Использование элементов театрализации во внеурочной деятельности и на уроках английского языка как средство развития коммуникативных навыков на начальном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 23.07.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Горячева, Е. С. Использование элементов театрализации во внеурочной деятельности и на уроках английского языка как средство развития коммуникативных навыков на начальном этапе / Е. С. Горячева, Н. В. Задорожная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116799/ (дата обращения: 01.09.2024).



В статье рассматривается драматизация на начальном этапе обучения английскому языку.

Ключевые слова: английский язык, театрализация, роль, начальная школа.

All the world's a stage,

And all the men and women merely players…

William Shakespeare

Данная работа может представлять интерес для учителей английского языка, которые стремятся мотивировать учащихся к изучению иностранного языка с помощью театральных постановок. Драматизация на уроках английского языка — это один из наиболее распространённых и удачных подходов при обучении английскому языку, при котором обучающиеся знакомятся с ситуацией, со своими ролями, изучают и познают окружающий мир [2]. Театрализация способствует формированию и освоению метапредметных умений при обучении английскому языку, повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации [5].

Одним из любимых направлений моей работы является работа по раскрытию и развитию творческих способностей учащихся средствами искусства и иностранных языков. Интегрируя иностранные языки и искусство во внеурочной деятельности, мы приобретаем возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением различных знаний: литературы, музыки, живописи, истории и других предметов, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления [1]. Такую интеграцию мы, учителя иностранного языка, рассматриваем как возможность изучать сложный предмет эмоционально, творчески, с применением новых учебных форм, на основе новых видов ученической активности — в сольном и хоровом пении, в музыкально-пластической и музыкально-театральной деятельности [4].

Такой подход вносит в образовательный процесс новизну и оригинальность. Он имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины мира, позволяет систематизировать музыкальные и иноязычные знания, способствует развитию умений и навыков в различных областях, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся [3]. Это также повышает рост профессионального мастерства педагогов, так как требует от них владения новыми технологиями, осуществления деятельного подхода к обучению, одухотворенности, личностного общения.

Существует много направлений внеурочной деятельности, но научить можно тому, что любишь сам, к чему лежит твоя душа. И мы выбрали «Театр на английском языке». В своей школе мы ведем этот кружок в 3–4 классах. Нам нравится работать именно с этой возрастной категорией, ведь младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Большинство ребят очень способные, а потому так важно сохранение и развитие одаренности наших детей.

Основная цель нашей работы — дать детям шанс самореализоваться, создать условия для активного, творческого развития личности, стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка. Главное в работе кружка — коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Когда учащиеся попадают в ситуацию игры, оказываются вовлечёнными в общий творческий процесс, они легко преодолевают «языковой барьер». Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове ребенка в сказочного героя, легко произносящего свою роль.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель — ученики преобразуются в иную модель отношений — режиссера и актеров.

Набор в группу предполагается свободный, без предъявления специальных требований, состав постоянный и переменный. Численный состав группы в среднем составляет 20–25 человек. На наши занятия приходят как очень талантливые, яркие дети, так и те, у кого есть проблемы в общении. С ними на каждом занятии ведем особую работу над сценической речью, которая помогает ребенку перевоплотиться в образ своего героя и совершить то, чего раньше он никогда бы не сделал, — выйти на сцену перед всем залом и начать говорить!

Занятия кружка проходят один раз в неделю. Роли распределяются в соответствии с интересами детей, с учетом их языковых и актерских возможностей. Дети сами чувствуют, какую роль они хотели бы исполнить. Большие роли со сложными текстами выбирают дети с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики предпочитают роли с небольшим количеством реплик. Однако все ученики получают большое удовлетворение от своей работы, и чувство самореализации, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы.

Работа над сценарием, отработка произношения, интонации, подготовка к выучиванию ролей проходит в кабинете английского языка. Дальше следует этап чтения по ролям. Затем ребята учат свои роли и продумывают костюмы. Репетиции, непосредственно постановки проходят на сцене актового зала школы. Репетиции проводятся столько раз, сколько необходимо для того, чтобы все участники спектакля выучили свои роли наизусть, умели красиво двигаться по сцене, чувствовать своего партнёра, взаимодействовать с ним и вовремя вступать со своей репликой. Важно следить, чтобы артисты не поворачивались спиной к зрительному залу. Речь учащихся должна быть достаточно громкой, правильной и четкой, а их действия выглядеть естественными.

Все декорации к спектаклям, костюмы мы делаем сами и с помощью родителей. Это развивает в детях творческую активность, вовлекает детей и родителей в совместную деятельность.

Ребята с удовольствием посещают занятия, общаются между собой, учат песни, подбирают музыкальное сопровождение к сценариям. Ставить танцы нам помогают старшеклассницы, которые занимаются хореографией. Тем самым создаются все благоприятные условия для развития коммуникативной активности учащихся.

Вместо того чтобы бесцельно проводить время в социальных сетях наши подопечные ищут необходимый материал, видеоролики, работают над изготовлением костюмов и декораций, подбирают музыку и оформление, разучивают песни и танцы.

Мы уже поставили спектакли «The cat's house», «Cinderella», «Snow White and the Seven Dwarfs», «The three little pigs», «Little red Riding Hood», «Lazy Little Princess and New Year».

Каждый спектакль мы показываем несколько раз для всех параллелей начальной школы. Выступления проходят в присутствии родителей и друзей юных актеров в теплой дружеской обстановке и всегда имеют огромный успех. Школьные учителя удивляются, как на сцене раскрываются довольно тихие и скромные дети. Наш театр принимает активное участие в разных театральных конкурсах. Спектакль «Cinderella» позволил детям занять первое место в муниципальном конкурсе «Шире круг» в номинации «Драматизация литературного произведения».

Положительной стороной работы театрального кружка мы считаем то, что дети почувствовали себя свободнее на занятиях, стали активнее, избавились от стеснения и скованности, стали более открытыми, легкими в общении, обрели уверенность в себе, стали более музыкальными, начали относиться к языку с большим интересом.

На обычных уроках мы тоже часто используем элементы театральной деятельности. Дети учат наизусть небольшие роли или песни из учебника. И все, что можно как-либо обыграть, мы исполняем, снимаем на видео и отправляем в родительские группы. Детям нравится смотреть на свои выступления. Это хорошо повышает их мотивацию. В итоге материал наизусть выучивает большее количество детей. И к доске с удовольствием выходят даже слабенькие ученики.

Театральная деятельность помогает раскрывать в детях те таланты, которые в обычной школьной жизни остаются за кадром — умение петь, танцевать, импровизировать, читать стихи.

В выступлении на сцене заложен высокий эмоциональный фон, потрясающий воспитательный потенциал. Это путь к самореализации, к самосовершенствованию, к самовыражению. И все это несомненно повышает мотивацию участников, побуждает к творчеству зрителей.

Литература:

  1. Бодоньи М. А. Путешествие в мир английского. English for juniors. 3–4 классы. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности школьников. — Ростов-на-Дону: Легион, 2013. — 16 с.
  2. Конышева А. В. Английский для малышей: Стихи, песни, игры, рифмовки, инсценировки, утренник. — СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. — 150 с.
  3. Лебедева Г. Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку в начальной школе. — Москва: Глобус, 2008. — 282с.
  4. Кулинич Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка 2–4 классы./ Мастерская учителя иностранного языка. — Москва: ВАКО, 2009. — 224 с.
  5. Комаров А. С. Игры и пьесы в обучении английскому языку. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ребенок, иностранный язык, роль, внеурочная деятельность, интерес учащихся, начальная школа, отработка произношения, работа, театральная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос