В статье рассматриваются вопросы сокрытия следов преступления, посредством поджога, приведены наиболее типичные примеры из судебной практики, делается вывод о необходимости участия специалиста при осмотре места происшествия, сопряжённого с поджогом.
Ключевые слова: поджог, преступление, расследование, следы, сокрытие, специалист.
The article discusses the issues of hiding traces of a crime by arson, provides the most typical examples from judicial practice, concludes that it is necessary to involve a specialist in examining the scene of an arson incident.
Keywords : arson, crime, investigation, traces, concealment, specialist.
Наличие следов горения на месте происшествия может свидетельствовать о многих аспектах и в частности, о совершении преступления, а соответственно, поджоге, как способе совершения преступления, или сокрытии его совершения [4, С. 61].
Практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев поджог является способом сокрытия совершения преступления, что позволяет определить неочевидный характер последнего и осложняет установление следов преступления, а также само расследование.
Эффективность расследования преступления, сопряжённого с пожаром, во многом зависит от того, насколько правильно были зафиксированы следы преступления. Осложняется ситуация тем, что большинство преступников используют иные, нетипичные, современные способы совершения поджога, в соответствии с чем сложно установить, как сам факт наличия преступления, так и поджог.
Т. В. Удилов и К. Д. Кузнецов справедливо классифицируют средства поджога на: традиционные и нетрадиционные [5, С. 205–206].
Наибольший интерес к исследованию представляют нетрадиционные средства поджога. Так, в их числе можно выделить:
— смеси на основе окислителей;
— пиротехника.
Относительно первых следует обозначить, что их особенность состоит в разложении, в соответствии с чем, установить их практически невозможно. Подобное разложение может происходить в процессе плавления.
Использование пиротехники также во многом осложняет точность определения механизма следообразования, поскольку сложно установить место брошенной петарды или направления пиротехники, но ярко выражен очаг возгорания, что может повести следствие по ложному следу.
Несмотря на наличие нетрадиционных способов совершения поджогов, приоритет остаётся за более известными, простыми и подручными.
Для того, чтобы определить типичные случаи сокрытия материальных следов преступления, посредством поджога, следует обратить внимание на судебную практику.
Из приговора Московского городского суда от 19 мая 2022 г. по делу № 2–39/2022 [1] следует, что Ж. у., в тот же период времени, действуя с умыслом на уничтожение и повреждение чужого имущества, а именно указанной выше квартиры и предметов ее интерьера, а также с целью сокрытия следов преступлений, совершенных в отношении С. и Е., повредил шланг, соединяющий трубу подачи природного газа в помещение квартиры с газовой плитой, установленной в кухне указанной квартиры, тем самым создав утечку газа, после чего поджог с помощью зажигалки текстильные материалы, расположенные в помещении кухни и кладовки.
Из приговора Симоновского районного суда г. Москвы от 05 февраля 2021 г. по делу № 1–73/2021 [2], следует, что в продолжение своих намерений, действуя разработанному плану, совершив при пособничестве хищение денежных средств и ювелирных изделий из квартиры. Находясь в вышеуказанной квартире, с целью сокрытия следов совершенного преступления, он, имея умысел, направленный на умышленное уничтожение имущества, путем поджога, используя заранее приготовленную бутылку с бензином, облил кровать, находящуюся в гостиной комнате, и диван, расположенный в спальной комнате, после чего умышленно поджог указанные предметы с помощью зажигалки. Согласно заключению эксперта, представленные на экспертизу материалы позволяют выявить два независимых, пространственно невзаимосвязанных очага пожара: на диване со стороны окна в комнате № 1; на диване со стороны кресла в комнате № 2. Источником зажигания послужил источник открытого огня (пламя зажигалки, спички и т. п.).
Из приговора Калужского областного суда от 27 января 2022 г. по делу № 2–3/2022 [3] следует, что, кроме того, К. умышленно уничтожил автомобиль Ф., причинив значительный ущерб. Впоследствии автомобиль осмотрен с участием специалиста, установлено, что автомашина восстановлению не подлежит; возгорание произошло от воздействия внешних признаков, не исключено, что в результате поджога с помощью горючей жидкости.
О наличии поджога и факте сокрытия следов основного преступления может свидетельствовать нестандартная обстановка, когда самостоятельное возгорание по какой-то причине делается невозможным. Предметы, которые находятся в месте происшествия, имеют странное расположение или вообще не относятся к местности.
С учётом того, что совершение поджога как способа сокрытия материальных следов происходит спонтанно, преступники нередко прибегают к подручным средствам, а не продумывают всё заранее, ввиду чего, находясь в месте совершения преступления могут приискать типичные средства для совершения поджога: ткани, зажигалки, спички и пр. При этом, большое значение отводится тому, что именно хочет скрыть лицо, совершающее поджог. В основном это сами трупы, следы, которые находятся на них, свидетельствующие о совершении преступления.
Таким образом, в целях точного установления следов преступления при производстве осмотра места происшествия следует привлекать специалиста в области пожарной безопасности, поскольку именно им может быть правильно установлен очаг возгорания, что обеспечит установление не только факта сокрытия следов совершения преступления, но и обеспечит последующую эффективность расследования уголовного дела.
Литература:
- Приговор Московского городского суда от 19 мая 2022 г. по делу № 2–39/2022 // ГАС «Правосудие».
- Приговор Симоновского районного суда г. Москвы от 05 февраля 2021 г. по делу № 1–73/2021 // ГАС «Правосудие».
- Приговор Калужского областного суда от 27 января 2022 г. по делу № 2–3/2022 // ГАС «Правосудие».
- Клейманов П. А. Расследование пожаров, связанных с поджогами, актуальность раскрытия этого вида преступления / П. А. Клейманов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. — 2021. — № 1(50). — С. 59–64.
- Удилов Т. В. К вопросу обнаружения нетрадиционных инициаторов горения на месте преступления, связанного с пожаром / Т. В. Удилов, К. Л. Кузнецов // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. — 2019. — № 2(2). — С. 204–207.