Анализ налоговой реформы 2025 года по применению НДС к специальному налоговому режиму «Упрощенная система налогообложения» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №31 (530) август 2024 г.

Дата публикации: 30.07.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Богданова, А. Г. Анализ налоговой реформы 2025 года по применению НДС к специальному налоговому режиму «Упрощенная система налогообложения» / А. Г. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/530/116909/ (дата обращения: 16.08.2024).



В данной статье проводиться анализ данных единого реестра МСП, устанавливаются причины увеличения количества малого и среднего предпринимательства. Проводится аналитика взаимосвязи роста и расширения предпринимательского сегмента с дроблением бизнеса как основной проблемы недополучения налогов в бюджет и предстоящие пути ее решения, ожидаемые в 2025 году в виде налоговой реформы.

Ключевые слова: обороты, МСП, УСН, финансовые отношения, оптимизация налоговой нагрузки, дробление бизнеса, налоговая реформа 2025 г.

В настоящее время происходит резкая реструктуризация финансовых отношений в Российской Федерации. Появляются новые финансовые институты, динамично резюмируются направления по наращиванию малого и среднего бизнеса с учетом новых реалий и новых перспектив. За последнее два года наблюдается значительный прирост предприятий МСП.

В настоящее время по данным единого реестра субъектов МСП, общее количество субъектов МСП увеличилось на 2,1 % и составило 5 991 349 предприятий. При этом число юридических лиц сократилось на 0,4 % или на 8 671 предприятий, число ИП выросло на 3,8 % или на 133 317 предприятий. В большинстве регионов, а именно в 56 субъектах РФ, количество МСП увеличилось. Лидерами роста стали: Республика Калмыкия — 20,9 %, Чеченская Республика — 12,2 %, Республика Ингушетия — 11,8 %, Республика Тыва — 7,9 % Москва — 7,0 % [5].

Единый реестр субъектов МСП (по состоянию на 10.01.2023) [5]

Рис. 1. Единый реестр субъектов МСП (по состоянию на 10.01.2023) [5]

Устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства является приоритетной задачей любого государства. В данный период времени для Российской Федерации в условиях политической нестабильности и санкционного режима крайне важно взращивать собственный предпринимательский сегмент, который будет способствовать активному импортозамещению. Приведенная статистика показывает положительную динамику, соответственно рост отечественной предпринимательской инициативы. И, действительно, большинство субъектов малого и среднего бизнеса — это предприниматели на которых распространяется упрощенная система налогообложения. Не только льготные условия специального режима способствуют росту, но также и наличие государственных программ, таких как национальный проект «Малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы». Но не смотря на положительную динамику, наблюдается, как видно из приведенной статистики, снижения количества юридических лиц всех категорий. Казалось бы, наличие специальных режимов налогообложения и поддержка федеральных программ должны приводить не только к увеличению количества МСП, но и к их дальнейшему росту вплоть до субъектов крупного бизнеса. А наблюдается иная динамика.

Согласно данным статистики, в первом полугодии 2023 г. обороты российских предприятий малого и среднего бизнеса выросли на 19 % (+ 416,86 млрд. руб.) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, обеспечив адаптивный подъем таких отраслей, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, гостиничный бизнес и общественное питание, здравоохранение и социальные услуги. Наибольший рост представлен маркетплейсами (+31 %) [1].

Резкий прирост прибыли у субъектов МСП сформировал тенденцию по оптимизации налоговой нагрузки. Субъектам МСП в условиях оздоровления сектора и вывода его из состояния кризиса стало не рентабельным переходить в крупный бизнес, ведь переход означает утрату специальных налоговых режимов и увеличение налоговой нагрузки. Налоговая оптимизация сформировала тренд дробления бизнеса, то есть незаконной оптимизации и была легализована в фактическом смысле на практике предпринимательской деятельности.

Под дроблением бизнеса понимается искусственное распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами (в т. ч. взаимозависимыми), которыми прикрывается фактическая деятельность одного хозяйствующего субъекта в целях получения необоснованной налоговой выгоды [3].

С юридической точки зрения, дробление бизнеса может является законным, если соблюдаются все нормы законодательства. В большинстве случаев дробление бизнеса ассоциируется с незаконной налоговой оптимизацией по той простой причине, что некогда созданный маленький бизнес на специальном режиме разрастается и по всем своим показателям больше не является маленьким, но деление полученной прибыли на несколько юридических лиц, использующих различные преференции налогообложения позволяют избежать перехода на общую систему, тем самым сохранить налоговую нагрузку при увеличенных доходах от предпринимательской деятельности. Иными словами, создаются такие фиктивные условия, когда созданный маленький бизнес продолжает казаться маленьким.

Согласно статистики ФНС, в 2022–2023 годах количество предпроверочных анализов и выездных налоговых проверок (ВНП) по дроблению бизнеса исчисляются сотнями [6].

Данные показывают, что субъекты МСП, которые давно прошли предел по лимиту годового дохода и потеряли права применять специальный режим налогообложения, продолжают работать на нем, при этом значительные суммы не облагаются налогом и не доходят в бюджет.

Именно поэтому 12 июля 2024 года опубликован Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, посвященный налоговой реформе 2025 года. Документ был разработан по поручению Президента РФ, которое он дал в ходе оглашения Послания Федеральному Собранию РФ 29 февраля 2024 года.

Данная реформа является инновационной в налоговой сфере, она предусматривает обновленную модель правового регулирования, создает новый режим для функционирования ИП и ООО на УСН.

Рассмотрим, что конкретно предусматривает данный закон.

ИП и ООО на УСН независимо от выбранного объекта налогообложения не являются на сегодняшний день плательщиками НДС. Данный закон преодолел данное ограничение и теперь в рамках УСН появляется новый налог НДС. Во-первых, это влечет за собой обязанность выставлять счета-фактур, вести книгу продаж, покупок и подавать декларации по НДС. Во-вторых, закон предусматривает выбор ставки по НДС 20 % основная и льготных 5 % и 7 %. Условия для льготных ставок НДС следующие:

— ставка НДС 5 % — применяется, если сумма доходов за прошлый год была в пределах 250 млн руб. или в течение года упрощенец начинает исполнять обязанности плательщика НДС (доходы превысили 60 млн руб.). Если в течение налогового периода доходы превысят 250 млн руб., право на ставку НДС 5 % утрачивается;

— ставка НДС 7 % — применяется, если сумма доходов за прошлый год была в пределах 450 млн руб. или в течение года упрощенец начинает исполнять обязанности плательщика НДС, или если доходы превысили 250 млн руб. (утрачено право на ставку НДС 5 %) [2].

Как видно из положений закона, данная налоговая реформа является противодействием незаконной налоговой оптимизации, рассмотренной ранее. Она позволит выявить субъектов МСП, которые давно преодолели лимиты специального режима и искусственно поддерживают незаконную налоговую выгоду.

Если в течение налогового периода сумма доходов превысит 450 млн руб., то налогоплательщик теряет право на применение льготных ставок НДС 5 % и 7 % с 1-го числа месяца, в котором было превышение, и должен платить НДС по ставке 20 (10) процентов. Подавать заявление в налоговую инспекцию о применении ставок НДС 5 % или 7 % не нужно. Достаточно отразить льготную ставку в декларации по НДС. В то же время льготные ставки НДС 5 % и 7 % не применяются при ввозе товаров в РФ, а также в случае уплаты НДС налоговым агентом. Также следует учитывать, что налогоплательщики, использующие ставки НДС 5 % или 7 %, не применяют ставки НДС 20 %, 10 % и 0 % (за исключением некоторых операций, например, продажа товаров на экспорт, услуги международной перевозки). Организации и ИП на УСН освобождаются от уплаты НДС, если за прошлый год доход не превысил 60 млн руб. При подсчете лимита доходов ИП, совмещавший ОСН (или ЕСХН) и ПСН, должен учитывать доходы по обоим налоговым режимам. Для того чтобы получить освобождение от НДС, организация (ИП) подавать в налоговую инспекцию уведомление не должна. Организации и ИП, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, при реализации товаров, работ, услуг должны выставлять счета-фактуры с отметкой «Без налога (НДС)» (счета-фактуры при получении аванса не составляются), а также вести книгу продаж [2].

Из рассмотренного можно сделать также и следующий вывод, в несколько раз увеличиться работа бухгалтера, организации на специальных режимах, скорее всего, не смогут функционировать без финансового консультанта, который будет следить за бухгалтерией общества или ИП. Также возможен кадровый дефицит, который возникнет на фоне сложного перехода с одной системы функционирования УСН на другую.

Таким образом, за последние годы количество МСП выросло. Благодаря оздоровительным условиям и поддержки со стороны государства наблюдается рост оборотов МСП, что ведет к применению налоговой оптимизации, которая зачастую связана с дроблением бизнеса. Для того, чтобы улучшить налоговую доходность и прекратить незаконную налоговую оптимизацию был принят закон в налоговой сфере, который начнет действовать в полной мере с 2025 года, предусматривающий уплату НДС на УСН.

Литература:

  1. Исследование «Обороты малого бизнеса 1 полугодии 2023 года [Электронный ресурс]: Мой склад — программа автоматизации склада и торговли. URL: https://www.moysklad.ru/poleznoe/statyi/oboroty-malogo-i-srednego-biznesa-vyrosli/
  2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ: [Принят Государственной Думой 10 июля 2024 года: одобрен Советом Федерации 10 июля 2024 года]. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: информационно-правовой портал — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480697/ (дата обращения: 28.07.2024)
  3. О правовых позициях, сформированных судебной практикой и применяемых арбитражными судами при разрешении споров, связанных с установлением в действиях налогоплательщиков признаков «дробления бизнеса»: Письмо ФНС России от 16.07.2024 N БВ-4–7/8051@: — Текст: электронный // КонсультантПлюс: информационно-правовой портал — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_481104/
  4. Ряховский Д. И., Попова О. С. Дробление бизнеса: формирование критериев, выстраивание линии защиты со стороны налогоплательщиков // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2022. — № 7(250). — С.67–78.
  5. Статистика развития МСП в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Опора России. URL: https://opora.ru/site/assets/files/42057/statistika_razvitiya_msp_v_rf.pdf
  6. Федеральная налоговая служба: [сайт]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn27/news/activities_fts/7606106/ (дата обращения: 28.07.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): дробление бизнеса, ставок НДС, налоговая нагрузка, налоговая реформа, льготная ставка НДС, незаконная налоговая оптимизация, специальный режим, сумма доходов, крупный бизнес, Российская Федерация.


Ключевые слова

оптимизация налоговой нагрузки, финансовые отношения, УСН, дробление бизнеса, МСП, обороты, налоговая реформа 2025 г

Похожие статьи

Задать вопрос