Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 14.08.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Черных, И. Н. Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников / И. Н. Черных, И. В. Максимова, М. Н. Акимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — URL: https://moluch.ru/archive/532/117095/ (дата обращения: 16.08.2024).

Препринт статьи



В статье авторы освещают опыт использования нетрадиционных форм взаимодействия педагогов группы компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.

Ключевые слова: ребенок, родитель, дошкольное образование, дошкольная организация, нетрадиционные формы взаимодействия.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых, в первую очередь — от родителей и педагогов.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральной образовательной программой дошкольного образования, а также Государственным образовательным Стандартом дошкольного образования, одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом дошкольной организации, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

На современном этапе развития дошкольного образования для формирования гармоничной личности ребенка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка и от характера установления связей в системе «родитель-ребенок-педагог».

Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия педагогов с родителями недостаточно для установления доверительных отношений с ними. Опыт педагогов нашей дошкольной организации (МБДОУ д/с № 65 «Соловушка» г. Белгорода) показывает, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «родитель-воспитатель» являются вечера-досуги с активным участием родителей. Эта форма взаимодействия полюбилась родителями. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

Каждый учебный год традиционно мы начинаем с «Дня рождения группы» (имеется в виду конкретная возрастная группа). К этому вечеру каждой семье заранее предлагается подготовить любое выступление (стихотворение, песню, сценку). К предстоящему мероприятию украшается помещение группы и витражи окон, оформляется стенгазета, выставка рисунков, поделок, и накрывается праздничный стол-самобранка. На празднике царит теплая непринужденная атмосфера, которая позволяет раскрепоститься и детям, и взрослым. Такие совместные семейные публичные выступления прекрасно развивают коммуникативные навыки ребенка, формируют в нем уверенность. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, как пригодится такой опыт в будущем нашим малышам. Этот праздник сплачивает коллектив детей и взрослых. В дальнейшем родители охотно принимают участие в других наших совместных делах.

Успешно проходят и совместные литературные игры-викторины, такие как: «По дорогам сказок», «Вечер загадок», «Что? Где? Когда?», «Колыбельная для мамы», «Вместе с папой мы- богатыри», «Поле чудес».

Родители с удовольствием посещают наши музыкально-театрализованные спектакли: «Новогодний теремок», «Пасхальный колобок», «Рождественские посиделки», «Широкая масленица», «Я укола не боюсь», «Незнайка на улицах города», «Нам посчастливилось родиться на Руси», где они становятся непосредственными участниками (играют вместе с детьми в оркестре на инструментах-самоделках, изготовленных совместно со своими детьми, звучат шуточные частушки, детские песенки под гитару в исполнении родителей и детей).

В конце учебного года проводим заключительный досуг «Маленькая Звездочка». Это традиционный семейный вечер, на котором подводятся итоги за год: награждаются дети, наиболее отличившиеся за добрые дела, а также принимают поздравления от ребят и взрослых летние именинники. Дети старших групп провожают в школу подготовишек. В детском саду проходит выпускной бал, который по традиции завершается высаживанием родителями выпускников кустов роз на «Аллее выпускников». Затем совершается прощальный круг почета вокруг детского садика и на своей игровой площадке дети загадывают желания и запускают в небо воздушные шары. Вот где необычайно красивое, благодарное, волнующее зрелище со слезами, радостью, восторгом, признательностью за сложившиеся за эти годы доверительные, дружеские отношения в системе «родители-дети-педагоги».

Используются нами и другие нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Родители с детьми принимают активное участие в конкурсах и и творческих выставках: «Осенние фантазии», «Лучший спортивный уголок», «В гостях у сказки», «Огород на окошке», «Книжка-малышка по ПДД (правилам дорожного движения), «Мы выбираем чистую планету», «Весь мир начинается с мамы», «Лучший чехол для песочницы» и т. д.

Ежегодно наши дети — участники городского конкурса «Золушка и Маленький Принц», с призовыми местами. Эти победы благодаря тесному взаимодействию семьи и педагогов.

Еще хочется поделиться победами в городском конкурсе библиотеки А. Лиханова «Сказки читаем- творчество проявляем», где заняли два первых места с авторскими сказками «Домик пчелки» и «Разноцветный переход», 2 место с драматизацией сказки В. Сутеева «Под грибом» с детьми- логопатами. Вот где теснейшая взаимосвязь, родители — помощники во всем: подготовка декораций, пошив костюмов, организация транспорта для поездки на конкурс, сопереживание во время выступления, каждый готов был отыграть любую роль.

В нашем детском саду на базе группы компенсирующей направленности, был организован родительский клуб «Папа, мама, я — театральная семья», вместе с родителями был составлен план мероприятий. Так, к Дню матери были сделаны вместе с детьми пригласительные открытки и приглашены дорогие гости, в том числе и депутат и жители микрорайона. Праздник удался на славу. Гости сидели за празднично украшенными столами, угощались душистым чаем со свежей выпечкой, приготовленной самими приглашенными, любовались выступлением своих детей, участвовали в конкурсах, пеленали кукол, пели колыбельные, танцевали. Результатом этого мероприятия стали две статьи в газетах «Наш округ» — «Подарок для мамы» и «Наш Белгород». Огонек в глазах, что очень радует и говорит о нашей с детьми успешности.

В январе этого года очень творчески прошло еще одно мероприятие: фестиваль родительских сказок «От бабушки к маме, от мамы ко мне, так сказка живет в нашей семье». Родители вместе с детьми инсценировали любимые семейные сказки, представляли свои собственные, сочиненные ими самими. Родительский совет группы отметил участников и победителей дипломами и памятными подарками. Творческие семьи выпустили видеофильм и родительскую газету «Родительский вестник о наиболее ярких мероприятиях года». Атмосфера этих мероприятий способствовала раскрытию неожиданных способностей и талантов как детей, так и их родителей. В такой доверительной обстановке происходит духовное единение взрослых и детей. В итоге формируется единый коллектив, усилия которого направлены на освоение детьми моральных норм. Анализируя ценность объединения родителей, детей и педагогов, их совместного опыта взаимодействия, сами родители отмечают изменения, происходящие в поведении детей. Дети больше общаются с родителями, учатся общению между собой, сближаются с другими детьми.

Продолжая тему нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, хотелось бы остановиться на экскурсиях. Ежегодно нами, педагогами, планируется несколько масштабных экскурсий. Это познавательно, это интересно — вот, например, наша экскурсия на хладокомбинат. Мы с детьми столько нового узнали от экскурсовода, угостились мороженым, и некоторые родители были с нами, радости детей не было предела. Поэтому нужно, чтобы нас, в наших поездках сопровождали и родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие.

А еще в нашем арсенале нетрадиционных форм работы с родителями хочется выделить туристические походы. Нами был организован клуб «Мы — туристы». Вместе с родителями разрабатывался маршрут похода, продумывались привалы для отдыха на пути следования, где детей встречали лесные, речные сказочные жители: Баба-Яга, Винни-Пух, Водяной, Кикимора. Роли сказочных героев исполняли и педагоги, и помощники воспитателя, а чаще — родители. Организовывали эстафеты, наблюдения, пекли картофель в углях костра, жарили сосиски на палочках. Все участники похода получали большое удовольствие. Здесь же, во время похода ребята закрепляли свои знания о том, как бережно нужно относиться к природе, чтобы она нас могла продолжать радовать своей красотой. В походы ходили с нами преимущественно папы. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями. По итогам похода издавалсябуклет с фотографиями, по возможности видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могли ознакомиться с ее содержанием.

К сожалению, вот уже на протяжении нескольких лет мы не можем продолжить эту традицию (сначала из-за пандемии, затем из-за СВО). Однако и в наше неспокойное время можно организовывать «Маршруты выходного дня» . На таких совместных мероприятиях родители тоже могут совершенствовать свою педагогическую культуру. Они имеют возможность наблюдать, анализировать поведение и уровень развития своего ребенка, наблюдать общение других родителей с их детьми, а также наблюдать общение педагога с его ребенком, видеть реакцию и действия педагога по отношению к ребенку в разных нестандартных ситуациях и делать соответствующие для себя выводы по поводу воспитания своего ребенка. Происходит некий обмен и приобретение педагогического опыта родителем.

Главный результат и ценность вышеописанных нетрадиционных форм взаимодействия с семьями дошкольников заключается в том, что наши дети чувствуют себя комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к ребенку. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уровень своей психолого-педагогической культуры, появляетсяуникальная возможность содержательного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 80 с.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования// https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (Дата обращения 06.06.2024)


Задать вопрос