны быть реалистическим. Жизнь в советской стране хороша и счастлива поэтому нет необходимости привносить в детские произведения элемент чуда.

Сказка была объявлена одним «из самых сильных орудий социального восстания» и, следовательно, ее необходимо было устранить из содержания педагогической деятельности. В начале 20-х гг. вышла целая серия брошюр, основная цель которых заключалась в подготовке идеологической базы для борьбы со сказкой. В жизнь начали активно воплощаться лозунги «Кто за сказку — тот против современной педагогики» и «Долой всякую сказку».

Отстаивалась и противоположная позиция, сторонники которой (Н. В. Чехов, А. К. Покровская, К. И. Чуковский, М. Горький), напротив, указывали на благотворное влияние сказки на детскую психику. Обращение к фольклорным и авторским произведениям этого жанра необходимо для формирования нестандартного мышления, фантазии, обогащения и облагораживания души ребенка ивоспитания гармоничного человека.

Несмотря на то, что в постреволюционной России, а затем в Советском Союзе жанр детской литературной сказки стал весьма популярным, а многие писатели и педагоги выступали в защиту сказки, планомерное включение произведений этого жанра в школьную программу началось только с 1960-х годов, когда литературные сказки были введены в средние классы.

С конца 1990-х годов на фоне радикальных изменений в общественной жизни страны меняется и понимание целей и задач преподавания литературы в школе, оживляется интерес к творчеству отечественных и зарубежных писателей, чьи произведения ранее не включались в школьную программу.

В программах и методических разработках по преподаванию литературы в 5–11 классах, выпущенных в 2000-х годах, содержится раздел «Литературная сказка», дается представление об этом жанре как в начальной школе (В. Я. Коровина), так и в средних классах (А. Г. Кутузов). Существенным, однако, представляется тот факт, что современные преподаватели литературы, как это следует из анализа диссертационных исследований, в большей степени идут в русле академического направления. Прежде всего внимание уделяется литературоведческому анализу литературной сказки как жанра [3]. Что же касается его воспитательной функции, то она ограничивается рамками начальной школы [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что история преподавания литературной сказки в российской школе прошла длительный и сложный путь её формирования, что обуславливается цензурой и педагогическими спорами. Следует отметить, что современный подход к образованию сосредоточен на литературоведческом анализе, что поэтому использование литературной сказки ограничивается в рамках начальной школы.

Литература:

  1. Айхенвальд Ю. И. Похвала праздности / Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия-практикум / автор-составитель Б. А. Ланин. М., 2007. С. 251–263.
  2. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.
  3. Методика преподавания литературы. М.: Издательство Академ А, 1999.
  4. Бучугина Т. Г. Формирование теоретико-литературных понятий в системе «трех кругов чтения». Народная и литературная сказка в пятом классе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2000; Дербенцева Л. В. Указ. соч.; Млечко Л. Е. Указ. соч.
  5. Добролюбов Н. А..Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1986. С. 37.
  6. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008.
  7. Стоюнин В. Я. О преподавания русской литературы Изд. 5-е. СПб.: Типография П. И. Бабкина, 1898. С. 27.
  8. Ушинский К. Д. Воспитание человека. Избранное. М.: Издательский дом «Карапуз», 2000. С. 339.
Основные термины (генерируются автоматически): литературная сказка, школьная программа, начальная школа, сказка, литературоведческий анализ, школа, академическое направление, роль сказки, российская школа, сказочный жанр.


Ключевые слова

педагоги, образование, школа, литературная сказка, цензура, литературоведческий анализ, К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, академическое направление, воспитательное направление

Похожие статьи

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Особенности возникновения русской литературной критики

В данной статье автор исследует возникновение, формирование и развитие русской литературной критики. Изучено понятие «критика», его изначальное восприятие, а также изменения, которым подверглось явление критики. Проанализированы критические тексты не...

Методические аспекты изучения в школе гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических...

Проблема соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли

В данной статье авторами проводится краткий экскурс в вопрос соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли. Авторы пытаются проанализировать основные философско-правовые концепции: «государство», «общество», «личность», характе...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Военно-патриотическое воспитание в школе на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государс...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.

Похожие статьи

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Особенности возникновения русской литературной критики

В данной статье автор исследует возникновение, формирование и развитие русской литературной критики. Изучено понятие «критика», его изначальное восприятие, а также изменения, которым подверглось явление критики. Проанализированы критические тексты не...

Методические аспекты изучения в школе гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических...

Проблема соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли

В данной статье авторами проводится краткий экскурс в вопрос соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли. Авторы пытаются проанализировать основные философско-правовые концепции: «государство», «общество», «личность», характе...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Военно-патриотическое воспитание в школе на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государс...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.

Задать вопрос