В статье приводятся результаты проекта, направленного на сохранение преемственности поколений. Автором произведена систематизация музейного и архивного материала колледжа с публикацией на сайте Хабаровского технологического колледжа в форме виртуального музея. Предлагаемый материал является истоком для дальнейшего написания истории колледжа и полезен в качестве систематизированного фонда по тематическо-хронологическим категориям, а также отличается особым дизайнерским подходом к оформлению виртуального музея.
Ключевые слова: преемственность поколений, виртуальный музей, архивные материалы, дизайнерский подход к оформлению платформы музея.
В октябре 2023 года Хабаровский технологический колледж отметил свое 70-летие. Праздничные мероприятия активизировали интерес к истории колледжа. Студентами I и II курсов была подготовлена необычная экскурсия с возможностью прикоснуться к архивным документам. Праздник закончился и все экспонаты вернулись на полки кабинетов.
Рис. 1. Коллаж к празднику
Музей или музейная комната в колледже отсутствует, тогда как необходимость на основе знаний об учебном заведении реализовать задачи, призванные сформировать патриотизм и любовь молодёжи к Родине, остается крайне актуальной.
В следующем году в планах администрации колледжа присутствует создание полноценного музея, а на данный момент возможно и доступно создание его виртуальной версии.
Объем работы внушительный, однако изучать развитие колледжа на научной основе, не имея при этом архивных данных, будет попросту невозможно, а это значит, что виртуальный музей, который на данном этапе не является история учебного заведения, но представляет собой оцифровку и систематизацию документов, станет основополагающей платформой для выявления исторических фактов, подспорьем в написании проектов или наиболее близким знакомством с многогранной жизнью Хабаровского технологического колледжа.
Рис. 2. Цифровой архив
Начало работе положила оцифровка документального материала. Первоначально она проводилась с помощью сканера, но оказалось, что на это потрачено много времени и фотографий через камеру телефона получается ничуть не хуже. Так, практически весь музейный и архивный материал был оцифрован с помощью мобильного устройства. Результатом деятельности стали более 15 тысяч фотографий, из которых одних только личных дел преподавателей было около 6 тысяч. Всего же в электронный вид уже переведено 607 личных дел сотрудников, причём это лишь те, кто работал до 2000 года.
Систематизация документов проводилась с указанием номера инвентарной книги музея, учетного номера, и шифра архива. Для определения событий, изображенных на фотографиях, использовались свидетельские воспоминания, оформленные в интервью.
По ходу оцифровки материала, обозначилась проблема несоответствия описи музейного фонда, хранящимся документам, поэтому инвентарная книга была переведена в электронный табличный вид и экспонаты пополнялись, увеличившись с 327 до 511 экспонатов.
Еще одной проблемой, с которой довелось столкнуться в процессе работы, оказалось отсутствие пополнения музея с 2015 года. Фотографии перестали печатать, потому было решено создать электронный фонд музея, и пополнять его цифровыми фотографиями с официального сайта колледжа.
Для воплощения конечной задумки, был необходим бесплатный онлайн-сервис, позволяющий создать сайт без знания языков программирования. Также немаловажным стало наличие интуитивно понятного интерфейса и шаблонов с готовым дизайном, которые бы позволили выполнить проект в сжатые сроки.
Из претендентов на роль конструктора сайта были рассмотрены такие представители, как: Tilda (Тильда), Nethouse (Нетхаус), Elementor (Элементор). Анализ показал, что платформа Elementor соответствует поставленным требованиям, вследствие предпочтения было отдано ей и вся дальнейшая работа проходила на ее основе.
При разработке дизайна было принято решение прибегнуть к элементам сразу трех стилей: Классического, Метро и Ретро.
Классический стиль, характеризующийся строгостью и простотой, подходит для создания официальных сайтов. А логически построенная структура воссоздает понятную навигацию и не позволяет пользователю теряться.
Стиль Метро, тоже строгий, базируется на использовании секций, в которых расположен весь основной контент, повышающих удобство восприятия большого объема контента. Шрифты простые, универсальные, без засечек. Их главный принцип — доступность и удобство чтения.
И наконец, Ретро-стиль, использующий винтажные иллюстрации или фотографии и отсылающий в прошлое, подчеркивает соответствующую тематику, что придает сайту узнаваемость.
Особое сочетание черт каждого стиля создали особый, цельный дизайн веб-страницы, соответствующей сайту колледжа и отлично его дополняющей
В результате были созданы следующие страницы:
«Мы растем и совершенствуемся». Через анализ учредительных документов было прослежены изменения в названии учебного заведения, этапы строительства зданий колледжа, оформление учебных аудиторий и кабинетов, используемые учебные и технические средства.
Тематическая категория «У руля» содержит сведенья о трех директорах колледжа: Гриненко А. С. (1953–2005), Марьяне Ю. М. (2005–2013) и Меняковой Л. В. (с 2013).
Страница «Почёт и слава тем, кто начинал» повествует о первых преподавателях, чей стаж превысил 10 лет.
Категория «Успешны в профессии» , посвящена выпускникам колледжа, которые, безусловно, играли и играют в его истории важную роль. Первый выпуск состоялся в 1957 году, и количество выпускников регулярно росло. Всего в музей были переданы 27 выпускных фотографий, после датирования и систематизации по годам, размещенных на странице «Фотогалерея выпускников».
«Красиво через десятилетия» — мероприятия культурной жизни колледжа. Поскольку от начала своего создания учебное заведение является центром подготовки творческих специалистов, студенты активно участвуют в конкурсах, демонстрируя талант и красоту.
Это далеко не все страницы, представленные в виртуальном музее. Остальные также наполнены интереснейшей информацией, необходимыми сведениями и документами. И, разумеется, все еще есть над чем работать. Например, по-прежнему продолжают решаться вопросы окончательного дизайна. Так, в оформлении было решено использовать печатные средства массовой информации, с упоминанием о техникуме — колледже, позже оформленные в стиле коллажа с ассоциативно подходящими фотографиями.
Продолжается исправление страниц от технических сбоев, так как в определенный период Elementor переставал функционировать, из-за чего работу пришлось выполнять в Вордпрессе, но сейчас каждая страница переоформляется в Elementor. Все это требует времени, но никто и не торопится, ведь рождение виртуального музея уже произошло, а значит, теперь пора растить его и улучшать.
Литература:
- Альбом. Наши выпускники. 1957–1975 гг. // Фонды МХТК-314.
- Альбом. Хабаровский технологический колледж. 1998 г. // Фонды МХТК-329.
- Книга приказов 1953–1957 гг. // Фонд Хабаровского технологического техникума. Ф. 1. Оп. 2 по личному составу. Д. 5. Л. 1–81.
- Личные карточки (ф. Т-2) работников колледжа. // Фонд Хабаровского технологического колледжа. Ф. 1. Л. 1–14.