Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Сафиуллина, Р. Т. Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан / Р. Т. Сафиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12.1 (92.1). — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/archive/92/17797/ (дата обращения: 16.12.2024).

Социально-экономическое развитие страны и ее регионов, в том числе Республики Татарстан, в последнее десятилетие характеризуется основными инновационно-конкурентными преимуществами в сфере малого предпринимательства.

Инновационный аспект является важной составляющей малых и средние предприятий, и играют огромную роль в решении текущих социально — экономических проблем регионов.

Ситуация в малом и среднем предпринимательстве находится под влиянием долгосрочных тенденций, сложившихся в данном секторе экономики. На протяжении последних четырех лет здесь наблюдается заметное снижение числа средних предприятий — c 759 до 478, а также индивидуальных предпринимателей — со 128,3 тыс.чел. до 90,6 тыс.чел. При этом рост малых предприятий — с 41,5 тыс.ед. до 49,6 тыс.ед. не компенсирует данные потери, что указывает на глубокие структурные и институциональные причины, препятствующие развитию сектора частного предпринимательства

Уровень концентрации можно оценить по распределению производства добавленной стоимости в республике. Так, в 2013 году 86 предприятий производили более 1 млрд. руб. добавленной стоимости, 55 предприятий — от 650 млн.руб. до 1 млрд.руб. В целом почти 200 предприятий в республики производят 82,3 % всей добавленной стоимости.

Кроме того, недостаток кредитных ресурсов, а также их высокая стоимость ограничивают естественные механизмы роста малых предприятий и их перемещение в категорию средних.

Доля малых предприятий в ВРП в январе-декабре 2013 года составила 22,9 %, а средних предприятий — 2,7 %. За последние четыре года общая доля малых и средних предприятий практически стагнирует. Если в 2010 году данный показатель составлял 24,5 %, то в 2013 году — 25,6 %.

Наибольшая доля субъектов малого предпринимательства наблюдается в бытовых услугах, оказываемых населению, — 93 %. В общественном питании малому предпринимательству принадлежит 65,8 %, в розничной торговле — 59,1 %, в строительстве — 50,9 %, в оптовой торговле — 34 %.

Отметим, что в структуре производства добавленной стоимости торговля занимает 5,7 %, строительство — 3,8 %, транспорт и связь — 8,5 %. Решение задачи увеличения доли малых и средних предприятий в ВРП республики заключается в стимулировании их проникновения в отрасли с высокой долей производства добавленной стоимости — добывающую и обрабатывающую промышленность в качестве субподрядчиков более крупных предприятий.

Поскольку малые и средние предприятия оказались “заперты” в отраслях с низкой долей производства добавленной стоимости, это негативно сказывается на возможностях создавать новые рабочие места и генерировать финансовые потоки.

Общая численность занятых на малых и средних предприятиях, а также индивидуальных предпринимателей в январе-декабре 2013 года составила 482,8 тыс.чел., что на 4,2 % меньше, чем в 2012 году. Численность занятых на малых предприятиях снизилась на 0,5 %, на средних предприятиях — на 2,2 %, число индивидуальных предпринимателей сократилось на 16,5 %.

Однако в 2014 году наблюдается замедление экономического роста как в Татарстане, так и в России в целом. На снижение экономической динамики основное влияние оказало замедление темпов роста в промышленном производстве (со 101,0 % в январе-августе 2013 года до 100,6 % в январе — августе 2014 года) и в строительстве (со 101,3 % до 100,1 %, соответственно). При этом сохраняющиеся потребительский спрос (темпы роста оборота розничной торговли составили 103,6 % к январю-августу прошлого года) и инвестиционная активность предприятий (темпы роста в первом полугодии — 104,9 %) поддержали экономический рост.

В результате по итогам января-августа 2014 года темпы роста валового регионального продукта составили 101,3 % к уровню января-августа 2013 года (ВВП РФ — 100,7 %).

Индекс промышленного производства (далее — ИПП) в январе-августе 2013 года ниже среднероссийского уровня на 0,7п.п. В добыче полезных ископаемых ИПП вырос на 1,0 % к уровню января-августа прошлого года (в РФ — на 0,8 %). В обрабатывающих производствах темпы роста ИПП в январе-августе увеличились на 0,8 % (в РФ — на 2,2 %). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды ИПП снизился на 4,1 % (в РФ — на 1,9 %).

Значительное влияние на низкий уровень ИПП оказала отрицательная динамика в следующих обрабатывающих производствах:

-        химическое производство — 98,0 %(в РФ — 100,3 %);

-        производство резиновых и пластмассовых изделий — 99,3 % (в РФ — 103,9 %);

-        текстильное и швейное производство — 65,0 % (в РФ — 102,6 %);

-        производство кожи, изделий из кожи и производство обуви –90,1 % (в РФ — 100,1 %).

Темпы роста сельскохозяйственного производства в январе-августе 2014 года составили 101,0 % в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода прошлого года, что значительно ниже среднероссийского уровня (104,9 %). Следует отметить, что впервые за последние 5 месяцев в сельскохозяйственном производстве наблюдается положительная динамика.

На сегодняшний день в Татарстане действует республиканская программа развития малого и среднего бизнеса «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014–2016 годы». Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 2 407 853 000 рублей, в том числе: средства бюджета Республики Татарстан — 2 407 853,0 тыс. рублей.

Однако текущие события 2014 года внесли определенные коррективы в предпринимательскую среду и на уровне Правительства РФ принимаются меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, которые должны реализовывать совместно с регионами, в том числе и РТ.

Таким образом, в соответствии с посланием президента РФ федеральному собранию от 4 декабря 2014 года должно увеличиться объем госзаказов до 30 % для малых предприятий в том числе и в РТ;

-        будет осуществлена реализация режима «надзорных каникул», в рамках которого если предприятие три года работает без нарушений, то на следующие три года оно освобождается от плановых проверок.

-        малые предприятия, которые регистрируются впервые, получат двухлетние налоговые каникулы.

-        налоговые ставки для сферы предпринимательства на текущие 4 года останутся неизменными;

-        приоритетным при государственной поддержке будет являть инновационная составляющая в предпринимательстве.

Помимо этого, в РТ в 2015 году будут предоставлены налоговые льготы для малого бизнеса, снижен налог по упрощенной системе с 6 до 1,5 %, а также единый налог на вмененный доход планируется снизить до 7,5 %, что даст основу для развития малого предпринимательства в перспективе.

Таким образом, сфера малого предпринимательства требует особого внимания и поддержки со стороны правительства РФ и региональных органов власти, которая должна стать основой для развития инновационных технологий в данной сфере.

 

Литература:

 

1.                  Министерство экономики РТ, режим доступа: https://uslugi.tatarstan.ru

2.                  Послание президента РФ федеральному собранию на 2015 год 4 декабря, режим доступа: kremlin.ru

3.                  Налоговые ставки по малому бизнесу в РТ, режим доступа: https://info.tatcenter.ru

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, добавленная стоимость, малое предпринимательство, предприятие, Татарстан, среднее, темп роста, промышленное производство, розничная торговля, сельскохозяйственное производство.


Похожие статьи

Анализ форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области

Инвестиционно-инновационное развитие АПК в Республике Мордовия

Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона

Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в 2014–2015 гг.

Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных торгово-экономических отношений Республики Тыва

Тенденции развития законотворческой инициативы в Республике Башкортостан

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Развитие частного сектора в сельском хозяйстве Республики Башкортостан. Тенденции развития малого предпринимательства

Факторный анализ малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Башкортостан

Похожие статьи

Анализ форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области

Инвестиционно-инновационное развитие АПК в Республике Мордовия

Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона

Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в 2014–2015 гг.

Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных торгово-экономических отношений Республики Тыва

Тенденции развития законотворческой инициативы в Республике Башкортостан

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Развитие частного сектора в сельском хозяйстве Республики Башкортостан. Тенденции развития малого предпринимательства

Факторный анализ малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Башкортостан

Задать вопрос