В статье рассмотрены общепринятые понятие и виды автотранспортных преступлений в контексте анализа действующих нормативно-правовых актов РФ. Автор исследует наступление уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений и квалификацию составов преступлений в теоретическом аспекте. В заключение автор формулирует собственные выводы относительно проведенного анализа.
Ключевые слова: транспорт, уголовная ответственность, дорожно-транспортное происшествие, преступление, нарушение правил, тяжкие повреждения, последствия, ограничение, эксплуатация транспортного средства, состояние опьянения.
В современных реалиях тематика понятия и видов автотранспортных преступлений, а также квалификация состава таких преступлений обретают особую значимость. Ежегодно на дорогах нашей страны фиксируется все большее количество автотранспортных преступлений, в которых число смертельных исходов и тяжких увечий пострадавших, в том числе детей, стремительно увеличивается. Такая неутешительная статистика вызвана, в первую очередь, заметно возросшим числом владельцев автотранспорта, доступностью его приобретения. Все больше молодежи стремится получить право управления автомобилем сразу же по достижении совершеннолетия, однако, не имея опыта и не осознавая все бремя уголовной ответственности за свою жизнь и жизнь других людей, нередко совершают преступления по неосторожности, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В связи с этим исследование сферы автотранспортных преступлений особенно актуально.
В уголовно-правовом законодательстве под автотранспортными преступлениями понимаются преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. К таким преступлениям относятся нарушение правил безопасности движения, нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при наличии административного наказания или судимости, управление транспортным средством после административного наказания в виде лишения права на управление транспортным средством и т. д. Регулированию безопасности движения посвящена глава 27 УК РФ.
По мнению Коробеева А. И., «транспортные правонарушения — это предусмотренные административным или уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на установленные законом или иным нормативным актом порядок безопасного функционирования (движения или эксплуатации) механических транспортных средств» [2]. Считаем, что данное определение не совсем точно передает суть общественных отношений, на которые влияют совершенные на транспорте правонарушения. Соктоев З. Б., в свою очередь, пишет, что лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, «воздействует на безопасность дорожного движения, снижая или вовсе ликвидируя состояние защищенности таких социальных ценностей как здоровье, жизнь человека» [2]. Данная дефиниция, на наш взгляд, не может считаться исчерпывающей, поскольку не содержит указания на материальную, имущественную сторону — причинение материального ущерба.
Предметом транспортных преступлений являются различные виды транспорта. В уголовно-правовом поле под транспортом понимается транспортное средство, предназначенное для перевозки людей и (или) грузов. К транспортным средствам следует отнести различные виды железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, все виды автомобилей, трактора и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы, мотоциклы и другие механические транспортные средства [1]. Характеристика каждого из названных видов транспорта дается в ведомственных нормативных актах. Правовыми основами обеспечения транспортной безопасности в российском законодательстве определены: Воздушный кодекс РФ; Кодекс внутреннего водного транспорта РФ; Кодекс торгового мореплавания РФ; федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; федеральный закон от 10.12.1995 (ред. от 29.11.2021) № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; другие законы и подзаконные правовые акты.
Как правило, все автотранспортные преступления имеют материальные составы, для квалификации которых требуется установить наступление общественно опасных последствий, которыми в уголовном законодательстве определены причинение тяжкого вреда здоровью, причинение крупного ущерба, наступление смерти. Транспортные преступления могут иметь смешанный состав: административное правонарушение, дисциплинарное, которое совершено умышленно, а также причинение преступных последствий, в которых установлена форма вины — по неосторожности.
Опираясь на нормы ст. 263, 263.1, 264, 264.1, 266, 268–271 УК РФ, субъектом автотранспортного преступления следует считать «лицо, управляющее транспортным средством, или иное лицо, профессионально обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе обеспечивать его безопасную эксплуатацию» [1].
На современном этапе развития уголовного права РФ общеизвестны следующие виды автотранспортных преступлений:
1) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ);
2) нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ);
3) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ);
4) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ).
Первая из перечисленных статей рассматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; во второй говорится об административной преюдиции в отношении лица, управляющего автомобилем в состоянии опьянения. В третьей статье закреплена ответственность за некачественный ремонт транспортных средств, и выпуск их в эксплуатацию. Четвертая посвящена ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, и рассматривает, в первую очередь, ответственность пассажиров и пешеходов за нарушение Правил дорожного движения, или правил эксплуатации транспортного средства [3].
Анализ научных работ некоторых авторов и уголовно-правовых норм действующего законодательства позволил сформулировать некоторые выводы. Во-первых, в уголовном законодательстве РФ не закреплено понятие автотранспортные преступления, рассматривается лишь понятие транспортных преступлений, а также определяются виды транспортных средств, посредством которых могут совершаться общественно опасные посягательства (автомобиль, трамвай или другие виды механических средств). В связи с этим возникает вопрос о соотношении определения «транспортное преступление» и «автотранспортное преступление». На наш взгляд, автотранспортное преступление может быть определено как совершение лицом или группой лиц неправомерного действия либо бездействие, как умышленно, так и по неосторожности, в процессе использования (эксплуатации) любого автомототранспорта, в результате чего наступили тяжкие последствия для других лиц и нанесен материальный ущерб городской среде и личности.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8e5fcf710c27540ef52674556690b5d38da55b6e/
- Яшина А. С. Понятие транспортных преступлений в уголовном праве России [Электронный ресурс] // Отечественная юриспруденция. 2019. № 7 (39). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-transportnyh-prestupleniy-v-ugolovnom-prave-rossii
- Попович Д. Н. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. 2019. № 1–1 (55). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-za-narushenie-pravil-dorozhnogo-dvizheniya-i-ekspluatatsii-transportnyh-sredstv
- Кудряшов А. В. Некоторые проблемы квалификации транспортных преступлений [Электронный ресурс] // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2018. № 3 (44). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-kvalifikatsii-transportnyh-
- Медведев Е. В. Вина в составах транспортных преступлений [Электронный ресурс] // Транспортное право. 2019. № 4. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41377628
- Тагамлицкий А. С. Уголовная ответственность за преступления, нарушающие правила дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. 2019. № 2–2 (56). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-za-prestupleniya-narushayuschie-pravila-dorozhnogo-dvizheniya-i-ekspluatatsiyu-transportnyh-sredstv
- Хакимова Р. Ф. Уголовная ответственность за автотранспортные преступления [Электронный ресурс] // Стерлитамак, 2020. — 72 с. — Режим доступа: https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/SF/2020/UF/HakimovaRF_40.04.01_Jurisprudence_mag_2020.pdf