Нормативно-правовая база государственной гражданской службы на федеральном и региональном уровне (на примере Тюменской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 5121 раз

Библиографическое описание:

Евсеева, Я. В. Нормативно-правовая база государственной гражданской службы на федеральном и региональном уровне (на примере Тюменской области) / Я. В. Евсеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 979-983. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29480/ (дата обращения: 19.11.2024).



Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственной гражданской службы Российской Федерации можно прийти к тому, что законодательство охватывает систему, состоящую из 2 уровней — федерального и регионального (субъекты РФ). При этом государственная гражданская служба включает федеральную государственную гражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, а также государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их совместном ведении.

Основополагающим звеном нормативно-правовой базы Российской Федерации является Конституция РФ. Которая определяет государственную службу как одну из форм участия граждан в управлении делами государства и общества. На основании конституционных положений формируются федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность государственной гражданской службы.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 3. устанавливает, что народ осуществляет свою власть через органы государственной власти, а также в ч. 4 ст. 32 гарантирует гражданам равный доступ к государственной службе [1].

После Конституции РФ в законодательной базе государственной гражданской службы Российской Федерации следует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». Данный закон отражает основные положения о системе государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе определяет общие условия и систему управления государственной службой. А так же дифференцирует государственную службу на государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов [2].

Система государственной гражданской службы России более детально определена в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный закон определяет основные принципы построения и функционирования государственной гражданской службы, связанные с ней ограничения и запреты, а также включает вопросы, затрагивающие права, обязанности, требования к поведению гражданского служащего и порядок трудоустройства. Помимо правовых и организационных сторон федеральный закон рассматривает и финансово-экономическую основу государственной гражданской службы Российской Федерации [3].

Помимо того, существует подзаконная нормативно-правовая база, регламентирующая различные стороны государственной гражданской службы, которая представлена указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства России и нормативно-правовыми актами регионов.

Так, например, вопросы поступления на государственную гражданскую службу освещены в Указе Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», в котором определяются условия и порядок осуществления конкурса, условия при которых проведения конкурса невозможно. Конкурс предоставляет гражданам РФ равное право на доступ к государственной службе, а также право государственным гражданским служащим на профессиональный рост на конкурсной основе [4].

Помимо этого, нормативно-правовая база включает подзаконные акты, регулирующие вопросы прохождения государственной гражданской службы. Для того чтобы определить соответствует ли гражданский служащий занимаемой должности проводится аттестация, где оценивается его профессиональная служебная деятельность. В Указе Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» установлено, что аттестация гражданского служащего может проводиться один раз в три года, при этом может проводиться внеочередная аттестация, которая проводится после принятия решения о сокращении должностей или изменении условий оплаты труда гражданских служащих. В указе установлен перечень категорий государственных гражданских служащих, которые не подлежат аттестации. Так, например, к ним относятся гражданские служащие, которые проработали в занимаемой должности меньше года или возраст которых достиг 60 лет, беременные или находившиеся в отпуске по уходу за ребенком и иные категории. Кроме того, в указе определяется порядок организации и проведения аттестации, по итогам которой аттестационная комиссия принимает соответствующее решение [5].

Вместе с тем, оценка профессионального уровня гражданских служащих, соответствующая требованиям должностных регламентов, сложности и ответственности работы гражданских служащих, осуществляется при проведении квалификационного экзамена. Указ Президента РФ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» устанавливает категории государственных гражданских служащих, которые подлежат сдаче квалификационного экзамена, кроме того, определяет порядок сдачи квалификационного экзамена, который проводится конкурсной или аттестационной комиссией. По итогам данного экзамена комиссия либо признает, что соответствующий экзамен сдан гражданским служащим и рекомендует его для присвоения классного чина, либо признает, что экзамен не сдан [6].

Порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим определяется в Указе Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим». Кроме того, присуждение первого классного чина осуществляется федеральному гражданскому служащему, который еще не имеет классного чина гражданской службы. В тоже время принимаются во внимание классные чины иных видов государственной службы, воинское или специальное звание, а также дипломатический ранг, которые были присвоены на прежнем месте государственной службы РФ. Если срок прохождения гражданской службы в предыдущем чине истекает и федеральный гражданский служащий занимает должность гражданской службы, которая предполагает равный или более высокий классный чин, чем присваиваемый, то федеральному гражданскому служащему назначается очередной чин [7].

С целью обеспечения гражданских служащих правовой и социальной защищенности и повышения продуктивного использования своих должностных обязанностей им предоставляются государственные гарантии. К примеру, Указ Президента «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» определяет периоды государственной гражданской службы и другие периоды замещения должностей, которые могут включаться в стаж государственной гражданской службы, а также устанавливает порядок, согласно которому исчисляется данный стаж. Кроме того, по решению определенного круга лиц, которые предусмотрены в данном указе, в стаж гражданской службы могут быть включены другие периоды работы руководителей и специалистов в учреждениях, в которых полученные знания и опыт работы нужны гражданским служащим для выполнения должностных обязанностей. Стоит отметить, что периоды работы в упомянутых должностях в совокупности не могут превышать 5 лет [8].

Для назначения федеральным гражданским служащим пенсии за выслугу лет в стаж государственной гражданской службы добавляются периоды службы в государственных должностях Российской Федерации и ее субъектах, в должностях федеральной государственной гражданской службы и государственные должности государственной службы субъектов, должности прокурорских работников, сотрудников федеральных органов налоговой полиции, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, муниципальной службы, в профсоюзных органах и иных должностях, определяемых в Указе Президента РФ «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» [9].

В то же время, подзаконные нормативно-правовые акты касаются вопросов о персональных данных государственных гражданских служащих. Так в Указе Президента РФ «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» устанавливает порядок получения, обработки, хранения, передачи, а также иного применения персональных данных государственного служащего, кроме того, указ поручает ответственность за защиту персональных данных в первую очередь представителю нанимателю. И определяет ведение личного дела гражданского служащего. Личное дело включается в себя персональные данные государственного служащего и другие сведения, которые требуются для обеспечения деятельности государственного органа, а также сведения, относящиеся к поступлению, прохождению и увольнению с гражданской службы. Кроме того, в случаях с переводом гражданского служащего на должность гражданской службы в другой государственный орган или же при назначении государственного служащего на государственную должность Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) его личное дело передается в соответствующий государственный орган по месту замещения должности гражданским служащим. В случае увольнения гражданского служащего, его личное дело хранится в кадровой службе соответствующего государственного органа в течение 10 лет, а после истечения срока передается в архив [10].

Как уже отмечалось выше, помимо законодательных актов федерального уровня разрабатываются законодательные акты субъектов Российской Федерации, посвященные государственной гражданской службе. Региональное законодательство о государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации устанавливает особенности этой службы в определенном регионе.

Так, например, в Тюменской области действуют следующие законы:

Закон Тюменской области «О государственной гражданской службе Тюменской области», который практически идентичен Федеральному закону о государственной гражданской службе, однако в региональном законе уточняется понятие государственной гражданской службы Тюменской области как «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Тюменской области по обеспечению исполнения полномочий Тюменской области, государственных органов Тюменской области и лиц, замещающих государственные должности Тюменской области (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи)» [11].

В целях совершенствования работы органов государственной власти принят Федеральный закон «О реестре должностей государственной гражданской службы Тюменской области», который содержит перечень должностей государственной гражданской службы по соответствующим категориям и группам в исполнительных органах государственной власти Тюменской области, в Тюменской областной Думе, в Счетной палате Тюменской области, в Избирательной комиссии Тюменской области и в иных государственных органах области [12].

Для введения единого порядка присвоения классных чинов государственным гражданским служащим области принят закон Тюменской области «О порядке присвоения классных чинов государственным гражданским служащим Тюменской области». В нем содержатся условия, в соответствии с которыми присваиваются классные чины гражданским государственным служащим как впервые, так и в очередной раз, т. е. уже имеющим классный чин. Так же для очередного классного чина в данном законе устанавливаются сроки прохождения в классных чинах, возможность получения классного чина досрочно, помимо этого закон включает положения о том, когда классный чин не присваивается гражданскому служащему или вовсе лишается его [13].

Стоит отметить, что в субъектах Российской Федерации также действуют различные подзаконные нормативно-правовые акты, посвященные вопросам функционирования государственной гражданской службы субъекта.

Рассмотрим соответствующие постановления и распоряжения о государственной гражданской службы Тюменской области, которые представлены постановлениями Тюменской областной Думы, актами Губернатора и органов исполнительной власти Тюменской области. К примеру, согласно постановлению Губернатора Тюменской области «О возложении задач и функций органа по управлению государственной гражданской службой Тюменской области» аппарат Губернатора области, до образования соответствующего органа по управлению государственной гражданской службой, утверждает примерные должностные регламенты для государственных гражданских служащих в органах государственной власти, осуществляет информирование федерального государственного органа по управлению государственной гражданской службой об итогах исполнения государственных заказов на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Тюменской области, выполняет функции по подготовке кадров исполнительных органов государственной власти и иное [14].

В целях подготовки кадров для государственной гражданской службы Тюменской области было утверждено Постановление Губернатора Тюменской области «О подготовке кадров для государственной гражданской службы Тюменской области по договорам о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы Тюменской области» [15]. Для обеспечения государственной гражданской службы Тюменской области высокопрофессиональным кадровым составом было утверждено Постановление Губернатора Тюменской области «О государственном заказе на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Тюменской области» [16].

Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим Тюменской области, кроме государственных гражданских служащих, которые замещают должности в Тюменской областной Думе, осуществляется Губернатором области в соответствии с Постановлением Губернатора Тюменской области «О присвоении классных чинов государственным гражданским служащим Тюменской области» [17].

Для государственных гражданских служащих Тюменской области, кроме государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в Тюменской областной Думе, определены порядок и условия командирования, а также нормы расходов в Постановлении Губернатора Тюменской области «О порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Тюменской области» [18].

Постановление Губернатора Тюменской области «Об утверждении положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Тюменской области» регулирует вопросы, затрагивающие формирование и подготовку резервов государственной гражданской службы, кроме Тюменской областной Думы, с целью обеспечения передачи накопленного профессионального опыта молодым специалистам, а также своевременного замещения соответствующих вакантных должностей [19].

Таким образом, стоит отметить, что законодательство, регулирующее деятельность государственной гражданской службы, как на федеральном, так и на региональном уровне находится в непрерывном развитии, что обусловлено усовершенствованием законодательства, и достаточно обширно охватывает вопросы, касающиеся различных сторон государственной гражданской службы.

Особенности государственной гражданской службы определяются конкретными законами и подзаконными актами. Так на федеральном уровне подзаконные нормативно-правовые акты представлены Указами Президента, Постановлениями Правительства и другими подзаконными актами, а на региональном уровне — постановлениями областной Думы, актами Губернатора и органов исполнительной власти области.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 (с изм. и доп. от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // [Официальный сайт] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (дата обращения: 29.03.2016).
  2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации» // [Официальный сайт]URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182735;div=LAW;dst=100005,0;rnd=203280.12193267379025063 (дата обращения 29.03.2016).
  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // [Официальный сайт] URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191648;div=LAW;dst=100005,0;rnd=203280.8302231574922179 (дата обращения 29.03.2016).
  4. Указ президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 (ред. от 19.03.2014) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // [Официальный сайт] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160475;div=LAW;dst=100005,0;rnd=203280.5917368914739667 (дата обращения 29.03.2016).
  5. Указ Президента РФ от 1февраля 2005 г. № 110 (ред. от 28.08.2015) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // [Официальный сайт] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185235;div=LAW;dst=100005,0;rnd=203280.3112421746520875 (дата обращения 29.03.2016).
  6. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 (ред. от 01.07.2014) «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // [Официальный сайт] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165082;div=LAW;dst=1000000037,0;rnd=203280.4356723641508109 (дата обращения 29.03.2016).
  7. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 № 113 (ред. от 30.09.2013) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // [Официальный сайт] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=152609;div=LAW;dst=100005,0;rnd=203280.2620987198113047 (дата обращения 29.03.2016).
  8. Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 № 1532 (ред. от 19.05.2011) «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» // [Официальный сайт] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=114162;div=LAW;dst=100005,0;rnd=203280.3891976478125696 (дата обращения 29.03.2016).
  9. Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 № 1141 (ред. от 19.05.2011) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // [Официальный сайт] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=114163;div=LAW;dst=100005,0;rnd=203280.8742764234551632 (дата обращения 29.03.2016).
  10. Указ Президента РФ от 30 мая 2005 № 609 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» // [Официальный сайт] URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165070;div=LAW;dst=100005,0;rnd=203280.731312829882425 (дата обращения 29.03.2016).
  11. Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 327 (ред. от 06.07.2015) «О государственной гражданской службе Тюменской области» // «Тюменские известия». 2004. № 280–281.
  12. Закон Тюменской области от 23 сентября 2005 года № 395 (ред. 28.12.2015) «О реестре должностей государственной гражданской службы Тюменской области» // «Тюменские известия». 2005. № 214–215.
  13. Закон Тюменской области от 6 июня 2006 года № 468 (ред. от 07.06.2012) «О порядке присвоения классных чинов государственным гражданским служащим Тюменской области» // «Тюменские известия». 2006. № 114–115.
  14. Постановление Губернатора Тюменской области от 16 сентября 2005 года № 81 (ред. от 15.10.2015) «О возложении задач и функций органа по управлению государственной гражданской службой Тюменской области» // «Тюменская область сегодня». 2005. № 186.
  15. Постановление Губернатора Тюменской области от 26 сентября 2014 года № 110 «О подготовке кадров для государственной гражданской службы Тюменской области по договорам о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы Тюменской области» // [Официальный сайт] URL: http://www.admtyumen.ru (дата обращения: 25.03.2016).
  16. Постановление Губернатора Тюменской области от 22 сентября 2005 года № 84 (ред. от 01.12.2015) «О государственном заказе на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Тюменской области» // «Тюменские известия». 2005. № 227.
  17. Постановление Губернатора Тюменской области от 22 июня 2009 года № 48 (ред. от 04.08.2014) «О присвоении классных чинов государственным гражданским служащим Тюменской области» // [Официальный сайт] URL: http://docs.cntd.ru/document/906604007 (дата обращения: 25.03.2016).
  18. Постановление Губернатора Тюменской области от 16 июня 2009 года № 45 (ред. от 19.10.2015) «О порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Тюменской области» // «Тюменская область сегодня». 2009. № 116.
  19. Постановление Губернатора Тюменской области от 16 октября 2013 года № 237 (ред. 21.12.2015) «Об утверждении положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Тюменской области» // «Тюменская область сегодня». 2013. № 193.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная гражданская служба, Российская Федерация, Тюменская область, служащий, государственная служба, гражданская служба, классный чин, постановление Губернатора, Тюменская областная Дума, квалификационный экзамен.


Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Законодательная и нормативная правовая база формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Актуальные проблемы кадрового обеспечения современной системы муниципального управления и пути их решения с учетом зарубежного опыта мотивации муниципальных служащих

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Проблемы и перспективы совершенствования нормотворческой деятельности правоохранительных органов (на примере МВД РФ и ФСИН России)

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Законодательная и нормативная правовая база формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Актуальные проблемы кадрового обеспечения современной системы муниципального управления и пути их решения с учетом зарубежного опыта мотивации муниципальных служащих

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Проблемы и перспективы совершенствования нормотворческой деятельности правоохранительных органов (на примере МВД РФ и ФСИН России)

Задать вопрос