Страхование ответственности судовладельцев маломерных судов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 17.07.2024

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Печеницын, Д. С. Страхование ответственности судовладельцев маломерных судов / Д. С. Печеницын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 133-137. — URL: https://moluch.ru/archive/528/116713/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящей статье рассматриваются проблемы страхования ответственности судовладельцев маломерных судов, а также основные положения, регулирующие страхование ответственности судовладельцев. В ходе исследования был проведен сравнительно-правовой анализ как нормативно-правовых актов, регулирующих страхование ответственности судовладельцев, так и работ авторов, посвященных данной теме. Были выделены направления для совершенствования страхования ответственности судовладельцев маломерных судов.

Ключевые слова: страхование, ущерб, страхователь, страховщик, ответственность судовладельца, морское страхование, финансовое обеспечение, маломерное судно, катер, яхта.

This article discusses the problems of liability insurance for shipowners of small vessels, as well as the main regulation governing the liability insurance of shipowners. During the study , a comparative legal analysis was carried out of both normative legal acts regulating liability insurance of shipowners and the works of the authors devoted to this topic. The directions of improving liability insurance for shipowners of small vessels were highlighted.

Keywords: insurance, damage, insured, insurer, shipowner's liability, marine insurance, financial security, small vessel, boat, yacht.

Согласно данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в России более 2,8 млн рек общей длиной 12,4 млн. км, а также 2 747 997 озёр общей площадью 408 856 км². Помимо рек и озер, на территории Российской Федерации находятся в эксплуатации около 30 тыс. регулирующих речной сток водохранилищ и прудов суммарным объёмом более 800 км³. Протяжённость береговой линии только водохранилищ составляет 75,4 тыс. км. Наличие таких морских и внутренних путей в России не могло не отразиться на развитии маломерного флота.

25 мая 2012 г. вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения маломерного судна». Кардинально поменялось определение маломерного судна и условия его государственной регистрации. В соответствии со статьей 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ) и статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) маломерное судно — это судно длина которого не превышает двадцать метров; общее количество людей на котором не превышает двенадцать. Регистрация маломерных судов в соответствии со статьей 33 КТМ РФ и статьей 16 КВВТ РФ маломерные суда, использующиеся в коммерческих целях, подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре; не использующиеся в коммерческих целях подлежат регистрации в реестре маломерных судов.

При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС РФ), ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) или ФАУ «Российское классификационное общество» (РКО) принимается во внимание цель использования маломерного судна:

1) некоммерческое использование — ГИМС МЧС РФ

2) коммерческое использование — РС или РКО

Под понятие маломерного судна подходят следующие плавательные средства:

  1. катер, яхта — моторное судно, движение, которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя;
  2. моторная лодка — судно, движение, которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;
  3. парусное — судно, имеющее парусное вооружение, и движение, которого осуществляется при помощи парусов;
  4. парусно-моторное — парусное судно, оборудованное дополнительно механической установкой (стационарным двигателем или подвесным мотором);
  5. катамаран — двухкорпусное судно, оснащенное ферменным или палубным мостом посередине. Может быть как моторным, так и парусно-моторным судном;
  6. несамоходное — судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки; (все возможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда — понтоны, дебаркадеры и т. д.);
  7. гидроцикл — (водный мотоцикл, скутер, реже «аквабайк») скоростное персональное плав средство с установленным на нем стационарным двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем;
  8. гребное — судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы.

Безопасность движения маломерных судов регулируется Приказом Минтранса России от 19.01.2018 N 19 (ред. от 11.02.2019) «Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям» и Приказом МЧС России от 06.07.2020 N 487 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации». Настоящие Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании, и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

За последние годы количество приобретаемых маломерных судов (катеров, моторных лодок, гидроциклов и яхт) значительно возросло. Это связано как с высоким потребительским спросом населения и ростом экономики, так и изменениями в российском законодательстве и судебной практикой, что позволило маломерным судам заниматься коммерческой деятельностью.

Например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2014 года N Ф07–3930/2014 по делу N А56–48345/2013 подтверждает, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет право требовать от заявителя лишь те документы, которые прямо предусмотрены в КТМ РФ и КВВТ РФ для судна заявленного типа. Таким образом маломерное судно, даже без пассажирского свидетельства и документов, предусмотренных, как обязательные, для иных типов судов, может быть использовано для перевозки пассажиров.

Индустрия отдыха на воде развивается, но при этом необходимо принимать меры к обеспечению безопасного отдыха для людей на внутренних водных путях. Ежегодно в органах ГИМС РФ фиксируются сотни аварийных происшествий с маломерными судами. Зачастую эти происшествия связаны с гибелью и увечьем людей. По словам председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, только с января по сентябрь 2023 года на воде погибло более 2540 человека. «Во многом это связано с отсутствием четких разграничений полномочий ответственных за безопасность в данной сфере», — констатировал депутат [11].

Однако отдых на воде сопряжен с риском серьезных и непредвиденных расходов. Коммерческая деятельность при эксплуатации маломерных судов — это еще одна область дополнительных рисковых составляющих для их владельцев. Так как во время эксплуатации возникают следующие риски:

  1. столкновение судна с другими судами, с плавучими или неподвижными объектами;
  2. причинения судном вреда жизни или здоровью других лиц;
  3. разлив топлива или иных технических жидкостей;
  4. кораблекрушение.

Ввиду вышесказанного, остро стоит вопрос о страховании ответственности судовладельцев маломерных судов. Страхование ответственности судовладельцев представляет систему страховой защиты судовладельцев, фрахтователей судов и иных лиц, связанных с эксплуатацией водного транспорта, на случай возникновения их обязательств по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам. При этом под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании [1, ст. 8]. Судовладелец в торговом мореплавании может выступать как собственник судна, арендатор, доверительный управляющий, фрахтователь, перевозчик.

Согласно статье 60 КТМ РФ, судовладелец обязан страховать:

— заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию;

— жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

В статье 186 КТМ РФ говорится, что перевозчик несет ответственность за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату багажа пассажира или повреждение его багажа, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).

Статья 103.1 КВВТ РФ определяет, что:

  1. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Кодексом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.
  2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан — супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
  3. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.
  4. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни или здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.
  5. В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, иному находящемуся при этом пассажире имуществу, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится на борту судна, периоды посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир доставляется водным путем с берега на судно или наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира.

Согласно Приказу Минтранса РФ от 5 мая 2012 г. N 140 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте», жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации на время перевозок их на внутреннем водном транспорте, за исключением пассажиров, перевозимых по пригородным, внутригородским, экскурсионно-прогулочным маршрутам перевозок пассажиров, и на переправах.

В настоящее время в российской правовой литературе существует только незначительное количество исследований, посвященных страхованию ответственности судовладельцев. Проведя анализ трудов авторов, особенно хотелось отметить то, что ни один автор, чьи исследования посвящены страхованию ответственности судовладельцев не затрагивает аспекты и проблемы страхования ответственности судовладельцев маломерных судов в России.

Таким образом, тема страхования ответственности судовладельцев маломерных судов не разработана в отечественной науке и нуждается во всестороннем исследовании.

Более того, в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации в статье 121 говорится, что эксплуатация владельцем (в том числе в целях транзита) судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Объектом указанного страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.

В соответствии с настоящей статьей подлежат страхованию или финансовому обеспечению следующие страховые риски:

1) возникновение ответственности владельца судна за вред, причиненный при столкновении его с другими судами;

2) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный его судном имуществу третьих лиц в результате утраты (гибели) или повреждения любого имущества (включая плавучее), в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей;

3) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и другими веществами;

4) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в части обязанности судовладельца, предусмотренной настоящим Кодексом.

По мнению автора исключение маломерных судов и прогулочных судов необоснованно, поскольку это такие же участники торгового мореплавания, где возникают вышеуказанные риски в ходе их эксплуатации.

Также в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации имеются статьи обязывающие собственника судна осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение своей ответственности. Так, согласно статье 336.6, собственник судна вместимостью более чем 1 000, зарегистрированного в Российской Федерации, должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение своей ответственности за ущерб от загрязнения в сумме, равной пределу его ответственности, определяемому в соответствии с правилами, установленными главой 21 настоящего Кодекса.

Собственник судна вместимостью 300 и более для покрытия своей ответственности за удаление затонувшего судна должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение такой ответственности в соответствии с требованиями Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года [1, ст. 336.11].

Однако ни одно маломерное судно не имеет вместимость, указанную в статьях 336.6 и 336.11 КТМ РФ.

Ввиду вышеперечисленного автор считает необходимым разработать закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности маломерных судов». С автострахованием ОСАГО всё понятно, но с водным транспортом картина принципиально другая — услуга страхования далеко не так популярна.

Не может пройти незамеченным то обстоятельство, что при разработке такого закона необходимо учитывать интересы собственников маломерных судов, поскольку система налогообложения маломерных судов несовершенна и требует кардинальных изменений. Например, как правило средняя мощность гидроцикла и катера составляет 200л.с., а значит, согласно «Налоговому калькулятору — Расчет транспортного налога», собственник такого катера в Санкт-Петербурге за год владения заплатит 40 000 рублей (налог за 1л.с. составляет 200 рублей), а гидроцикла 100 000 рублей соответственно (налог за 1л.с. составляет 500 рублей). Средняя мощность яхты до 20 метров составляет 1500л.с., собственник такой яхты в Санкт-Петербурге заплатит 600 000 рублей (налог за 1л.с. составляет 400 рублей). И это при условии того, что период навигации в России составляет 3–6 месяцев, то есть большую часть времени маломерное судно не используется. Не вызывает сомнений тот факт, что судовладельцы идут на уловку в виде постановки на учет своих судов только на период навигации. Затем они снимают судно с учета, как следствие бюджет недосчитывается налоговых поступлений.

В настоящее время главным образом следует обратить внимание на то, что нарастает необходимость комплексного научного подхода к решению проблемы принятия предупредительных законотворческих мер по регулированию страхования ответственности судовладельцев маломерных судов с соответствующими изменениями в нормативно-правовых актах, регулирующих торговое мореплавание.

Подводя итоги, необходимо сказать о том, что автор предлагает разработать закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности маломерных судов»; в статье 121 КВВТ РФ упразднить фразу «за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов»; дополнить главу 2 Приказа МЧС России от 06.07.2020 N 487 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» следующим пунктом: «Пользование маломерными судами разрешается если застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта». Более того, система налогообложения маломерных судов требует радикальных изменений, для того чтобы стимулировать страхование ответственности судовладельцев маломерных судов.

Литература:

1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 22.06.2024)

2. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 27.11.2023)

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) ГК РФ Глава 48

4. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (Лондон, 23 марта 2001 г.)

  1. Международная конвенция об удалении затонувших судов (Найроби, 18 мая 2007 г.)
  2. Международная Конвенция о труде в морском судоходстве (Женева, 23 февраля 2006г.)
  3. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015–1 (ред. от 29.12.2022) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
  4. Приказ МЧС России от 06.07.2020 N 487 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации»
  5. Приказ Минтранса России от 5 мая 2012 г. N 140 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте»
  6. Приказ Минтранса России от 19.01.2018 N 19 (ред. от 11.02.2019) «Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям».
  7. https://er-gosduma.ru/news/vasiliy-piskarev-prizval-mchs-uskorit-rabotu-po-proektu-zakona-o-bezopasnost-lyudey-na-vodnykh-obekt/. Дата обращения 15 июля 2024 г.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, Российская Федерация, суд, страхование ответственности судовладельцев, судно, финансовое обеспечение, Россия, собственник судна, торговое мореплавание, морской порт.


Похожие статьи

К вопросу о понятиях суброгации и регресса в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

В статье анализируются такие понятия как суброгация и регресс в Российской системе права, проводится разграничение понятий, рассматриваются отличительные и схожие черты данных понятий.

Вопросы разграничения гражданско-правовой ответственности в случае авиакатастрофы

В статье рассматривается современное состояние и основные проблемы разграничения гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика в случае авиакатастрофы. В работе представлен анализ существующих механизмов компенсации жертвам авиакатастроф, возме...

Правовые аспекты системы страхования депозитов юридических лиц

Учитывая, что одной из наиболее экономически незащищенных сторон в правоотношениях с коммерческими банками при их банкротстве являются вкладчики, защита прав и законных интересов которых имеет системообразующее значение для экономики страны. В работе...

Ключевые аспекты организации морских перевозок

Перевозка товаров морским видом транспорта, помимо продолжительности по времени, имеет ряд сложившихся исторически особенностей, присущих исключительно этому способу транспортировки. К примеру, за время доставки может измениться собственник товара на...

Гражданско-правовая ответственность граждан и юридических лиц

Статья посвящена определению актуального вопроса о гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц, как в российском, так и зарубежном праве, а именно на примере европейских стран. Автором изучаются гражданские положения, на основании к...

Уголовно-правовая характеристика понятия и видов автотранспортных преступлений в российском правовом поле

В статье рассмотрены общепринятые понятие и виды автотранспортных преступлений в контексте анализа действующих нормативно-правовых актов РФ. Автор исследует наступление уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений и квалифика...

Эскроу-счета как правовой механизм решения проблем участников долевого строительства

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового регулирования отношений по договору участия в долевом строительстве, в частности вопросы, связанные с эскроу-счетами, выявлены проблемы правового применения данного механизма, проведен анализ плю...

Управление риском в сфере страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб

Риски гражданской ответственности предприятий атомной отрасли сложны в оценке ввиду малой статистики страховых случаев. Однако, при возникновении радиационной аварии последствия в виде вреда третьим могут существенно ухудшить финансовую устойчивость ...

Положение кредиторов при преднамеренном банкротстве

В данной статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы защиты прав кредиторов в случае преднамеренного банкротства. Кроме того, уделяется внимание специфике общественных отношений между кредиторами и лицами, которые совершают преступления в обл...

Актуальные проблемы квалификации преступлений в сфере обращения денег, ценных бумаг и иных платежных документов

В статье автором уделяется пристальное внимание вопросам определения роли денежных средств и ценных бумаг для экономики государства в целом. Также раскрываются проблемные аспекты, связанные с квалификацией преступлений в данной сфере, указываются кри...

Похожие статьи

К вопросу о понятиях суброгации и регресса в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

В статье анализируются такие понятия как суброгация и регресс в Российской системе права, проводится разграничение понятий, рассматриваются отличительные и схожие черты данных понятий.

Вопросы разграничения гражданско-правовой ответственности в случае авиакатастрофы

В статье рассматривается современное состояние и основные проблемы разграничения гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика в случае авиакатастрофы. В работе представлен анализ существующих механизмов компенсации жертвам авиакатастроф, возме...

Правовые аспекты системы страхования депозитов юридических лиц

Учитывая, что одной из наиболее экономически незащищенных сторон в правоотношениях с коммерческими банками при их банкротстве являются вкладчики, защита прав и законных интересов которых имеет системообразующее значение для экономики страны. В работе...

Ключевые аспекты организации морских перевозок

Перевозка товаров морским видом транспорта, помимо продолжительности по времени, имеет ряд сложившихся исторически особенностей, присущих исключительно этому способу транспортировки. К примеру, за время доставки может измениться собственник товара на...

Гражданско-правовая ответственность граждан и юридических лиц

Статья посвящена определению актуального вопроса о гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц, как в российском, так и зарубежном праве, а именно на примере европейских стран. Автором изучаются гражданские положения, на основании к...

Уголовно-правовая характеристика понятия и видов автотранспортных преступлений в российском правовом поле

В статье рассмотрены общепринятые понятие и виды автотранспортных преступлений в контексте анализа действующих нормативно-правовых актов РФ. Автор исследует наступление уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений и квалифика...

Эскроу-счета как правовой механизм решения проблем участников долевого строительства

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового регулирования отношений по договору участия в долевом строительстве, в частности вопросы, связанные с эскроу-счетами, выявлены проблемы правового применения данного механизма, проведен анализ плю...

Управление риском в сфере страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб

Риски гражданской ответственности предприятий атомной отрасли сложны в оценке ввиду малой статистики страховых случаев. Однако, при возникновении радиационной аварии последствия в виде вреда третьим могут существенно ухудшить финансовую устойчивость ...

Положение кредиторов при преднамеренном банкротстве

В данной статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы защиты прав кредиторов в случае преднамеренного банкротства. Кроме того, уделяется внимание специфике общественных отношений между кредиторами и лицами, которые совершают преступления в обл...

Актуальные проблемы квалификации преступлений в сфере обращения денег, ценных бумаг и иных платежных документов

В статье автором уделяется пристальное внимание вопросам определения роли денежных средств и ценных бумаг для экономики государства в целом. Также раскрываются проблемные аспекты, связанные с квалификацией преступлений в данной сфере, указываются кри...

Задать вопрос