В пакете учебных программ при моделировании асинхронного двигателя с помощью магнитных схем замещения представляет определенный интерес к способу намотки статорной обмотки через спинку ярма. В этом случае расширяется возможность управления напряжением в проводниках каждого паза. Такой тип уклдаки обмотки приводит к существенному изменению конфигурации заполнения элементов матриц и, следовательно, к увеличению вариантов при программировании в Matlab, что немаловажно в учебном процессе. Данную работу полезно сопоставить с работой [4], в которой рассматривался двигатель с таким же числом пазов на статоре, но с классическим типом обмотки.
На рис.1,а показана линейная развертка кругового асинхронного двигателя с одной парой полюсов (2р = 2, Z1 = 6) с укладкой обмотки через спинку ярма статора. На рис. 1,б дана его магнитная схема замещения, где токи и потоки на входе двигателя являются соответствующими токами и потоками на его выходе.
Запишем основные уравнения для «n»-ого участка схемы замещения.
Баланс магнитных напряжений магнитной цепи
— контурные магнитные потоки;
— магнитные сопротивления воздушных участков;
— магнитодвижущая сила, созданная статорным током , протекающим по всем проводникам паза ();
— М. Д. С. тока ротора в стержне ().
Баланс М. Д. С. для «n»-го участка имеет следующий вид:
.
Отсюда ток в стержне ротора определится по следующему выражению:
. (1)
Уравнение баланса напряжений электрической цепи ротора
(2)
Выразим производные во времени через конечные разности:
,
где n — номер зубцового деления;
k — номер шага разбиения по времени.
В формуле (2) скорость подвижного элемента принимаем равным и в пределах «k» интервала считается постоянным.
Производные по пространственной координате «х» выразим через центральные конечные разности:
.
С учетом вышеприведенных замечаний уравнение (2) примет следующий вид:
(3)
Исключим из уравнения (3) токи в роторе. Для этого подставим выражение (1) в уравнение (3) и получим:
(4)
Это уравнение может быть реализовано при произведении матрицы А, элементы которой записаны в квадратных скобках, на матрицу-столбец X, состоящей из потоков (Ф) и токов статорной обмотки. Правая часть уравнения (4) формирует первые шесть элементов матрицы-столбца свободных членовS в (k-1) момент времени. Остальные шесть будут сформированы из баланса напряжений статорной обмотки. Матрица-столбец Х сформирована из первых шести элементов, которые соответствуют потокам, а с 7 по 12 — токам i1, …, i6. Общий вид матриц при числе полюсов 2р = 2 и общем числе пазов статора Z1 = 6 примет следующий вид:
Так как в асинхронном двигателе сопротивления на всех зубцовых делениях одинаковы Rn = Rб, то уравнение (4) примет следующий вид:
(5)
Введем следующие обозначения:
- Элементы матрицы А, перемножаемые на потоки матрицы-столбца Х:
- Элементы матрицы А, перемножаемые на токи i1, …, i6 матрицы Х:
- Элементы матрицы-столбца свободных членов S:
С учетом обозначений уравнение (5) примет следующий вид:
(6)
Уравнение (6) позволит определить для первых шести строк элементы матрицы А и с первый по шестой элементы матрицы-столбца S, для этого последовательно зададимся n:
n = 1.
Запишем элементы матрицы А:
a1,1=B; a1,2=C; a1,3=D; a1,5=-D; a1,6=E; a1,7=Y; a1,8=T; a1,12=-T.
В правой части сформирован элемент s1 матрицы-столбца S:
.
n = 2.
Отсюда элементы матрицы А:
a2,1=E; a2,2=B; a2,3=C; a2,4=D; a2,12=-D; a2,7=-T; a2,8=Y; a2,9=T.
Второй элемент s2 матрицы-столбца S:
.
n = 3.
Отсюда элементы матрицы А:
a3,1=-D; a3,2= E; a3,3= B; a3,4=C; a3,12= D; a3,8=-T; a3,9=Y; a3,10=T.
Третий элемент s3 матрицы-столбца S:
.
n = 4.
Отсюда элементы матрицы А:
a4,2=-D; a4,3= E; a4,4= B; a4,5=C; a4,6= D; a4,9=-T; a4,10=Y; a4,11=T.
Четвертый элемент s4 матрицы-столбца S:
.
n = 5.
Отсюда элементы матрицы А:
a5,1= D; a5,3=-D; a5,4=E; a5,5= B; a5,6= C; a5,10=-T; a5,11=Y; a5,12=T.
Пятый элемент s5 матрицы-столбца S:
.
n = 6.
Отсюда элементы матрицы А:
a6,1= C; a6,2= D; a6,4=-D; a6,5= E; a6,6= B; a6,7= T; a6,11=-T; a6,12= Y.
Шестой элемент s6 матрицы-столбца S:
.
Остальные элементы матрицы А (n = 7, …, 12) и соответствующие элементы матрицы-столбца S определяются из баланса электрических напряжений обмоток статора [2].
В данной работе принято отдельное управление напряжением каждого паза (Z1 = 6), следовательно, необходимо задать шесть напряжений. В качестве одного из вариантов примем синусоидальные напряжения со сдвигом на π/3:
Рассмотрим баланс напряжений для первой обмотки.
где — число витков паза (обмотки);
– сопротивление обмотки, проходящей через спинку ярма;
– индуктивность обмотки первого паза.
Выразим производные через конечные разности:
Тогда после подстановки получим:
Преобразуем выражение к виду:
Обозначим:
Тогда для элементов седьмой строки матрицы А и седьмого элемента матрицы-столбца S (n = 7):
Отсюда элементы матрицы А:a7,1= UA; a7,7=KS.
Седьмой элемент s7 матрицы-столбца S:
Аналогично для n = 8, …,12 запишем:
n = 8.
n = 9.
n = 10.
n = 11.
n = 12.
Окончательно, матрица А примет следующий вид, удобный для программирования в MatLab:
Неизвестные переменные (потоки и токи в статорной обмотке) в k-ый момент времени определяется в результате следующей операции с матрицами:
X=A-1•S,
Далее, подставляя в уравнение (1) n = 1… 12, определяем токи в роторе:
Электромагнитные усилия на зубцовом делении определяются по следующим формулам:
Суммарное усилие:
Скорость в k-ый момент времени:
Произведем построение математической модели асинхронного двигателя методом Гаусса-Жордана с использованием языка программирования MatLab. Ниже приведен пример кода:
function ADq1spin
% Исходные данные асинхронного двигателя
Rb=0.1003*10^7;
rs=9.5;
Ls=0.037;
rr=4.6345*10^-5;
Lr=0.0372*10^-5;
dt=0.001;
tz=9.769*10^-3;
m=0.95;
v0=0;
wn=200;
f=50;
w=2*pi*f;
UA=wn/dt;
Um=310/(2*1.73);
X=zeros(12,1);
F=0;
K=input('длительность цикла k=');
for k=1:(K+1)
v(1,k)=v0; % создание вектор-строки для графика скорости
f(1,k)=sum(F); % создание вектор-строки для графика усилия
U(1)=Um*cos(w*(k-1)*dt);
U(2)=Um*cos(w*(k-1)*dt-2*pi/6);
U(3)=Um*cos(w*(k-1)*dt-2*pi*2/6);
U(4)=Um*cos(w*(k-1)*dt-2*pi*3/6);
U(5)=Um*cos(w*(k-1)*dt-2*pi*4/6);
U(6)=Um*cos(w*(k-1)*dt-2*pi*5/6);
% создание матрицы А
A=zeros(12);
B=2*Rb*(rr+Lr/dt)+1/dt;
C=-Rb*(rr+Lr/dt)+(2*Rb*Lr+1)*v0/(2*tz);
D=-Rb*Lr*v0/(2*tz);
E=-Rb*(rr+Lr/dt)-(2*Rb*Lr+1)*v0/(2*tz);
T=-wn*Lr*v0/(2*tz);
Y=-wn*(rr+Lr/dt);
W1=-wn*Lr/dt;
P=-Rb*Lr/dt;
Q=(2*Rb*Lr+1)/dt;
KS=rs+Ls/dt;
% Матрица А
for n=1:6
A(n,n)=B;
A(n,n+6)=Y;
A(n+6,n)=UA;
A(n+6,n+6)=KS;
end;
for n=1:5
A(n+1,n)=E;
A(n,n+1)=C;
A(n+1,n+6)=-T;
A(n,n+7)=T;
end;
for n=1:4
A(n+2,n)=-D;
A(n,n+2)=D;
end;
for n=1:2
A(n+4,n)=D;
A(n,n+4)=-D;
end;
A(1,6)=E;
A(6,1)=C;
A(1,12)=-T;
A(6,7)=T;
% Матрица свободных членов
S=[W1*X(7)+Q*X(1)+P*(X(6)+X(2));
W1*X(8)+Q*X(2)+P*(X(1)+X(3));
W1*X(9)+Q*X(3)+P*(X(2)+X(4));
W1*X(10)+Q*X(4)+P*(X(3)+X(5));
W1*X(11)+Q*X(5)+P*(X(4)+X(6));
W1*X(12)+Q*X(6)+P*(X(5)+X(1));
UA*X(1)+(Ls/dt)*X(7)+U(1);
UA*X(2)+(Ls/dt)*X(8)+U(2);
UA*X(3)+(Ls/dt)*X(9)+U(3);
UA*X(4)+(Ls/dt)*X(10)+U(4);
UA*X(5)+(Ls/dt)*X(11)+U(5);
UA*X(6)+(Ls/dt)*X(12)+U(6)];
% Решение методом Гаусса-Жордана
Z=rref([A S]); % Приведение расширенной матрицы к треугольному виду
X=Z(1:12,13:13); % Выделение последнего столбца из матрицы
% Ток ротора
Ir(1)=-wn*X(7)+Rb*(-X(6)+2*X(1)-X(2));
Ir(2)=-wn*X(8)+Rb*(-X(1)+2*X(2)-X(3));
Ir(3)=-wn*X(9)+Rb*(-X(2)+2*X(3)-X(4));
Ir(4)=-wn*X(10)+Rb*(-X(3)+2*X(4)-X(5));
Ir(5)=-wn*X(11)+Rb*(-X(4)+2*X(5)-X(6));
Ir(6)=-wn*X(12)+Rb*(-X(5)+2*X(6)-X(1));
% Электромагнитное усилие
F(1)=(X(2)-X(6))*Ir(1)/(2*tz);
F(2)=(X(3)-X(1))*Ir(2)/(2*tz);
F(3)=(X(4)-X(2))*Ir(3)/(2*tz);
F(4)=(X(5)-X(3))*Ir(4)/(2*tz);
F(5)=(X(6)-X(4))*Ir(5)/(2*tz);
F(6)=(X(1)-X(5))*Ir(6)/(2*tz);
% Скорость
v0=v0+(sum(F)/m)*dt;
end;
% Построение графиков
k=0:K;
subplot(2,1,1);
plot(k*dt,v);
title('Скорость');
xlabel('t, с');
ylabel('v, м/с');
grid on
subplot(2,1,2);
plot(k*dt,f);
title('Электромагнитное усилие');
xlabel('t, с');
ylabel('F, Н');
grid on
end
Результаты моделирования представлены на рис.3.
Рис. 3. Результат моделирования асинхронного двигателя в режиме прямого пуска
Литература:
1. Сарапулов Ф. Н., Емельянов А. А., Иваницкий С. В., Резин М. Г. Исследование электромеханических переходных процессов линейного асинхронного короткозамкнутого двигателя // Электричество. — 1982. — № 10. — С. 54–57.
2. Емельянов А. А., Богатов Е. А., Клишин А. В., Медведев А. В., Симонович В. Г. Математическая модель линейного асинхронного двигателя на основе магнитных схем замещения // Молодой ученый. — 2010. — № 5. — С.14–22.
3. Емельянов А. А., Медведев А. В., Богатов Е. А., Кобзев А. В., Бочкарев Ю. П. Программирование линейного асинхронного двигателя в MATLAB // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 129–143.
4. Емельянов А. А., Медведев А. В., Кобзев А. В., Бочкарев Ю. П., Евдокимов О. В. Моделирование асинхронного двигателя с помощью магнитных и электрических схем замещения // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 1–10.
5. Ануфриев И. Е. и др. MATLAB 7 / Ануфриев И. Е., Смирнов А. Б., Смирнова Е. Н.. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 1104 с.