Искусство дает крылья…
А.П.Чехов
Творчество — высшая, но в тоже время естественная и истинная потребность человека. Только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия. Язык искусства способен говорить о том, что очень сложно, а иногда и невозможно, выразить вербально, обычными словами.
Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности, творческого потенциала в качестве средства для возможности контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Она основана на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь лучше.
Эта статья посвящена людям, которые через один из приемов арт-терапии сумели соединить усилия нескольких групп детей и через творческое самовыражение в красках породить любовь к слову и поэзии, подарить многим радость и надежду на исцеление.
Арт-терапия как профессиональная деятельность и научная дисциплина — это достаточно новая область науки и практики. Но тот факт, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известен еще с древности. Именно появление такой специфической деятельности на пересечении искусства, психологии и психотерапии оказалось ответом на множество вопросов. Так, погружаясь в мир арт-терапии, мы способны справиться со стрессом, с физической и моральной усталостью, с внутренними противоречиями и многое другое.
В 1974 году психолог Джером Франк сформулировал пять основных эффектов успешной психотерапии, таких как:
1. Она предоставляет новые обучающие возможности как на познавательном, так и на практическом уровне;
2. Она вселяет надежду на избавление от страданий;
3. Она предоставляет опыт успешной деятельности;
4. Она дает возможность преодолеть чувство отверженности;
5. Она пробуждает яркие эмоции.
Наш современный автор и соотечественница Сусанина Ирина в своей работе «Введение в арт-терапию» со своей стороны подтверждает этот факт:
— во-первых, арт-терапия помогает увидеть новые перспективы в работе и предлагает стимулирующие методы для усвоения и запоминания. Художественные формы могут быть связаны с глубокими уровнями мыслительных процессов и, таким образом, воздействуют и на эмоциональную сферу личности;
— во-вторых, она вселяет надежду в избавление от душевных страданий. Вера в самоизменение и возможность чувствовать себя лучше являются самым первым шагом в достижении психотерапевтического эффекта;
— в-третьих, арт-терапия, представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности;
— в-четвертых, арт-терапия предоставляет человеку чувство контакта с другими людьми. Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в арт-терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я понимаю» резонирует через все великие произведения искусства;
— в-пятых, художественные образы в живописи, музыке, драматическом искусстве и в литературе вызывают сильнейшие эмоции. Те глубокие изменения, которые являются целью в арт-терапевтическом процессе, могут произойти лишь в случае способности воспроизвести эти чувства, понять их и принять.
Мы в нашей работе считаем, что искусство — это так называемое новое «плацебо». А ведь самое лучшее «плацебо» — счастье, которое рождается из поглощения в силу искусства.
Проект «Волшебная книга мечты».
Природа онкологических заболеваний остается и по сей день неизвестной современной медицине. Одной из версий выступает теория психосоматического происхождения онкологических заболеваний. На наш взгляд — взгляд психотерапевтической направленности — психологическая составляющая является далеко не последней в этом подходе. И на основе такого видения болезни мы сформулировали для нашей работы такое правило: «лучшее «плацебо» — счастье»! В искусстве, конечно, нет места жестким правилам, но это для нас непреложно.
Мы — команда во главе с художниками арт-терапевтами в Российском онкологическом научном центре им. Н.Н. Блохина НИИ детской онкологии и гематологии. Здесь работает наша Российская Общественная Организация Инвалидов «Творческое партнерство». Здесь мы творим чудеса арт-терапии и арт-педагогики с детьми от двух и до семнадцати лет, мы «лечим» все их печали и горести, мы даем детям а, часто бывает, и их родителям уютную атмосферу для творчества с детьми. Здесь нет слова «нельзя», мы говорим: «Можно»! Разукрашиваем личики, танцуем с капельницами, красим большие и модные машины и создаем шедевры импрессионизма (и не только), затмевая тем самым самого Ван Гога. Таким образом, и наступает тот самый арт-терапевтический эффект, так как для детей в онкологическом центре со всеми их болями и процедурами — это настоящий эмоциональный всплеск, решение проблем, борьба с внутренними переживаниями, борьба со страхом, возможно, даже агрессией и злостью. Кроме того, у них всегда остается их творческий продукт деятельности, который они забирают в палату, а потом и домой, который даже может висеть на наших стенах в отделении. Здесь, естественно, приветствуется любая инициатива, которую мы поддерживаем, здесь их всегда поймут и обязательно поддержат.
И именно здесь родилась наша Волшебная Книга Мечты.
Рис. 1. Первая страница Волшебной Книги Мечты
Идея проекта заключалась в том, чтобы дети поделились с нами своей мечтой и изобразили ее на бумаге, а на основе их собственной сказки-мечты несколько писателей придумают детские стихотворения, после чего мы сверстаем книгу под названием «Волшебная Книга Мечты» и подарим всем детям отделения и их родителям.
Изначальная цель нашего проекта состояла в том, чтобы показать ребятам, как ценно то, что они делают, чтобы на руках у них был созданный ИМИ труд, который напомнит им об их силе и таланте, который, как мы верим, сработает, как плацебо. Книга имела определенную нацеленность на длительный эффект, который дал бы устремление к изменениям, а также поддержку этих изменений на длительный промежуток времени. Книга должна была вселять чувство надежды: исцеление от боли, преодоление трудностей. Она также являлась доказательством их успешного опыта в борьбе со всеми препятствиями. Волшебная книга пробудила бы в них сильные, глубокие эмоции благодаря тому, что они трансформировали их, используя соответствующие символы: рисунки своей мечты, рисунки в стихотворениям, и стихотворения, написанные в честь них и их грез. Именно такая поэзия должна рождаться в сфере арт-терапии, такая поэзия должна дариться людям. И в нашем представлении она и есть то средство (и оказалась им даже в большей степени, нежели мы представляли), которое способно оживить их мечты еще ярче и правдоподобней, что сделает их реальными, значимыми и исполненными.
Результат вышел за рамки наших ожиданий. Все началось, с подготовки (первая стадия творческого процесса). Сначала, «раскрытие» детей, рождение мотивации, генерирование идей. Здесь начинается экспериментальная работа, как с нашей стороны, так и со стороны детей. Для нас это деятельность была значимой, так же как и для них, ведь это их мечты мы рисовали вместе. Именно поэтому одна из задач была выполнена самой постановкой задания, хотя это, наверное, слишком грубое слово для того, чем мы занимались. Немало важной также была роль креативности, которая прямо зависела от внутренней мотивации, материалов и среды. Материалами нашими было все: и руки, и краски, и карандаши, и пастель, и пластилин, и бумага, и холст, и картон. Все для простора фантазии. Среда у нас грустной показаться точно не могла и не может: светлая игровая с большими окнами и разрисованными стенами с выпуклыми деревьями, маяками и домиками. Длинный стол, где и проглядывается весь наш творческий путь, удобные стулья со спинками, диваны для отдыха и рядом родители, которые тоже подойдут и поддержат, а мы, в свою очередь, можем направить их в правильное русло. Так, в команде мы дарим им чувство безопасности. Плюс ко всему никакого запрета на запачканные в материалах руки, на разбросанные разноцветные салфетки, кисти и карандаши, и пусть даже краска везде. И, конечно, веселая и теплая атмосфера: улыбки, смех, чувство доверия и тактильный контакт для эмоционального воссоединения.
На начальной стадии стоит упомянуть еще один важный момент. В связи с тем, что некоторые дети в отделении относительно давно, они включены в деятельность, им не нужно длительное вхождение в процесс, как для детей, попавших в отделение недавно, которые еще закрыты от внешнего мира, которым трудно пока выносить эмоциональные краски на холст или бумагу.
Для каждого ребенка необходимо найти свой подход. Кого-то спросишь про его мечту и сразу начнешь с ним придумывать картинку с деталями того, о чем же он мечтает. С кем-то требуется посидеть, поговорить, спросить: «Как ты видишь свою мечту? Попробуй на нее посмотреть, пощупать, понюхать. Какая она, опиши?». И кто-то в результате нарисует облако, на котором он и сидит, и которое летит в далекие и теплые края. Кто-то слепит из пластилина доктора-плюсик по имени «Здоровье», которое обнимет крепко-крепко и подарит крепкое здоровье.
Рис. 2. Мечта Антона о докторе «Здоровье»
А кто-то почувствует сладкий запах карамели и создаст мармеладную страну. Кому-то мы раздавали готовые стихотворения писателей (как катализатор эмоционального настроя), после чего дорабатывали их идеи и образы, создавали что-то свое, после чего рождался авторский, несмотря ни на что, шедевр.
Возраст здесь обычно не играет большой роли, не считая дошкольного возраста, так как там еще нет полноценного осознания своего заболевания. Есть подростки, которые сразу же выдают огромное количество идей и создают свой мир, а есть те, кто в связи с плохим самочувствием или неуверенностью в себе (а это большая проблема онкологического отделения) не могут даже начать, боятся что-то предложить, говорят: «Я не умею, у меня не получится». Абсолютно такая же картина наблюдается у школьников, которые зачастую пытаются отдать тебе в руки всю работу, чему, конечно, подчиняться нельзя. Это все равно, что забрать лекарство. Взрослый же может и должен находиться рядом: поддерживать, выслушивать, верить. Это и есть та зона ближайшего развития, которая позволит двигаться ребенку вперед, проявлять свои чувства и развиваться.
Как раз с вышеописанными проблемами сталкивается следующая стадия, в некоторых источниках названная стадией инкубации. Она является одной из самых критичных, включая в себя как работу, так и отдых. В этот момент теряется чувство времени, а проблемы уходят на задний план, что дает выход эмоциям. В этот момент важно обязательно находиться рядом с ребенком, не дать разочароваться в деле, чтобы он не потерял надежду и веру. Нужно поддерживать каждый шаг, чтобы он не нарисовал уже или не раскрасил, что бы за идея не появилась в его голове, мы должны быть компасом. Кто-то мог сомневаться в схожести с животным, которое он нарисовал, кто-то со стихотворением, что мы выдавали, кто-то, что он вовсе испортил рисунок. В таких моментах стоит быть очень внимательными, чтобы в дальнейшем позволить детям быть уверенным в продолжении, в нашем случае, рождения иллюстраций книги.
И если мы правильно повели себя в такой критический момент, мы переходим с ними в третью стадию иллюминации (или стадия озарения или инсайта) — стадия, когда для ребенка может прийти открытие или решение проблемы, ответ на вопрос, который он не мог понять до этого. Так, дети начинали быстро дорисовывать новые образы, представлять своих героев вживую и рассказывать сказку под свою иллюстрацию, а это дарило уже нам пространство для создания стихотворений именно под их рассказ. И, следовательно, для ребенка это уже большой результат, удовлетворение, которые дают ему чувство уверенности в себе.
Рождение поэзии.
Нами были подняты наиболее важные на наш взгляд вопросы арт-терапии и конкретно работы с детьми, а также была проиллюстрирована общая и внутренняя картина создания Волшебной Книги Мечты. Далее мы более подробно остановимся именно на том средстве, которое стало непоколебимой частью проекта и сильнейшего эффекта данной арт-терапии — литературе, включающей, к тому же, не только поэзию.
Когда проект был еще в форме зародыша, была только идея мечты, готовой превратиться в сказку, мы и подумать не могли, что мы станем авторами настоящего чуда.
Первым этапом внедрения литературы стало решение создать обложку своими руками. Мы разукрасили буквы самыми разными способами и формами, из чего в результате произошло понравившееся всем словосочетание «Волшебная книга мечты». Это был самый первый литературный эффект, эффект букв, слов в компании с красками, карандашами и ножницами. С этого и началась большая часть литературной арт-терапии.
Рис. 3. Внешняя обложка Волшебной Книги Мечты
Далее, мы планировали придумать сказку исключительно с ребенком, записать ее под диктовку. Между тем, для детей фантазия — это остро динамический процесс, который часто невозможно завершить на первом занятии. Тогда мы поняли, что для фантазий ребенка нужно дать простор и время, ведь на протяжении всего занятия, наших обсуждений, появлялись все новые идеи и детали. А некоторым детям и вовсе нужно было что-то, что бы их подтолкнуло на проявление активности.
Тогда пришла идея использования стихотворений как средства. Во-первых, это сильно эмоциональное соединение мечты ребенка и слов писателя, это разрабатывает связь между ними и приводит «картину мира мечты» к гармонии. Во-вторых, для детей, особенно поменьше, это самый веселый и простой способ изучить книгу. Сначала мы нашли нескольких писателей: Сергея Махотина, Михаила Яснова, Марию Рупасову и Елену Крассулу. Эти люди внесли неописуемый вклад в развитие наших идей. Несколько стихотворений, часть которых была из их сборников, а часть придумана специально для нас, мы взяли за основу, чтобы включить детей в процесс. Идея начала развиваться и жить совей жизнью!
Так, начался рисуночный драйв вместе с потоком идей и образов: мы записывали, мы запоминали, писатели полностью погружались в мысли ребенка, после чего начинали работу над каждым стихотворением, индивидуально и очень внимательно. Это была истинная поэзия, которую, наверное, будет сложно повторить, ведь она была наполнена таким огромным смыслом для каждого из нас, она несла в себе все труды, все мысли, все грезы и все переживания. Каждое слово описывало процесс зарождения книги, все маленькие шажки были вырисованы между строчками. Мы это видели, дети это видели. Пусть они и не писали этих стихов, но однозначно были их «родителями» вместе с писателями!
Тот факт, что их мечта не только ожила на их рисунке, в печати книги, но и необычным образом была сформирована стихотворными строчками произвела масштабнейший эффект на всех. Мы точно понимали, что обычный текст не дал бы нам такого результата. Ведь стихотворение для детей — это зачастую то, что точнее любого текста, кроме того, гораздо необычней. И в голове каждого из них сложилась это картина, которая, однозначно, была особенной и давала им стопроцентное доказательство: их рисунки, их мысли — это что-то интересное, значимое и теперь подаренное всем!
Подведение итогов.
Наша арт-терапевтическая мастерская в режиме творческого самовыражения, в результате включила в себя создание художественных (для нас и детей) и поэтичных (для авторов стихотворений) произведений с целью регуляции эмоционально-смысловой сферы, стимулирования процесса самоактуализации и борьбой с образовавшимися в связи с болезнью внутренними конфликтами. Прекрасным завершением этой авторской мастерской стало издание сборника «Волшебная книга мечты». Для нас же, руководителей, стадия завершения произошла только тогда, когда мы получили книгу из печати и подарили ее всем художникам и поэтам, их родителям и другим детям в отделении.
Рис. 4. Дети-художники с Волшебной Книгой Мечты
В чем же состоял тот самый взрывной эффект арт-терапии и арт-педагогики? Если быть точнее, арт-педагогики, переродившейся, как гусеница в бабочку, в арт-терапию.
Главной целью своей работы мы ставили выявление ценности и значимости каждого ребенка, каждой его мечты. «Волшебная книга мечты» явилась материальным доказательством их борьбы со страхом, доказательством их веры в выздоровление. Это то, что они могут подержать, потрогать, почитать и даже раскрасить. Книга говорит им: «Ты важен в этом мире, ты очень много значишь для каждого из нас, для твоего читателя». В будущем, для них это напоминание об их силе и воле, а для всех, кто будет держать эту книгу в руках — показатель, урок и вдохновение.
Но, кроме этого, мы обнаружили и другие важные эффекты. Эффект для детей, которые лежат в больнице (или будут лежать после) рядом с теми, кто участвовал в создании сборника. Для них это мотивационный спектр для развития. Они видят результат работы: красивый, важный, честный и трогательный результат. И они выходят из своих боксов и палат и тоже садятся рисовать, и ждут будущей Волшебной книги мечты, где будет уже их вера и их надежда.
Это стало важным эффектом, событием для всех родителей, которые тоже страдают и проходят все невзгоды вместе со своими детьми, которые тихо плачут и всеми силами стараются верить в общую победу. Для них это стимул, для них это радость, ведь их дети рисуют настоящее волшебство. Для родителей это лучшие воспоминания.
Это также эффект для неболеющих детей и их родителей. После завершения проекта нам на почту присылали письма, где родители писали, что очень ждут книгу и хотят читать ее вместе со своим ребенком, тем самым пытаясь научить его важным вещам в жизни, дать силу на преодоление будущих препятствий. Они писали: «Вы даже представить не можете, что значит это книга для всех. Какое добро она принесет множеству людей».
И тут сразу вырисовывается еще один эффект, эффект для нас, создателей и писателей. Для нас, это воспоминания о каждом ребенке, для нас это доказательство значимости того, что мы делаем. Для писателей — результат их трудов, показатель важности и существенности их невыразимого вклада. И нам становится очевидным, что это не мы помогаем детям, а дети помогают нам. Они лечат наши души и дарят нам частички своих сердец, своего света и детской искренней улыбки. Возможно, и они — наше плацебо?
Литература:
- Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http://psyedu.ru/journal/2013/2/Oganesyan.phtml [Творческая поэтическая мастерская как средство развития креативности и обеспечения психологической безопасности педагога / 2013–2] –291 с.
- Сусанина И. Введение в арт-терапию. — М.: «Коги-то-Центр», 2007. — 95с.
- Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. — М.: «Ось — 89», 2002. — 272 с
- Сергеева Н. Ю. Основы арт-педагогической деятельности: учебное пособие. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009.– 234 с.