Проблемы девиации в психологии и её особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 3399 раз

Библиографическое описание:

Каттабекова, Шахзода. Проблемы девиации в психологии и её особенности / Шахзода Каттабекова, М. К. Кадырова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 644-646. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7214/ (дата обращения: 17.12.2024).

С момента приобретения Узбекистаном независимости под руководством и по инициативе Президента страны были определены стратегии системной, поэтапной реализации реформ по воспитанию молодёжи, повышению её духовности. Основными целями данных реформ являются гармоничное развитие молодёжи, создание экономических, правовых, организационных условий для реализации их способностей и гарантии.

В целях обеспечения реализации реформ перед образовательными учреждениями поставлен ряд задач. Одной из приоритетных задач является воспитание всесторонне развитого поколения. Чтобы достойно выполнить данное обязательство, безустанно трудятся все образовательные учреждения, семьи, махалли.

Несмотря на все усилия, в деле воспитания молодёжи ещё имеются проблемы и пробелы. Одним из слабых мест является проблема отклонения поведения детей. Отклонение поведения в психологии называется термином «девиация».

Девиация — относительно массовое явление. Она непосредственно связана с происходящими в стране экономическими, социальными, политическими процессами. Иногда эти процессы становятся причиной или следствием появления, распространения или исчезновения того или иного девиантного поведения. Иногда это настолько крепкие взаимосвязи, что невозможно точно определить, изменения в жизни общества являются причиной, следствием или составной частью самого поведения. По крайней мере можно проследить их прямую связь с социальными изменениями в жизни общества.

В психологии девиантное поведение считается подростковой особенностью. При изучении механизмов данного поведения важно учитывать психологические и психофизиологические особенности подростка, в частности, преодолевает он трудности или уклоняется от них; адаптируется к условиям или избегает их; какова скорость определения ситуации и принятия решения.

В упрощённой форме девиантное поведение состоит из четырёх основных звеньев: проблема (конфликтное), обстоятельства, ценностно-нормативное, реализация процесса принятия управляющего решения.

Известно, что девиация означает «отклонение», она характеризуется отклонением человеческих действий в отрицательную или положительную от социальных норм сторону.

В психологии девиантное поведение характеризуется как процесс, относящийся только к подростковому возрасту, этот процесс объясняется усложнением социализации (подросток считает себя уже взрослым) в причину быстрого развития подростка — и физиологически, и психологически. Эту тему освещали в своих трудах учёные и исследователи.

До настоящего времени ни в одном журнале не было статей на темы «Дошкольная девиация», «Школьная девиация», «Подростковая или взрослая девиация», «Старческая девиация». Почему? Или у них в поведении нет недостатков? Или же они не нуждаются в коррекции? Конечно, нуждаются. Ещё многое в этом вопросе нужно исследовать. В частности, девиация возрастных периодов тоже нуждается в изучении. Например, вы не замечали, как трёх-четырёхлетний ребёнок употребляет в своём лексиконе непристойные слова; как безнравственно ведут себя некоторые пяти-шестилетние дети; как дети младшего школьного возраста постоянно обманывают, нарушают порядок, издеваются. Что вы думаете об этом? Может, скажете, что это просто детские шалости? Никак нет. Если учесть, что 70 % развития ребёнка протекает в дошкольном возрасте, то можно проследить порождение девиантного поведения именно в этом периоде, обнаружить причины, вызывающие данное явление (семья, естественная и социальная среда, психофизиология ребёнка и т. д.). И с большим сожалением нужно констатировать тот факт, что ещё очень мало сделано для предотвращения таких негативных обстоятельств.

По результатам наших наблюдений стало известно, что девиантное поведение относится не только к подростковому возрасту, но и другим возрастам (дошкольный, младший школьный, подростковый периоды, период молодости, зрелый возраст, старческий период).

Если рассматривать это как одну из глобальных проблем, то перед психологами встаёт очередная задача. Психологи тоже в ответе за то, чтобы каждый член общества был всесторонне развитым, деятельным, способным к общению.

Чтобы диагностировать девиантное поведение в соответствии с конкретным возрастным периодом и корректировать его, а также разработать меры для возвращения личности к активному образу жизни, наряду с такими дисциплинами, как социальная психология, экспериментальная психология, возрастная психология, психодиагностика, нужно совершенствовать новую область психологии, взаимосвязанную с вышеназванными,- девиантологию («девиант» — «отклонение», «логос»- «наука») и поднять её на уровень социально значимых вопросов.

Изучение данной области и претворение её в практику нужно для того, чтобы предупредить человека от преступных замыслов, глубоко анализировать мотивации преступлений и вернуть к активной жизненной позиции тех, кто однажды оступился.

Девиантное поведение не появилось откуда-то извне. Его появлению способствуют психологический климат в семье, индивидуальные особенности личности, нездоровая внешняя среда.

При анализе девиантологии мы встречаемся с ещё одной её разновидностью, как профессиональная девиация. Изучение мотивации профессионального девиантного поведения даёт возможность сделать следующие выводы:

-          Неумение сообразно представлять свои интересы с интересами общества, то есть эгоизм;

-          Отсутствие способности при решении жизненных трудностей, достижение целей любыми окольными путями, то есть безволие.

-          Попытка скрыть свою профессиональную некомпетентность, нежелание работать над собой, то есть лень.

-          Склонность к усвоению чужих успехов, заранее предчувствуя их общественную значимость.

Ещё одной неизученной стороной современной девиантологии является религиозная девиация. Она характеризуется тем, что человек чрезмерно отдаётся религии, рассматривает реальность через призму религии, говоря народным языком, «забывает о тленном мире, думая о вечном»

Элементарные признаки религиозной девиации- это одеваться в религиозном стиле и осуждать современный стиль одежды.

Данные девианты склонны представлять мир в другом спектре, пропагандировать религиозные секты, критиковать и пытаться запрещать существующую духовную среду. Самыми опасными проявлениями религиозной девиации являются терроризм, диверсии, попытка изменить существующий строй с помощью религиозных экстремистических идей. Но при данных обстоятельствах они используют религию в качестве маски, укрытия, чтобы подчинить себе массы гипнотическими уверованиями, обманом, слабыми психическими функциями человека.

Эффективность воспитательных мер среди детей и подростков с отклонениями в поведении зависит от формирования у них активной жизненной позиции, взаимодоверительных и здоровых отношений между учителем и учеником. Важно, чтобы ученик, трудно поддающийся воспитанию, постоянно чувствовал внимание, заботу и помощь учителя. Это будет первым шагом к оздоровлению поведения подростка.

Следующим условием в коррекции неадаптированного поведения подростка является своевременное определение изменений в его психике и оказание медицинской, психолого-педагогической помощи. В этом работа практика-психолога незаменима.

На наш взгляд, было бы целесообразным, если работу с несовершеннолетними возложить на инспекторов профилактики при участковых милицейских опорных пунктах или в каждой махалле отдельно создать службу инспекторов профилактики, непосредственно занимающихся работой с несовершеннолетними. Вооружить инспекторов первичными психиатрическими знаниями — требование времени.

При профилактике отклонений в поведении детей и подростков важное значение имеет налаживание сотрудничества школы и семьи. К сожалению, состояние данного важного звена в воспитательном процессе не отвечает требованиям. Поэтому при отсутствии или слабом взаимосотрудничестве школы и семьи бывает очень сложным предупреждать и исправлять недостатки и пробелы в воспитании детей и подростков.

Учитель не всегда имеет полную информацию о семье, где растёт ученик, её нравственном облике. Иногда некоторые учителя ведут воспитательный процесс, не будучи осведомлёнными об ученике, не советуясь с его родителями. Это приводит к тому, что воспитательные меры снижают эффективность профилактических действий. В результате ожидаемые от профилактики цели остаются недостигнутыми.

Известно, что здоровый климат в семье, культурная, умственная, нравственная и духовная развитость родителей и других членов семьи положительно влияют на ребёнка. Просвещённость и грамотность родителей являются важным подспорьем при профилактике противозаконного, противоестественного поведения детей.

Исходя из этого можно заключить, что просвещённость, умственный и нравственный потенциал родителей считаются важными факторами при профилактике девиации среди детей и подростков. Решение ряда психолого-педагогических задач даст ожидаемые результаты.

Литература:

1.      Газиев Э. Психология. Ташкент, 1994.

2.      Иванов П. И., Зуфарова М. Общая психология. Ташкент, 2010.

3.      Закон «Об образовании» Республики Узбекистан. Всесторонне развитое поколение — фундамент прогресса Узбекистана. Ташкент, Узбекистан, 1997.

4.      Каримов И. А. Узбекистан — государство с великим будущим. Ташкент, Узбекистан, 1992.

5.      Сафоев Н. и др. Теория и практика общей психологии. Ташкент, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, религиозная девиация, активная жизненная позиция, воспитательный процесс, жизнь общества, подросток, семья.


Задать вопрос