Московский метрополитен как образовательная платформа: географические и биологические исследования окаменелостей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Московский метрополитен как образовательная платформа: географические и биологические исследования окаменелостей / Д. Д. Саньков, С. К. Жук, Е. М. Грант [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/530/116952/ (дата обращения: 17.08.2024).



В статье рассматривается образовательный потенциал окаменелостей, обнаруженных в отделочных материалах станций Московского метрополитена. Исследование направлено на оценку возможностей использования этих палеонтологических объектов для экологического и культурного просвещения, а также для формирования экологической культуры у студентов и широкой общественности. В работе представлены результаты социокультурной практики, проведенной студентами, включающей сбор информации, проведение социологических опросов и создание образовательных материалов.

Ключевые слова : Московский метрополитен, окаменелости, образовательный потенциал, палеонтология, география, экологическая культура, социокультурная практика

The article deals with the educational potential of fossils found in the finishing materials of Moscow Metro stations. The study is aimed at evaluating the possibilities of using these paleontological objects for environmental and cultural education, as well as for the formation of environmental culture among students and the general public. The paper presents the results of sociocultural practice carried out by students, including collecting information, conducting sociological surveys and creating educational materials.

Keywords : Moscow Metro, fossils, educational potential, paleontology, geography, environmental culture, sociocultural practice

Теоретическая часть :

Введение

Московский метрополитен, известный своими архитектурными и художественными особенностями, также является уникальной платформой для изучения географических и биологических аспектов через наличие окаменелостей в его отделочных материалах. Эти палеонтологические объекты представляют собой не только культурное наследие, но и важный образовательный ресурс.

Географический аспект

Метрополитен Москвы представляет собой сложную систему, объединяющую различные районы города, обладающую значительным образовательным потенциалом, к примеру изучение названий станций и их взаимосвязи с рельефом, историей и культурой города Москвы, а также изучение окаменелостей. При строительстве станций были использованы горные породы, они предоставляют возможность изучать географические особенности и геологическое происхождение. Горные породы, в которых содержатся остатки ископаемых организмов, были привезены с различных месторождений Армении, Грузии, Урала, Крыма, Италии и Подмосковья. Больше всего окаменелостей в мраморизованных известняках, представляющих собой «переходную» стадию между известняком и мрамором с грузинских месторождений Салиети и Молити.

Например, использование мрамора и известняка с окаменелостями на станциях «Арбатская», «Площадь Революции» и «Парк Победы» позволяет проследить геологическую историю региона.

Биологический аспект

Окаменелости, обнаруженные на станциях метро, включают разнообразные ископаемые остатки, такие как аммониты, наутилусы, белемниты, кораллы, брахиоподы, губки и морские лилии. Эти биологические артефакты служат важным инструментом для изучения древней жизни и эволюционных процессов. Рассмотрение этих объектов в контексте образовательных программ способствует развитию интереса к биологии и палеонтологии. Ископаемые окаменелости предоставляют уникальные возможности для изучения эволюции и биологических адаптаций.

Практическая часть:

Методы исследования

В рамках социокультурной практики студенты проводили следующие виды деятельности:

  1. Сбор информации и фотографий окаменелостей на станциях метро “Арбатская”, “Площадь Революции” и “Парк Победы”

Студенты изучили литературу, научные статьи и интернет-ресурсы для сбора сведений о типах и местах нахождения окаменелостей на станциях метро. Затем они посетили эти станции, фотографировали обнаруженные окаменелости и сопоставляли полученные данные с теоретической информацией.

2. Очное посещение станций и создание библиотеки фотографий.

В ходе посещений станций студенты составили подробные карты расположения окаменелостей и создали обширную библиотеку фотографий. Это позволило визуально документировать каждую обнаруженную окаменелость и систематизировать данные для дальнейшего анализа.

3. Проведение социологических опросов среди пассажиров метро.

Студенты разработали и провели опрос среди пассажиров метро, чтобы оценить уровень их осведомленности и интереса к окаменелостям. Опрос проводился как в традиционной бумажной форме, так и в онлайн-формате с использованием Google Forms. Полученные данные были обработаны и проанализированы.

4. Разработка аудиогидов и буклетов с информацией о палеонтологических находках.

На основе собранной информации студенты создали аудиогиды и буклеты, описывающие обнаруженные окаменелости и их значение. Эти материалы были разработаны с учетом различных целевых аудиторий и предназначены для использования в образовательных целях.

5. Анализ данных опросов и создание итоговых презентаций.

После сбора данных опросов и создания образовательных материалов студенты подготовили итоговые презентации, которые включали анализ полученных результатов и рекомендации по использованию окаменелостей в образовательных программах.

Примеры окаменелостей, обнаруженных в Московском метрополитене:

1. Аммониты

Аммониты представляют собой ископаемые раковины головоногих моллюсков, живших более 300 миллионов лет назад. Они имеют форму плоских спиралей и часто встречаются в отделочных материалах станции «Арбатская», а именно в мраморных известняках Биюк-Янкойского месторождения, которые были использованы при отделке колонн. Эти раковины позволяют изучать древние морские экосистемы и эволюционные процессы головоногих моллюсков [1].

Аммонитов также можно найти на станции «Парк Победы». Колонны станции отделаны мраморизованным итальянским известняком «Rosso Ammonitico», который получил такое название из-за множества встречающихся в нем аммонитов. Если изучить две колонны в конце станции, можно увидеть самого крупного «обитателя» московского метро — головоногого моллюска диаметром 60 сантиметров.

2. Наутилусы

Наутилусы, современные представители головоногих моллюсков, также имеют ископаемые формы, которые можно увидеть в мраморной отделке станции «Площадь Революции». Они имеют внешнюю раковину, разделенную на камеры, через которые проходит сифон. Наутилусы помогают понять морскую жизнь мезозоя и эволюцию головоногих моллюсков [2].

3. Белемниты

Белемниты, головоногие моллюски, обитавшие в юрском и меловом периодах, сохранились в виде ростров, внутренних скелетов. Их возраст — около 145 миллионов лет, а размер — 10–12 сантиметров. Внешне они напоминали кальмаров. Их можно найти на станции «Парк Победы». Изучение белемнитов предоставляет информацию о морских экосистемах и эволюции хищных головоногих [2].

4. Кораллы

Кораллы, колониальные и одиночные донные организмы, участвующие в рифообразовании, обнаружены на станциях «Арбатская» и «Площадь Революции». Некоторые кораллы (к примеру, шестилучевые кораллы) существуют до сих пор, а вот четырехлучевые вымерли около 250 миллионов лет назад, в конце палеозойской эры. Их скелеты используются в ювелирном деле, а также являются важными объектами для изучения экосистем прошлых геологических эпох [3].

5. Брахиоподы

Брахиоподы, морские беспозвоночные с двумя симметричными раковинами, известны с раннего кембрия и встречаются на станциях метро. Стены станции «Электрозаводская» облицованы красно-коричневым грузинским мрамором, изобилующим палеофауной юрского периода: иглы морских ежей, членики морских лилий и раковины брахиопод. Они помогают исследовать древние морские экосистемы и эволюцию беспозвоночных [4].

Заключение

Исследование показало, что окаменелости в Московском метрополитене имеют значительный образовательный потенциал. Они могут быть использованы для повышения экологической культуры и интереса к биологии и географии среди широкой аудитории. Включение данных объектов в образовательные программы и разработка соответствующих материалов способствует более глубокому пониманию геологических и биологических процессов, а также истории природной среды региона.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Интеграция в образовательные программы: Окаменелости, обнаруженные в московском метро, представляют собой уникальный ресурс для образовательных программ по биологии, географии и экологии. Они могут быть использованы для разработки учебных материалов и проведения экскурсий, направленных на повышение интереса к естественным наукам.
  2. Создание учебных маршрутов: Разработка специальных маршрутов по станциям метро, где находятся наиболее интересные окаменелости, может способствовать не только образовательной, но и культурной деятельности. Такие маршруты помогут учащимся и туристам лучше понять геологическую и биологическую историю региона.
  3. Популяризация научных знаний: Создание доступных и интересных материалов, таких как аудиогиды и буклеты, позволяет донести научные знания до широкой аудитории. Это способствует популяризации науки и повышению уровня экологической культуры среди населения.
  4. Междисциплинарное сотрудничество: Включение в исследование специалистов из различных областей, таких как география, биология и геология, позволяет получить более комплексное понимание изучаемых объектов. Такое сотрудничество способствует развитию междисциплинарных исследований и образовательных проектов.
  5. Будущие исследования: Проведенное исследование открывает возможности для дальнейших исследований и разработки новых образовательных программ. Это может включать изучение других станций метро и их геологических особенностей, а также создание новых образовательных маршрутов и материалов.

Таким образом, окаменелости в Московском метрополитене представляют собой важный образовательный ресурс, способствующий развитию экологической культуры и интереса к естественным наукам. Их изучение и интеграция в образовательные программы помогут учащимся и широкой аудитории лучше понять геологическую и биологическую историю региона, а также ценить и сохранять природное наследие.

Литература:

  1. Морозов П. Е., Ильясов И. В., Кузьмина С. А. Методические рекомендации по сбору и определению ископаемой фауны Московской области //М.: МОСГОРСЮН. — 1992.
  2. Маленкина С. Ю. Московский метрополитен как постоянно действующая геологическая экспозиция: осадочные и мета осадочные породы в его облицовке //Наука в вузовском музее. — 2020. — С. 95–101.
  3. Наугольных С. В. Палеонтологические объекты на станциях Московского метро //Природа. — 2018. — №. 1. — С. 52–58.
  4. Сарычева Т. Г., Сокольская А. Н. Определитель палеозойских брахиопод Подмосковной котловины. — Alexander Doweld, 1952. — Т. 38.
Основные термины (генерируются автоматически): Московский метрополитен, станция метро, экологическая культура, окаменелость, социокультурная практика, студент, широкая аудитория, значительный образовательный потенциал, московское метро, образовательный ресурс.


Ключевые слова

экологическая культура, география, образовательный потенциал, Московский метрополитен, окаменелости, палеонтология, социокультурная практика

Похожие статьи

Задать вопрос