Патентная система налогообложения и возможности ее применения в субъектах Приволжского федерального округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Девятаева, Н. В. Патентная система налогообложения и возможности ее применения в субъектах Приволжского федерального округа / Н. В. Девятаева, Ю. С. Птичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 314-317. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7121/ (дата обращения: 17.12.2024).

С 2013 года в силу вступила новая глава Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) 26.5 "Патентная система налогообложения", которая заменила ст. 346.25.1 НК РФ, регулирующую применение индивидуальными предпринимателями упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Патентная система налогообложения (далее — ПСН) применяется только индивидуальными предпринимателями. Для применения ПСН средняя численность наемных работников, привлекаемых предпринимателем по всем видам осуществляемой деятельности, не должна превышать 15 человек, а объем годовой выручки, полученной от деятельности в рамках ПСН и УСН не должен превышать 60 млн. руб.

Переход на ПСН является добровольным для индивидуальных предпринимателей. ПСН может совмещаться с иными режимами налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД или общим режимом).

Сумма фактически полученного дохода не влияет на размер налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН. ИП, по Классификатору КВПДП, указывает в заявлении на получения патента наименование вида предпринимательской деятельности, установленное законом субъекта Российской Федерации, и соответствующий ему код в форме заявления № 26.5–1.

Налоговой базой для расчета налога при ПСН признается денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется ПСН. Размер дохода по видам деятельности устанавливается законом субъекта РФ. Субъекты РФ наделены правом корректировать размер такого дохода в зависимости от средней численности наемных работников или количества транспортных средств. В отношении сдачи в аренду помещений, розничной торговли и услуг общественного питания может быть предусмотрен разный размер потенциального годового дохода в зависимости от количества обособленных объектов или их площадей.

Размер потенциального годового дохода может быть установлен:

-                   на отдельный обособленный объект (в том числе магазин, павильон, ресторан, бар, киоск, палатку, торговый автомат, автолавку, автоприцеп);

-                   на 1 кв. м обособленного объекта, в частности, сдаваемого в аренду жилого (нежилого) помещения или земельного участка, магазина, павильона, кафе, столовой.

НК РФ установлены минимальный и максимальный размеры потенциального годового дохода на уровне 100 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно. Эти предельные значения подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор. Для 2013 года он установлен в размере 1. За субъектами РФ оставлено право увеличения максимального размера потенциального годового дохода в трех случаях:

1)                 Не более чем в 3 раза верхний предел может быть увеличен региональным законом в отношении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом, а также в отношении медицинской и фармацевтической деятельности, обрядовых и ритуальных услуг.

2)                 Вправе увеличить максимальное значение потенциального годового дохода не более чем в 10 раз по сравнению с установленным НК РФ в отношении услуг по сдаче в аренду помещений, розничной торговли и общепита.

3)                 Если предпринимательская деятельность осуществляется на территории города с численностью населения более 1 млн. человек, то максимальный предел налоговой базы может быть увеличен в отношении всех видов деятельности, но не более чем в 5 раз.

Налоговая ставка при ПСН составляет 6 % от потенциально возможного годового дохода.

Платеж по налогу при ПСН рассчитывается в том же порядке, что и ранее стоимость патента. При этом, если патент выдан на срок менее 12 месяцев, то сумма налога, подлежащего уплате по месту учета налогоплательщика, пересчитывается исходя из количества месяцев срока действия патента.

Если по патенту, полученному на срок более 6 месяцев, налог уплачен позднее, чем за 30 календарных дней до прекращения деятельности, налогоплательщик будет считаться утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим с начала налогового периода.

ПСН нельзя применять в отношении деятельности, которая осуществляется в рамках простого товарищества или договора доверительного управления имуществом.

Главное преимущество ПСН в том, что отчетности по ней индивидуальным предпринимателям предоставлять не требуется (за исключением Книги учета доходов индивидуального предпринимателя).

Немаловажное преимущество ПСН — освобождение от уплаты следующих налогов:

-          НДФЛ (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН);

-          налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН);

-          НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН, а также при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

К преимуществам ПСН можно отнести и то, что предприниматель получает право отказаться от использования контрольно-кассовой техники. Это снизит расходы на обслуживание техники, но при этом предприниматели обязаны вести кассовую книгу, заполнять приходные и расходные ордера.

В качестве недостатка ПСН следует отметить то, что сумма рассчитанного налога при ПСН не уменьшается на страховые взносы во внебюджетные фонды (как при применении ЕНВД).

ПСН вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных регионов. Региональные власти вправе устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, которые не указаны в НК РФ. Отсюда различное число видов предпринимательской деятельности в различных субъектах ПФО. (Табл. 1)

Таблица 1

Законы субъектов ПФО о введении патентной системы налогообложения

№ п/п

Субъекты РФ

Законы субъектов РФ о патентной системе налогообложения

Число видов деятельности

1

Кировская область

Закон Кировской области от 29.11.2012 N 221-ЗО «О патентной системе налогообложения на территории Кировской области»

53

2

Нижегородская область

Закон Нижегородской области от 21.11.2012 N 148-З «О патентной системе налогообложения на территории Нижегородской области»

47

3

Оренбургская область

Закон Оренбургской области от 14.11.2012 N 1156/343-V-ОЗ «О патентной системе налогообложения»

48

4

Пензенская область

Закон Пензенской области от 28.11.2012 N 2299-ЗПО «О введении патентной системы налогообложения на территории Пензенской области и установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения»

47

5

Пермский край

Закон Пермского края от 20.11.2012 N 121-ПК «О внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»

55

6

Республика Башкортостан

Закон Республики Башкортостан от 29.10 12 N 592-з «О патентной системе налогообложения в Республике Башкортостан»

47

7

Республика Марий Эл

Закон Республики Марий Эл от 24.10.2012 N 57-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в области налоговых и бюджетных правоотношений»

48

8

Республика Мордовия

Закон о Патентной системе налогообложения на территории Республики Мордовии от 14.11.12 № 78-З

47

9

Республика Татарстан

Закон Республики Татарстан о введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения от 29.09.12 N 65-ЗРТ

47

10

Республика Удмуртия

Закон «О патентной системе налогообложения в Удмуртской Республике» от 27.11.12 № 63-РЗ

57

11

Республика Чувашия

Закон Чувашской Республики от 02.10.2012 N 56 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»

47

12

Самарская область

Закон Самарской области от 27.11.2012 N 117-ГД «О патентной системе налогообложения на территории Самарской области»

47

13

Саратовская область

Закон Саратовской области от 13.11.2012 N 167-ЗСО «О введении на территории Саратовской области патентной системы налогообложения»

50

14

Ульяновская область

Закон Ульяновской области о патентной системе налогообложения на территории Ульяновской области от 2.10.12 N 129-ЗО

61

Потенциально возможный к получению индивидуальными предпринимателями годовой доход по одному и тому же виду деятельности в субъектах ПФО не одинаков и дифференцируется в зависимости от различных параметров.
Например, в Республике Мордовия, как и во многих субъектах ПФО, потенциально возможный к получению индивидуальными предпринимателями годовой доход по видам предпринимательской деятельности зависит от средней численности наемных работников. (табл. 2).
Таблица 2
Размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по ремонту, чистке, окраске и пошиву обуви в Республике Мордовия
Вид предпринимательской деятельности
Размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода, руб.
Ремонт, чистка, окраска и пошив обуви: 
Без наемных работников
150000
Средняя численность наемных работников от 1 до 3 включительно
215000
Средняя численность наемных работников от 4 до 6 включительно
430000
Средняя численность наемных работников от 7 до 10 включительно
715000
Средняя численность наемных работников от 11 до 15 включительно
1000000
В Республике Татарстан потенциально возможный к получению индивидуальными предпринимателями годовой доход по видам предпринимательской деятельности зависит от численности населенного пункта, в котором ведется предпринимательская деятельность по ПСН, а также от величины физического показателя, в качестве которого выступает численность наемных работников. (табл. 3)
Таблица 3

Размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по ремонту, чистке, окраске и пошиву обуви в Республике Татарстан

Вид предприни­мательской деятельно­сти

Физический показатель

Размеры потенциально возможного (ПВ) к получению годового дохода, руб.

На территории Республики Татарстан, в городах с численностью населения менее 1 млн.чел.

На территории города с численностью населения более 1 млн.чел. (г. Казань)

Размер ПВ к получению годового дохода на ед. физ. показателя

Максимальный размер ПВ кполучению годового дохода

Размер ПВ к получению годового дохода на ед. физ. показателя

Максимальный размер ПВ кполучению годового дохода

Ремонт, чистка, окраска и пошив обуви

Численность работников, включая ИП

310000

1000000

370000

5000000

Исходя из уровня экономического развития субъектов ПФО, уровня развития конкуренции в той или иной сфере, размер потенциально возможного к получению дохода, а также сумма налога при ПСН по одним и тем же видам деятельности различна в разных регионах ПФО. Так, годовая сумма налога при ПСН по ремонту, чистке, окраске и пошиву обуви без наемных работников в Мордовии обойдется в 9000 руб. (150000 * 0,06). Тогда как на территории Республики Татарстан, в городах с численностью населения менее 1 млн.человек годовая сумма налога без привлечения наемных работников по этому же виду деятельности составит 18600 руб. (310000 * 0,06); по г. Казань (на территории города с численностью населения более 1 млн.чел.) сумма налога уже будет равна 22200 руб. (370000 * 0,06).

Патентная системы налогообложения призвана легализировать многие виды доходов граждан, такие как репетиторство, уход за больным, сдача и аренда квартиры, фото- и видеосъемка и другие.

Но, несмотря на это предприниматели не торопятся переходить на данный вид системы налогообложения.

Так по данным ИФНС по Ленинскому району г. Саранск на 01.01.2013 г. из 1132 официально зарегистрированных индивидуальных предпринимателей пожелали перейти на патентную систему налогообложения всего 80 человек, что составляет 7,07 % от общего числа всех зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Тогда как, по состоянию на 1 июля 2012 г. было выдано 874 разрешения на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента; из них 282 патента получили лица, оказывающие автотранспортные услуги. На втором месте оказались парикмахерские и салоны красоты — 23 патента. Еще 20 патентов выдано предпринимателям, занимающимся изготовлением и ремонтом мебели.

Таким образом, у каждого специального налогового режима есть свои достоинства и недостатки, в том числе и у новой системы налогообложения — патентной. Выбор конкретной системы налогообложения зависит от особенностей функционирования организации, вида ее экономической деятельности, численности работников, организационно-правовой формы и множества других факторов. Выбор системы налогообложения является одним из самых важных и сложных направлений развития бизнеса любого субъекта предпринимательской деятельности.

Литература:

1.         Закон «О патентной системе налогообложения на территории Республики Мордовия» от 20.11.2012 г. № 78-З [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.klerk.ru/doc/301511/ — Загл. с экрана.

2.         Девятаева Н. В. Малое предпринимательство: проблемы развития и выбор налогового режима [Текст] / Н. В. Девятаева, И. Г. Ельмеева // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 288–292.

3.         Девятаева Н. В. Необходимость и проблемы развития малого бизнеса / Н. В. Девятаева, М. В. Виряскина //Социально-гуманитарные и научные исследования: теория и практика взаимодействия: межвз. сб. науч. тр.- Вып. III/ редкол.: Колесник Н. Ф. (пред.) [и др.] — Саранск: Ковылк. тип., 2012–406 с.

4.         Ефремов А. Новая система налогообложения будет работать в интересах предпринимателей [Электронный ресурс] / А. Ефремов // Известия Мордовии. — 2012 -.Режим доступа http://izvmor.ru/news/view/13717 - Загл. с экрана.

5.         Михалевич С. Валентина Таратынова: «Я считаю патентную систему прекрасной возможностью для развития малого бизнеса» [Электронный ресурс]. / Михалевич С. // УФНС РФ по РМ. — 2012. — Режим доступа http://www.r13.nalog.ru/imns/imns13_01/4009894/ — Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): патентная система налогообложения, предпринимательская деятельность, годовой доход, Татарстан, РФ, субъект РФ, вид деятельности, потенциальный годовой доход, предприниматель, численность населения.


Похожие статьи

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства: недостатки и направления совершенствования

Механизм формирования региональной инвестиционной политики в Республике Татарстан и рекомендации по ее совершенствованию

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Нормативно-правовая база государственной гражданской службы на федеральном и региональном уровне (на примере Тюменской области)

Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях

Оценка эффективности применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области

Назначение и основы функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия в сфере таможенного дела

Похожие статьи

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства: недостатки и направления совершенствования

Механизм формирования региональной инвестиционной политики в Республике Татарстан и рекомендации по ее совершенствованию

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Нормативно-правовая база государственной гражданской службы на федеральном и региональном уровне (на примере Тюменской области)

Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях

Оценка эффективности применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области

Назначение и основы функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия в сфере таможенного дела

Задать вопрос