Феномен христианской рок-музыки в отечественной культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Белогрудова, И. Г. Феномен христианской рок-музыки в отечественной культуре / И. Г. Белогрудова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117115/ (дата обращения: 16.08.2024).



Исследование направлено на анализ феномена христианского рока в отечественной музыкальной культуре. Авторы рассматривают исторические аспекты развития христианской рок-музыки в России (СССР), проводят аналогии и выявляют особенности отечественной рок-поэтики, отличающие её от зарубежных традиций. Результатом работы стала тематическая классификация христианской рок-музыки подробно представленной в одноимённой монографии.

Ключевые слова : рок-поэтика, рок-музыка, христианство, тематическая классификация.

Христианский рок — это не жанр. Абсолютно любой рок может быть христианским: все зависит только от текстов и религиозных убеждений самих музыкантов. Причём речь вовсе не о цитировании Библии и проповедовании. Христианский рок, скорее, о светлых идеалах и христианском взгляде на жизненные и социальные проблемы. И хотя направление существует ещё с 70-х гг., отношение у многих фанатов тяжелой музыки к нему все ещё неоднозначное. С одной стороны, христианский рок — это скучно и вообще против всех идеалов рок-н-ролла. С другой, «Светлый образ», «Вольному — воля» (Черный кофе), «Беспечный ангел», «Баллада о древнерусском воине» (Ария), «Песенный Суздаль» (Тяжёлый день), «Щит и меч», «Храни меня» (Мастер), «Виза для Круиза» (Круиз), «Радуюсь» (Воскресенье), «Я падаю в небо» (О. Кормухина) и т. д., стали хитами [1].

Первой христианской рок-группой в СССР был «Трубный зов», созданный во второй половине 70-х гг. евангельскими христианами. В 1982 году группой была записана рок-опера «Второе пришествие». В «период перестройки» христианская рок-сцена в России и СССР стала развиваться активнее чем в США и Британии. Начали появляться группы, чья лирика основана на православном христианстве. Диакон Андрей Кураев известен поддержкой православного христианского рока и, всячески боровшийся с баптистскими и неохристианскими сектами в 1994 году содействовал изданию рок-христианских альбомов, в результате на лейбле Мессия, вышла двойная пластинка «Антология Христианского Рока В России», на которую вошли песни таких групп и исполнителей как: Виктор Третьяков, «Третий Рим», «Новый Завет», «Мономах», «Царская Охота», Андрей Мисин, «Новый Иерусалим», Ольга Арефьева, «Легион», «Тупые», «Если», «Акцент», «Пилигрим», Олег Степурко, «Галактическая Федерация», «Трубный Зов», Николай Парфенюк. Потом вышла и вторая часть антологии под названием «Антология Нетрадиционной Духовной Музыки В России» [2]. В 2000-х это направление продолжает развиваться.

Можно выделить основные отличия отечественного христианского рока от зарубежного, а также некоторые сходства.

Во-первых, коммерческий успех от духовной христианской тематики в российской рок-культуре стоит на втором месте, т. е. главной задачей поэта является донесение мысли и её глубины.

Во-вторых, в отличие от поп-исполнителей российские рок-музыканты приходят к христианской тематике именно духовно и осознанно, а не просто осознанно и продуманно. Так, например, К. Кинчев (АлисА), в постперестроечный период первоначально приходит к древней языческой духовности («Небо славян») и лишь потом — к христианской. Через ряд душевных переживаний к христианству приходит С. Белов и А. Маршал (Парк Горького) — после «мытарств на чужбине» или О. Кормухина, пережившая ряд проблем. Д. Варшавский (Чёрный кофе) изначально был воцерковлённой личностью и, пожалуй, больше переживал о невозможности полностью обратиться к православной теме из-за её некоммерческой сущности — после ухода из группы, Варшавский теряет популярность, слушателей и деньги, обратившись к любимому делу. Сходные переходы к христианскому року наблюдаются и у других исполнителей.

В-третьих, имея, в отличие от американцев, более глубокую и насыщенную историю своей цивилизации, российские рок-музыканты в текстах песен обращаются к ней и раскрывают не пафосную сторону патриотизма.

В-четвёртых, российская рок-музыка более разнообразна в рамках христианской духовности: от протестантизма до православия, от общих нравственных установок до глубокой проработки темы греха и праведности, т. е. от «Песенного Суздаля» (Тяжёлый день) до «Улицы Роз».

В-пятых, христианская тематика миролюбия и тема чистого пацифизма является одной из основных: от зарождения российского рока до современности, т. е. от «Гонки на время» (Круиз) до «Неба в огне» (Натиск).

В-шестых, вторичное значение имиджа и христианских символов в концертной деятельности и оформлении альбомов т. к. более важным считается содержание, а не форма [3].

Сходство же между западной и российской христианской рок-культурой наблюдается в сходных периодах развития, во внедрении духовной тематики во все жанры рока, в частичной коммерциализации направления и его поддержки со стороны христианских церквей.

В современной оценке российской рок-музыки и рок-поэтики существует два прямо противоположных мнения. Это связано с тем, что сам культурный феномен рок-музыки происходит из США и Западной Европы. Именно поэтому ряд музыкальных критиков не признаёт уникальности отечественного рока, а видят в нём подражание и отражение западного явления. Вторая точка зрения музыкантов и критиков обусловлена большим значением слова и уникальной мелодики традиционной для русской культуры, что и выводит русский рок, в т. ч. и христианский на новый уровень недоступный для западных исполнителей [5].

Исследуя тематику песен (стихов) отечественных представителей христианского рока можно выделить три основных направления в отношении Христианства как религии: протестантский рок (Трубный Зов), православный рок (МономахЪ), христианский (общехристианские ценности).

Тематический и нарративный анализ [4], в комбинации позволяет выявить характер, идейный смысл, познавательную содержательность песен, относящихся к христианскому року.

В исследовании, в хронологии развития рассмотрены ряд наиболее заметных рок-групп, обращающихся к христианству в его разнообразных аспектах. Мы выделяем следующие направления:

  1. Молитвенно-исповедальная тематика: «Мастер» (Храни меня), «Натиск» (Дай мне силы), «Альфа» (Молитва), «Трубный Зов» (Молитва) и т. д. В текстах песен рок-исполнителей — обращение к Богу (Христу) за помощью, поддержкой, советом и т. д.
  2. Апокалиптическая (предупреждающая о Конце Света в его разных ипостасях: ядерная война, экологическая катастрофа, библейская гибель человечества, погрязшего в пороках и пр.): «Круиз» (Много нас), «Август» (Демон), «Мастер» и «Ария» (Воля и Разум) и пр. В данном тематическом разделе картины Апокалипсиса чередуются с размышлениями о его предотвращении.
  3. Христианские праздничные: «Аракс» (Сочельник), «Трубный Зов» (Рождество) и т. д. Песни ориентированный на создание возвышенного настроения перед религиозными праздниками. В российской рок-традиции таких композиций немного, но они есть.
  4. Религиозно-патриотическая (духовно-патриотическая, христианско-патриотическая) тематика: «Санкт-Петербург» (Русские), К. Кинчев (Небо славян), «Чёрный кофе» (Владимирская Русь), «Ария» (Баллада о древнерусском воине), «Ариаэль» (Как тебе живётся королева Анна), «Тяжёлый день» (Песенный Суздаль, Даль Великая) и мн.др. Это мощный тематический пласт, опирающийся на исторические события, взывающий к обращению к христианским истокам, зарисовкам природы и быта.
  5. Религиозно-философская (духовно-философская, христианско-философская) тематика: Воскресенье (Моё воскресенье, Один взгляд назад), Машина времени (Костёр), Чёрный кофе (Вольному — воля, Светлый образ), О. Кормухина (Я падаю в небо), Д. Варшавский (Время), Пламя (Каждый выбирает по себе), Натиск (Ангел и Демон) и т. п. Данное тематическое направление интересно тем, что прямой отсылки к христианской вере в текстах нет, но поднимаются категория христианской этики: Добро, Добродетель, Зло, Ложь, Правда, Совесть, Справедливость, несправедливость и т. д. Взаимоотношение категорий, борьба светлых сил и чувств с тёмными пороками и грехами; понимание рок-исполнителями данных категориальных взаимодействий в человеке и человечестве.

Подобной разнообразной тематики в зарубежной рок-традиции не существует и о феномене христианского рока в России можно говорить, как о факте, а не предположении.

Литература:

  1. Белогрудова, И.Г., Тарасов О. Ю. История развития дальневосточной рок-музыки: справочное издание. — Хабаровск: РИГ СНО ХИИК, 2023. — 104 с.
  2. Белогрудова, И.Г., Тарасов, О. Ю. Феномен христианской рок-музыки в отечественной культуре. — Хабаровск: РИГ СНО ХИИК, 2024. — 124 с.
  3. Доманский Ю. Русская рок-поэзия: текст и контекст. / Сборник научных трудов. — Тверь: ТверГУ, 2003. — 426 с.
  4. Пузанова Ж. В. Нарративный анализ: понятие или метафора? / Ж. В. Пузанова, И. В. Троцук // Социология. — 2003. — № 17. — С. 56–82.
  5. Филипс С. «Христианская Рок-Музыка» — критика христианского рока с точки зрения протестантизма. — СПб: Феникс. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): христианский рок, Россия, СССР, Черный кофе, древнерусский воин, российская рок-музыка, США, тематическая классификация, христианская рок-музыка.


Ключевые слова

Христианство, рок-поэтика, рок-музыка, тематическая классификация

Похожие статьи

Задать вопрос