В статье рассматриваются возможности использования поэтических принтов на одежде с целью популяризации произведений поэтов серебряного века. Описываются причины отсутствия интереса к чтению произведений отечественных классиков, изучена история появления принта на одежде и его функциональное значение. Представлена технология создания продукта, который может стать подарком или способом выразить свои чувства близким, а также быть наградой за участие в литературных часах и олимпиадах.
Ключевые слова: поэтический принт, графический редактор Krita, референсы, футболка.
Вещи с принтами стали неотъемлемой частью гардероба современного человека. Одежда стала в некотором смысле трибуной, с высоты которой человек имеет возможность сказать всему миру о специфике своего характера. Наше внимание привлекли поэтические принты на одежде, в частности, стихи М. И. Цветаевой и В. В. Маяковского.
В настоящее время существует серьёзная проблема снижения интереса к чтению у людей разных возрастов, социальных групп и национальностей. Основные причины — нехватка времени, Интернет, незаинтересованность в литературе. Особенно это касается современной молодежи, которая предпочитает не чтение художественной литературы, а просмотр ее «раскрученных» экранизаций. Меньше всего молодых людей привлекает поэзия. Видимо, это происходит потому, что стихи читать непросто, сложно воспринимать рифму, интерпретировать образы [2]. Мы считаем, что поэзия — это одна из возможностей понять себя и окружающий мир. Чтение поэзии позволяет видеть связь между настоящим и прошлым, знакомиться с традициями народов. Она может помочь найти близких по духу людей не только в своей стране, но и за ее пределами [4].
Новизна проекта заключается в креативном подходе продвижения русской литературы в массы путем создания принта.
Принт — это изображение (рисунок, фотография, надпись), нанесенное на ткань, бумагу или другую поверхность. Уже давно стали неотъемлемой частью мира моды [1]. Классическая полоска, клетка, флористические мотивы и даже портреты и картины, изображённые на одежде.
Современные технологии вкупе с раскрепощенной фантазией дизайнеров и интернет-сообщества снимают практически все ограничения в идеях и сюжетах модных принтов и предлагают смело переносить на одежду самые разные и нередко провокационные комбинации специфических символов популярной культуры [3]. Пестрый вихрь настроений и образов с новостных лент устремился в мир моды и расположился на свитшотах (толстовка без капюшона), брюках, платьях, обуви и аксессуарах. В 60-е годы XX века молодежь расписывала майки названиями любимых групп и переводила на ткань портреты своих кумиров. Это было искреннее и прямолинейное заявление o своих музыкальных предпочтениях и взглядах.
Надпись на одежде — это не просто декоративный элемент, это коммуникативное средство, имеющее разнообразное смысловое содержание.
Смысловая нагрузка надписей на одежде очень разнообразна. Надпись имеет очень мощный коммуникативный потенциал, а может выполнять и обучающую функцию.
Таким образом, мы видим, что проблема нечитающего поколения присутствует, давно идут раздумья по решению этой проблемы и предпринимаются различные варианты для духовного воспитания молодежи. Для решения привлекают даже кумиров молодёжи, которые на своём примере могут показать, что отечественная литература намного интереснее и имеет более глубокое значение для нашей страны, чем многие думают. Довольно мудрое решение поиска подхода к ликвидации проблемы через призму того, что может заинтересовать молодежь — соединить то, что может заинтересовать с тем, что может выглядеть стильно и необычно. И у нас возникла мысль: объединить поэзию и любимое средство молодежи для самовыражения — одежду.
Технология создания продукта «Поэтический принт на одежде»
Для реализации цели проекта нами был проведен мониторинг Интернет — магазинов с подобной продукцией. Мы обратились на популярные маркетплейсы «Wildberries», «Ozon» и выявили, что продукция имеется, но ее очень мало и разнообразием она не отличается.
Проведя литературный час «Поэзия серебряного века», мы выяснили, что особое внимание студентов привлекли стихотворения В. В. Маяковского «Лиличка!» и М. И. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» .... Эти произведения и стали основой для нашего продукта.
Анализ анкетирования помог выбрать предмет одежды для нанесения принта. По результатам опроса таким предметом стала футболка.
Первые эскизы мы разработали на бумаге. Собрав и объединив информацию о стихотворениях, разместили её на сайте, созданном при помощи конструктора Tilda. На отдельных страницах сайта содержится полный текст стихов, краткий анализ, история создания, тема и ссылки на использованные Интернет-ресурсы. Ссылки на эти странички мы преобразовали в QR-коды при помощи сайта «QR Coder.ru», чтобы напечатать их на футболках для доступа в любое время к полному тексту использованного стихотворения.
Для дальнейшего создания принта в цифровом варианте мы использовали фотографии поэтов и другие референсы. Для рисования нами использовался графический редактор Krita. Чтобы созданные нами изображения выглядели как картина, написанная маслом, а также для исправления анатомических ошибок в готовых работах мы использовали нейросеть Fusion Brain. Но после использования нейросети были замечены погрешности, чтобы довести до идеала мы повторно использовали графический редактор Krita (Рис. 1).
Рис. 1. Итоговая авторская работа
Готовый рисунок напечатали на футболках в типографии ХТК и представили респондентам на творческой встрече. (Рис. 2)
Рис. 2. Демонстрация продукта
В результате проведенного мониторинга мы получили положительные отзывы о нашем продукте; была проведена творческая презентация в колледже. Также было опрошено мнение студентов «Могут ли такие футболки использоваться в образовательных целях?» — и большинство дали положительные результаты. Представляем вашему вниманию готовый продукт.
Футболки с поэтическими принтами вызвали интерес не только своей визуализацией, но и привлекли внимание поэтическим наполнением.
В дальнейшем возможна разработка целой линии одежды с подобными принтами, которые принесут на наш рынок новую отечественную продукцию в кооперации с популярными брендами в нашей стране или создание собственного бренда.
И так мы доказали, что поэзия + принт = готовое решение. Мы сделали только первый шаг к продвижению русской классики среди молодежи, и мы еще только в начале нашего пути, но, как говорил поэт «нам не нужны массы! Зато, кто остался — это настоящая публика. Для такой публики приятно и почетно выступать». И наших последователей пока немного, но они есть, а, значит, и мы на правильном пути!
Литература:
- Бесчастнов Н. П. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка: учеб. пособие / Н. П. Бесчастнов, Т. А. Журавлева. — Москва: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2019. — 294 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 2022. — С. 38–50.
- Емельянович, И. И. Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации) / И. И. Емельянович, Н. П. Бесчастнов. — Москва: Легпромбытиздат, 2020. — 224 с.
- Курдюмова Т. Ф., Збарский И. С., Полухина В. П. Проблемы преподавания литературы в средней школе. — М.: Просвещение, 2019. — 192 с.