Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черных, И. Н. Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников / И. Н. Черных, И. В. Максимова, М. Н. Акимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117095/ (дата обращения: 23.12.2024).



В статье авторы освещают опыт использования нетрадиционных форм взаимодействия педагогов группы компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.

Ключевые слова: ребенок, родитель, дошкольное образование, дошкольная организация, нетрадиционные формы взаимодействия.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых, в первую очередь — от родителей и педагогов.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральной образовательной программой дошкольного образования, а также Государственным образовательным Стандартом дошкольного образования, одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом дошкольной организации, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

На современном этапе развития дошкольного образования для формирования гармоничной личности ребенка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка и от характера установления связей в системе «родитель-ребенок-педагог».

Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия педагогов с родителями недостаточно для установления доверительных отношений с ними. Опыт педагогов нашей дошкольной организации (МБДОУ д/с № 65 «Соловушка» г. Белгорода) показывает, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «родитель-воспитатель» являются вечера-досуги с активным участием родителей. Эта форма взаимодействия полюбилась родителями. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

Каждый учебный год традиционно мы начинаем с «Дня рождения группы» (имеется в виду конкретная возрастная группа). К этому вечеру каждой семье заранее предлагается подготовить любое выступление (стихотворение, песню, сценку). К предстоящему мероприятию украшается помещение группы и витражи окон, оформляется стенгазета, выставка рисунков, поделок, и накрывается праздничный стол-самобранка. На празднике царит теплая непринужденная атмосфера, которая позволяет раскрепоститься и детям, и взрослым. Такие совместные семейные публичные выступления прекрасно развивают коммуникативные навыки ребенка, формируют в нем уверенность. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, как пригодится такой опыт в будущем нашим малышам. Этот праздник сплачивает коллектив детей и взрослых. В дальнейшем родители охотно принимают участие в других наших совместных делах.

Успешно проходят и совместные литературные игры-викторины, такие как: «По дорогам сказок», «Вечер загадок», «Что? Где? Когда?», «Колыбельная для мамы», «Вместе с папой мы- богатыри», «Поле чудес».

Родители с удовольствием посещают наши музыкально-театрализованные спектакли: «Новогодний теремок», «Пасхальный колобок», «Рождественские посиделки», «Широкая масленица», «Я укола не боюсь», «Незнайка на улицах города», «Нам посчастливилось родиться на Руси», где они становятся непосредственными участниками (играют вместе с детьми в оркестре на инструментах-самоделках, изготовленных совместно со своими детьми, звучат шуточные частушки, детские песенки под гитару в исполнении родителей и детей).

В конце учебного года проводим заключительный досуг «Маленькая Звездочка». Это традиционный семейный вечер, на котором подводятся итоги за год: награждаются дети, наиболее отличившиеся за добрые дела, а также принимают поздравления от ребят и взрослых летние именинники. Дети старших групп провожают в школу подготовишек. В детском саду проходит выпускной бал, который по традиции завершается высаживанием родителями выпускников кустов роз на «Аллее выпускников». Затем совершается прощальный круг почета вокруг детского садика и на своей игровой площадке дети загадывают желания и запускают в небо воздушные шары. Вот где необычайно красивое, благодарное, волнующее зрелище со слезами, радостью, восторгом, признательностью за сложившиеся за эти годы доверительные, дружеские отношения в системе «родители-дети-педагоги».

Используются нами и другие нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Родители с детьми принимают активное участие в конкурсах и и творческих выставках: «Осенние фантазии», «Лучший спортивный уголок», «В гостях у сказки», «Огород на окошке», «Книжка-малышка по ПДД (правилам дорожного движения), «Мы выбираем чистую планету», «Весь мир начинается с мамы», «Лучший чехол для песочницы» и т. д.

Ежегодно наши дети — участники городского конкурса «Золушка и Маленький Принц», с призовыми местами. Эти победы благодаря тесному взаимодействию семьи и педагогов.

Еще хочется поделиться победами в городском конкурсе библиотеки А. Лиханова «Сказки читаем- творчество проявляем», где заняли два первых места с авторскими сказками «Домик пчелки» и «Разноцветный переход», 2 место с драматизацией сказки В. Сутеева «Под грибом» с детьми- логопатами. Вот где теснейшая взаимосвязь, родители — помощники во всем: подготовка декораций, пошив костюмов, организация транспорта для поездки на конкурс, сопереживание во время выступления, каждый готов был отыграть любую роль.

В нашем детском саду на базе группы компенсирующей направленности, был организован родительский клуб «Папа, мама, я — театральная семья», вместе с родителями был составлен план мероприятий. Так, к Дню матери были сделаны вместе с детьми пригласительные открытки и приглашены дорогие гости, в том числе и депутат и жители микрорайона. Праздник удался на славу. Гости сидели за празднично украшенными столами, угощались душистым чаем со свежей выпечкой, приготовленной самими приглашенными, любовались выступлением своих детей, участвовали в конкурсах, пеленали кукол, пели колыбельные, танцевали. Результатом этого мероприятия стали две статьи в газетах «Наш округ» — «Подарок для мамы» и «Наш Белгород». Огонек в глазах, что очень радует и говорит о нашей с детьми успешности.

В январе этого года очень творчески прошло еще одно мероприятие: фестиваль родительских сказок «От бабушки к маме, от мамы ко мне, так сказка живет в нашей семье». Родители вместе с детьми инсценировали любимые семейные сказки, представляли свои собственные, сочиненные ими самими. Родительский совет группы отметил участников и победителей дипломами и памятными подарками. Творческие семьи выпустили видеофильм и родительскую газету «Родительский вестник о наиболее ярких мероприятиях года». Атмосфера этих мероприятий способствовала раскрытию неожиданных способностей и талантов как детей, так и их родителей. В такой доверительной обстановке происходит духовное единение взрослых и детей. В итоге формируется единый коллектив, усилия которого направлены на освоение детьми моральных норм. Анализируя ценность объединения родителей, детей и педагогов, их совместного опыта взаимодействия, сами родители отмечают изменения, происходящие в поведении детей. Дети больше общаются с родителями, учатся общению между собой, сближаются с другими детьми.

Продолжая тему нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, хотелось бы остановиться на экскурсиях. Ежегодно нами, педагогами, планируется несколько масштабных экскурсий. Это познавательно, это интересно — вот, например, наша экскурсия на хладокомбинат. Мы с детьми столько нового узнали от экскурсовода, угостились мороженым, и некоторые родители были с нами, радости детей не было предела. Поэтому нужно, чтобы нас, в наших поездках сопровождали и родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие.

А еще в нашем арсенале нетрадиционных форм работы с родителями хочется выделить туристические походы. Нами был организован клуб «Мы — туристы». Вместе с родителями разрабатывался маршрут похода, продумывались привалы для отдыха на пути следования, где детей встречали лесные, речные сказочные жители: Баба-Яга, Винни-Пух, Водяной, Кикимора. Роли сказочных героев исполняли и педагоги, и помощники воспитателя, а чаще — родители. Организовывали эстафеты, наблюдения, пекли картофель в углях костра, жарили сосиски на палочках. Все участники похода получали большое удовольствие. Здесь же, во время похода ребята закрепляли свои знания о том, как бережно нужно относиться к природе, чтобы она нас могла продолжать радовать своей красотой. В походы ходили с нами преимущественно папы. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями. По итогам похода издавалсябуклет с фотографиями, по возможности видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могли ознакомиться с ее содержанием.

К сожалению, вот уже на протяжении нескольких лет мы не можем продолжить эту традицию (сначала из-за пандемии, затем из-за СВО). Однако и в наше неспокойное время можно организовывать «Маршруты выходного дня» . На таких совместных мероприятиях родители тоже могут совершенствовать свою педагогическую культуру. Они имеют возможность наблюдать, анализировать поведение и уровень развития своего ребенка, наблюдать общение других родителей с их детьми, а также наблюдать общение педагога с его ребенком, видеть реакцию и действия педагога по отношению к ребенку в разных нестандартных ситуациях и делать соответствующие для себя выводы по поводу воспитания своего ребенка. Происходит некий обмен и приобретение педагогического опыта родителем.

Главный результат и ценность вышеописанных нетрадиционных форм взаимодействия с семьями дошкольников заключается в том, что наши дети чувствуют себя комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к ребенку. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уровень своей психолого-педагогической культуры, появляетсяуникальная возможность содержательного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 80 с.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования// https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (Дата обращения 06.06.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, дошкольное образование, нетрадиционная форма взаимодействия, детский сад, дошкольная организация, Белгород, взрослый, дошкольное учреждение, компенсирующая направленность.


Ключевые слова

дошкольное образование, ребёнок, дошкольная организация, родитель, нетрадиционные формы взаимодействия

Похожие статьи

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образова...

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образова...

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Задать вопрос